КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умственное воспитание школьников. Формирование научного мировоззрения школьников
Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его цель – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. система взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Задачи умственного воспитания: - развитие памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; - формирование культуры учебного и интеллектуального труда; - стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями; - развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.
Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли, и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п. Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на "зону ближайшего развития", предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знании; б) взгляды; в) убеждения; г) идеалы. В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы).
Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных общественных явлений, определением своего отношения к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному объясняют представители научного и религиозного мировоззрения. Более действенным компонентом мировоззрения человека являются убеждения. Под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют прочность жизненных ориентации личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения есть результат сложнейшего интеллектуально-эмоционального процесса и жизненного опыта личности, в результате которых усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов поведения и служат основой укрепления ее волевых усилий. Убеждение — это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea — идея, понятие, представление) — это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением личности; это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах поведения и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Основные задачи работы школы по формированию мировоззрения учащихся заключаются в следующем: а) добиваться научно-материалистического развития природы, общества и сознания людей;
б) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей, в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей; в) вырабатывать у школьников стремление, мотивы и умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия, в созидательной, трудовой и общественной деятельности; г) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии, некоторых пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении тенденции, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем. Наиболее общими критериями сформированности мировоззрения являются: - глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления; - развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства; - проявление социальной активности, эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |