Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные электронные издания

Учебное электронное издание: электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Электронные учебные издания делятся на электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебники, электронные учебные пособия (в т.ч. хрестоматии), электронные тренажеры и лабораторные работы, электронные базы данных учебного назначения, электронные системы контроля знаний.

Состав ЭУМК определен приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 и включает учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники – позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.

Электронный учебник - основное учебное электронное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, полностью соответствующее требованиям и основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта специальности.

Электронное учебное пособие - учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствоватьтребованиями содержаниюпрограммы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в университете порядке.

Электронное учебное издание должно:

- соответствовать современному научному уровню, обеспечивать творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками, предусмотренными целями и задачами учебного процесса

- отличаться высоким уровнем технического исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методических приемов, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения учебного материала.

Вне зависимости от содержания и объема электронного учебного издания можно выделить три главных требования пользователей к нему: адекватность содержания, эффективность формы представления, экономическая эффективность.

Адекватность содержания подразумевает:

- соответствие государственному образовательному стандарту;

- полноту представления учебного материала, достаточную для освоения дисциплины (раздела дисциплины);

- поддержку различных форм обучения (заочной, очной, очно-заочной, индивидуальной и коллективной, дистанционной);

- поддержку разных видов учебных занятий (изучение теоретического материала, практические и лабораторные работы);

- поддержку разных форм контроля знаний (промежуточного, итогового, самоконтроля);

- учет новейших тенденций в науке и технике.

Эффективность формы представления информации включает в себя такие требования, как простота и удобство применения, эргономичность, поддержка активности студента, обеспечение коммуникации с преподавателем и сокурсниками.

Экономическая эффективность обучающей системы во многом зависит от таких свойств электронного учебного издания, как длительный срок эксплуатации, возможность модернизации в процессе эксплуатации, низкая себестоимость и цена, разумная конфигурация необходимых технических и общесистемных средств, соответствия международному стандарту SCORM.

Для разработок электронных учебных изданий предпочтительно использование программно-инструментальных средств, позволяющих реализовать в учебных целях общепринятые в глобальной информационной системе World Wide Web средства гипермедиа (так называют сочетание механизма гипертекста со средствами мультимедиа), способствующие активизации процесса познания и позволяющие:

- использовать зрительную и звуковую, логическую и образную память

- инициировать активность учащегося в процессе обучения

- организовать живую взаимосвязь между изучаемыми темами

- включить контроль и самоконтроль в состав электронного учебного издания

- представить электронное учебное издание как посредника между преподавателем и учащимся.

Авторы электронного учебного издания должны обеспечить:

· модульную структуру учебного материала и четкость деления учебного материала на составляющие части

· представление каждого отдельного модуля и издания в целом в стандарте SCORM

· простоту отбора учебного материала для различных категорий обучаемых путем исключения или дополнительного введения набора объектов изучения.

Электронные учебные издания должны обеспечивать обучаемому возможность работы в интерактивном режиме, легкость и простоту навигации по структуре электронного учебного издания. Под навигацией понимается возможность быстро перейти от одной темы к другой, получить необходимую справку, комментарий, просмотреть иллюстрацию (в том числе, видеофильмы, интерактивные анимации, виртуальные модели), быстро найти необходимую информацию, выйти в Интернет, обменяться по электронной почте сообщениями с преподавателем. Рекомендуется использовать следующие общепринятые методы навигации по учебному материалу любого курса:

- постраничный доступ к материалу – этот наиболее близкий к традиционному использованию учебных пособий метод используется при получении знаний по какой-либо дисциплине во всех случаях, когда важна последовательность в изложении материала, при этом происходит продвижение по тексту с демонстрацией всех связанных элементов мультимедиа

- возможность доступа по разделам, темам и подтемам материала важна для понимания логики курса в целом и часто применяется для повторного обращения к информации и при пользовании справочниками

- поиск по ключевому слову, словосочетанию, строке дает возможность находить требуемые сведения по нужным понятиям, даже не имея представления о логике изложения информации в данной дисциплине

- возможность навигации в текстах по «горячим» словам и связанным темам означает, что при чтении текста пользователь может выяснить значение выделенных понятий, переместиться в связанный с изложением фрагмент другой темы, в конце текста перейти к одной из тем, логически продолжающих прочитанную

- доступ по элементам мультимедиа, содержащимся в обучающей системе, облегчает поиск нужной информации, поскольку для памяти человека удобнее оперировать со зрительными и звуковыми образами, а не с абстрактными понятиями. В зависимости от организаций материала такими медиаэлементами могут быть таблицы, графики, схемы, рисунки, картографические изображения, анимация, звуковые и музыкальные фрагменты, фотографии, кино- и видеоматериалы, интерактивные элементы.

Реализующая эти возможности подсистема контроля знаний должна обеспечивать сохранение результатов промежуточного и итогового тестирования обучаемого в базе данных системы электронного деканата, доступной для анализа состояния учебного процесса с электронного рабочего места преподавателя.

Учебные электронные издания также подлежат государственной регистрации. В 1998 г. при Министерстве образования РФ был создан Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям. Совет присваивает изданиям рекомендательный гриф:

- рекомендовано в качестве учебника;

- рекомендовано в качестве учебного пособия;

- рекомендовано для использования в учебном процессе;

- рекомендовано для использования в самостоятельном и дополнительном образовании.

Тенденцией последнего времени является создание депозитариев электронных учебных изданий на сайтах университетов (например, Алтайского государственного университета – irbis.asu.ru/index.html) или интернет-магазинов (например, магазин «Учколектор» - www.uchcollector.ru).

Интеграция информационно-образовательных интернет-ресурсов осуществляется в рамках государственной программы «Университеты России» и российской научно-образовательной сети RUNNet (www.runnet.ru). Важным этапом в развитии образовательного контента российского Интернета стало создание системы федеральных образовательных порталов, в состав которой вошли Федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru) и тематические порталы (по областям знаний и направлениям образовательной деятельности). Одним из важных проектов, реализуемых по Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО), является создание и развитие информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (далее для краткости именуемой ИС "Единое окно"), доступной по адресу http://window.edu.ru. Эти работы ведутся с 2005 года и стали дальнейшим развитием направления деятельности по интеграции ресурсов, связанной с системой образовательных порталов. Основными компонентами ИС "Единое окно" являются интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов и подсистема новостей, включающая несколько новостных лент по образовательной тематике.

Таким образом, учебные издания с точки зрения разработки отличаются использованием мультимедийных технологий, сложной системой навигации и контроля знаний. Для разработки учебных электронных изданий применяют специализированные программные пакеты (см. схему 3.)

Схема 3. Программные продукты для создания электронных учебных изданий.

 

 

 

Примеры учебных электронных изданий:

1. Александр и Наполеон [Электронный ресурс]: История двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. — Электрон. дан. — М.: Интерсофт, сор. 1997. —1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см.—Систем. требования: ПК с процессором 486 DX2-66; 8 Мб ОЗУ; Microsoft Windows 3.1 или Windows 95; 2-скоростной дисковод CD-ROM; видеокарта SVGA 256 цв.; зв. карта 16 бит стандарта МРС; стереоколонки или наушники. — Загл. с этикетки диска.

2.Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.]. — Электрон. дан. и прогр. — СПб.: ПитерКом, 1997. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). — Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Мб; Windows 95; зв. плата; динамики или наушники. — Загл. с экрана.

3. Learn to speak French. Module 1, Beginner level [Electronic resource]. — Cleveland (Ohio): Polyglot Media, cop. 1994. — 1 electronic optical disc (CD-ROM): sd., col.; 12 cm. — System requirements: IBM-compatible PC; DOS 5.0 or higher; IMB RAM; hard disk with 10 MB free space; CD-ROM player. — Title from disc label.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научные электронные издания | Примеры официальных электронных изданий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 12126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.