Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология проблемного и программированного обучения

Основы проблемной технологии обучения

Проблемное обучение – это совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Центральными категориями проблемного обучения является про­блемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллекту­альные усилия.

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемыми к реше­нию, перерастает в проблему.

Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения.

Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых.

С этой целью предусматриваются различные уровни проблемности:

1-й уровень: руководитель занятия сам анализирует проблемную си­туацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

2-й уровень: руководитель занятия сам вместе с обучаемыми анали­зирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно форми­руют задачу и решают ее;

3-й уровень (самый высокий) предполагает доведение обучаемым проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют само­стоятельно.

 

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

• когда обнаруживается несоответствие между имеющимися система­ми знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

• когда необходимо выбрать из многообразия систем имеющихся зна­ний единственно необходимой системы, которая только и может обеспе­чить правильное решение предложенной проблемной задачи;

• новые практические условия использования имеющихся знаний (по­иск путей применения знаний на практике);

• противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа или, наоборот, между практически достигнутым результатом вы­полнения задания и отсутствием теоретического обоснования;

• при использовании схем: когда существует противоречие между ста­тическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

 

Программированное обучение

Программированно­е обучение – это обучение, в процессе которого осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устрой­ства (обучающая машина, ЭВМ, программированный учебник).

Сущность программированного обучения заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их после­довательное предъявление обучаемым. Причем, переход к изучению после­дующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих.

Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каж­дый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым оп­ределенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного (дается необходимая информация об изучаемом знании или действии); контрольного (в форме задания для самостоятельного выполнения); управляющего (обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получа­ет указания о переходе к какому-то следующему шагу).

В зависимости от характера шагов программы различают

• линейную систему программированного обучения, первоначально разработанную американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучающей программы последова­тельно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими сло­вами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо спосо­бом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если нет, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающем безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мнению Скиннера, обучаемый учится глав­ным образом выполнять задания, а подтверждение правильности выполне­ния задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятель­ности учащихся;

• разветвленную программу программированного обучения, основопо­ложником которой является американский педагог Н. Краудер. Контроль­ные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а осталь­ные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получит подтверждение правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если он допустил ошибку, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, в этом случае он получает указание вернуться к ка­кому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линей­ный, разветвленный или оба этих принципа.

Достоинства программированного обучения: индивидуализация обу­чения, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности обучаемых, самостоятельность и активность обучаемых, наличие продук­тивной обратной связи между руководителем занятия и обучаемыми. Од­нако следует иметь в виду, что программированное обучение эффективно лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации.

Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, особенно компьютерное, обеспечивает не только достаточно высокий уро­вень обучения, но и развитие учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура процесса обучения. Сущность и структура процесса обучения | Технология личностно-ориентированного обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.