КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология проблемного и программированного обучения
Основы проблемной технологии обучения Проблемное обучение – это совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Центральными категориями проблемного обучения является проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемыми к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения. Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых. С этой целью предусматриваются различные уровни проблемности: 1-й уровень: руководитель занятия сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения; 2-й уровень: руководитель занятия сам вместе с обучаемыми анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формируют задачу и решают ее; 3-й уровень (самый высокий) предполагает доведение обучаемым проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе: • когда обнаруживается несоответствие между имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями); • когда необходимо выбрать из многообразия систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, которая только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи; • новые практические условия использования имеющихся знаний (поиск путей применения знаний на практике); • противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа или, наоборот, между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования; • при использовании схем: когда существует противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.
Программированное обучение Программированное обучение – это обучение, в процессе которого осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (обучающая машина, ЭВМ, программированный учебник). Сущность программированного обучения заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление обучаемым. Причем, переход к изучению последующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих. Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного (дается необходимая информация об изучаемом знании или действии); контрольного (в форме задания для самостоятельного выполнения); управляющего (обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указания о переходе к какому-то следующему шагу). В зависимости от характера шагов программы различают • линейную систему программированного обучения, первоначально разработанную американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучающей программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если нет, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающем безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мнению Скиннера, обучаемый учится главным образом выполнять задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности учащихся; • разветвленную программу программированного обучения, основоположником которой является американский педагог Н. Краудер. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получит подтверждение правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если он допустил ошибку, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, в этом случае он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме. Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный, разветвленный или оба этих принципа. Достоинства программированного обучения: индивидуализация обучения, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности обучаемых, самостоятельность и активность обучаемых, наличие продуктивной обратной связи между руководителем занятия и обучаемыми. Однако следует иметь в виду, что программированное обучение эффективно лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, особенно компьютерное, обеспечивает не только достаточно высокий уровень обучения, но и развитие учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |