Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Методика социологических исследований

Лекция 2. Культура социологического мышления

Важной задачей курса социологии является формирование культуры социологического мышления. Это также важный компонент культуры современного руководителя. Культура социологического мышления зависит от того, в какой мере усвоена специфика социологии. Важна профессиональная осведомленность социолога, умение активно использовать основные методы исследования. Важный аспект социологического мышления предполагает умение оперировать количественными данными, составлять исследовательские документы, проводить эмпирические исследования, обрабатывать их и уметь интерпретировать полученные результаты. Необходимо понимание того, что социология опирается на количественные данные, что полученные результаты имеют вероятностный характер. Объективность, отсутствие стремления подогнать результаты под заказанные параметры или заранее подготовленные выводы характеризует культуру мышления социолога. Специфика социологического мышления предполагает интерес к массовым процессам и явлениям, к тем закономерностям, которые присуще не отдельному индивиду, а группе, коллективу, сообществу. Важен интерес социолога к взаимосвязям социальных явлений и процессов, присущих разным, пересекающимся плоскостям социального пространства, например, к связям между экономическими, политическими, социальными, культурными процессами. Интерес к общественному мнению и внимание к процедурным аспектом его изучения, таким как выборка, ошибка выборки важная составляющая социологического мышления. Социолог стремится к сопоставимости полученных ими результатов с данными аналогичных исследований. Культуре социологического мышления чужд узкий эмпиризм, неприемлема также чрезмерная абстрактность суждений без определенного соответствия с позитивным знанием. Специфика социологии предполагает сочетание социальной ответственности, заинтересованности в судьбах общества и строгость аналитических суждений, опирающихся на научно обоснованные эмпирические данные. Социолог должен соблюдать этические требования, такие как уважение к респондентам, соблюдение конфиденциальности, не действовать во вред респондентам.

1. Методы социологических исследований

2. Программа социологического исследования

3. Анкета в социологическом исследовании

Методика социологических исследований отвечает на вопрос как провести исследование, с помощью каких методов. Соблюдение требований методики обеспечивает научный уровень исследования, повышает надежность его, вызывает доверие к исследованию потребителей социологической информации. Первое с чего начинает социолог исследование — это составление программы. В программе излагается обоснование проблемы исследования, формулируются цели, задачи и рабочие гипотезы исследования, определяется объект исследования, выборка и методы проведения исследования. Здесь содержится также рабочий план исследования и программа обработки полученной информации. Рабочие гипотезы — это предположения ученого о возможных закономерностях изучаемых явлений. Гипотезы нужны для правильного и точного составления исследовательских документов, например, анкет. С помощью исследования социолог проверяет гипотезы, выражает ориентировочные предположения в количественной форме. Гипотезы бывают двух видов: сущностные и факторные. Сущностные гипотезы раскрывают содержание исследуемых явлений. Факторные гипотезы — это предположения о причинах, исследуемых явлений, о факторах, воздействующих на динамику, изучаемых процессов. Существуют методы опроса, наблюдения, анализа документов, статистка, социальный эксперимент, социальное моделирование. Объектом исследования является то сообщество, которое согласно целям интересует социолога. Если изучается общественное мнение населения республики по какому-либо вопросу, то объектом будет взрослое население Украины. Все лица входящие в объект исследования именуются генеральной совокупностью. В социологическом исследовании, как правило, опрашивают не всю генеральную совокупность, а только ее часть, которую именуют выборкой. Итак, выборка — это часть генеральной совокупности, которая состоит из конкретных единиц наблюдения в данном исследовании. Размер выборки определяют с помощью теории вероятностей. Статистический минимум выборки — 30 человек. При изучении общественного мнения республики достаточно опросить 1200 — 2000 человек. Для масштабов города достаточно опросить примерно 500 — 800 человек. Для изучения отдельных трудовых коллективов иногда выборку определяют в количестве 10% от общего состава работников. Более точно выборка вычисляется по специальным формулам. Важно не только определить размер, но и состав выборки. Существует несколько способов определения состава респондентов. Все эти способы должны обеспечивать репрезентативность выборки. Репрезентативность или представительность выборки — это соответствие социальной и демографической структуры выборки структуре генеральной совокупности. Например, если в генеральной совокупности 40% пенсионеров, 20% молодежи, 50% женщин, 30% рабочих, то и структура выборки также должна содержать эти социальные группы в таких же пропорциях. Самый надежный способ — это выборка по месту жительства. Делается она следующим способом. Социолог задается шагом выборки, например, числом 10. Берется список всех улиц города в алфавитном порядке. Выбирается каждая десятая улица. На этой улице выбирается каждый десятый дом. Если дом на одну семью — выборка закончилась. Если дом многоквартирный, то берется каждая десятая квартира. Опрашивается по желанию один человек из семьи. Опрос случайных прохожих на улице считается ненадежным. В некоторых случаях при необходимости программа может содержать пакет программного обеспечения обработки информации на ЭВМ. Методы исследования выбираются в соответствии с характером, изучаемой проблемы. Метод опроса. Существует несколько разновидностей данного метода. Наиболее распространенным является анкетный опрос с помощью опросного листа, вопросника. Следующим вариантом опроса является интервью, которое может проводиться без заранее подготовленного вопросника, но по специальному плану. Социолог беседует с респондентом, задавая вопросы по ходу этой беседы. В маркетинговых социологических исследованиях часто используют такой метод опроса, как фокус-группа. Когда обсуждают желаемые потребительские качества будущего товара в группе из 30 потенциальных покупателей. Социальная статистика. Анализируя статистические данные, сопоставляя их по годам, регионам и другим показателям социолог может сделать важные выводы. Анализ документов. Под документом в социологии понимается любая зафиксированная информация: газеты, журналы, письма, телевизионные и радио сообщения и т. п. Количественная и качественная обработка документов именуется в социологии контент-анализом. В тексте документа выделяются слова, фразы, фрагменты определенной тематики. Затем социолог подсчитывает частоту данных фрагментов текста и на основании этого делается вывод о степени внимания общества к той или иной проблеме. Метод наблюдения. Он может быть включенным, когда социолог включается в деятельность сообщества и наблюдает интересующее его процессы как бы изнутри, сам принимая в них участие. Невключенное наблюдение предполагает дистанциирование социолога от изучаемого явления на основании взгляда, так сказать, «со стороны». Метод социального эксперимента. Выделяется два сообщества. Одно из них контрольное, другое — экспериментальное. Социолог меняя какие-либо параметры в экспериментальной группе исследует эффект такого воздействия. Метод социального моделирования. В математической, количественной форме описываются некие социальные явления, а затем с помощью ЭВМ имитируют изменения этих явлений, включая тот или иной параметр. Анкета и анкетный опрос. Анкета — это опросной лист, имеющий определенную структуру. Анкета имеет название и введение. Во введении содержится информация о целях исследования, кто проводит исследование, краткая инструкция о способе заполнения, указание на то, что анкета анонимная и желательна краткая вежливая формула. Источником вопросов являются задачи исследования, рабочие гипотезы(как сущностные, так и факторные), пожелания заказчика, вопросы из анкет, ранее проведенных аналогичных исследований. В конце анкеты содержатся вопросы о социально-демографических признаках респондента(паспортичка), таких как пол, возраст, образование, род занятий и т. п. Типы вопросов. Открытый вопрос не содержит готовых вариантов ответа. Закрытый вопрос содержит заранее подготовленные ответы. Респондент должен выбрать один или несколько вариантов. 2. Альтернативные или развернутые вопросы. Альтернативный вопрос требует ответа «да» или «нет». Развернутый вопрос, типа «меню», содержит несколько вариантов ответа. Шкальный вопрос позволяет измерить интенсивность, силу, степень важности того или иного варианта ответа. Шкала может выглядеть в виде предложений, типа: «В большой степени», «средней степени», «небольшой степени». Методика — это обширная отрасль социологического знания, овладение которой позволяет проводить надежные, научно обоснованные социологические исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Предмет социологии | Лекция 4. Общество и его социальная структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.