Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Социология общественного мнения

Лекция 8. Социальные технологии

Социальные технологии — это система процедур, методов, приемов регулирования социальных процессов и явлений. В отличие от исследовательских процедур технологии направлены на формирование конкретного поведения или деятельности в конкретных ситуациях общественной жизни. Технологический подход представляет собой область конструирования различных средств для решения социальных проблем. Технологическое познание связано с анализом конкретных повседневных ситуаций для определения средств достижения социальных результатов. Технология представляет собой процесс упорядочивания системы применяемых средств и регламентирует деятельность людей по отношению к другим людям. Технология связывает цели, средства и упорядочивает деятельность по достижению цели. Без понимания происходящих процессов невозможно выработать технологию решения проблем. Каждое явление уникально, но в ряду подобных явлений есть повторяющиеся компоненты. Именно наличие этих похожих черт позволяет выработать единую технологию по регулированию социальных процессов. Учет уникальности социальных явлений осуществляется в том, что технологии настраиваются на решение конкретных проблем в конкретных ситуациях. Особенности внедрения технологии зависит от специфики Среды в которой реализуется данная технология. Типы социальных технологий(по уровню социальной деятельности): глобальные, национальные, региональные, на уровне местного самоуправления, социальных организаций и отдельных подразделений. По характеру воздействия выделится — формирующие технологии направленные на формирование определенных социальных процессов; стимулирующие, направленные на поддержание социальных процессов; сдерживающие, задающие границы определенным процессам, ограничивающие их протекание и распространение; деструктивные, т. е. разрушающие, направленные на устранение негативных социальных процессов. Можно выделать также еще два типа: 1) технология подготовки решений(социальная диагностика) и 2) технология их реализации. По содержанию чаще всего встречаются технологии в области кадрового обеспечения, т. е. аттестации, подбора и обучения кадров.

Общественное мнение — это коллективное суждение людей по социально-значимым проблемам. В демократическом обществе управление государством, принятие важных для общества решений осуществляется с опорой на общественное мнение. Поэтому изучение общественного мнения является важной задачей социологов. Из-за того, что общество социально неоднородно, в нем существуют социальные группы с различными интересами, общественное мнение также неоднородно. Границы в различии мнений совпадают с границами социальной структуры. У разных социальных групп разный образ мыслей, разные позиции и мнения по отношению ко многим проблемам общества. Но по некоторым проблемам у большинства населения может сложиться общее мнение. Если более половины людей согласны с определенным мнением, то можно говорить о наличии общественного мнения по данному вопросу. Общественное мнение обладает контролирующей, консультирующей и директивной функциями. Контролирующая функция заключается в том, что общественное мнение вырабатывает суждение по всем социальнозначимым проблемам и тем самым как бы контролирует государство в отношении того, действует ли оно в интересах общества или нет. Если политики, предприниматели и представители других институтов общества заинтересованы в опросе населения, чтобы учитывать общественное мнение в принятии решения, то в этом случае реализуется консультативная функция. Эта функция важна для социологического маркетинга, когда производитель товара интересуется какой товар, с какими качествами нужен потребителю. В случае референдума, выборов Президента или Верховной Рады результаты сплошного опроса населения в соответствии Конституцией имеют обязательный, директивный характер. Для функционирования института общественного мнения необходимы следующие условия: 1) политические(каковыми являются демократия); 2) организационные(организации по изучению общественного мнения); коммуникативные(органы информации, которые сообщают результаты опросов). Общественное мнение по определенной проблеме формируется если: 1) эта проблема вызывает интерес у населения; 2) есть определенный уровень осведомленности, информированности, компетентности по данной проблеме; 3) существует побудительный стимул для высказывания, формулированная мнения. Общественное мнение: 1) нельзя узурпировать, т. е. необоснованно, без опросов, присваивать себе право говорить от имени общества; 2) им нельзя манипулировать, т. е. использовать произвольно, в эгоистических интересах политиков или бизнесменов; 3) нельзя искажать в угоду конъюнктурных потребностей различных институтов. Общественное мнение можно формировать целенаправленными усилиями путем убеждения, внушения, воздействием через механизмы моды, психического заражения в толпе. Правдивая, доступная, исчерпывающая информация позволяет правильно сформировать общественное мнение. Изучить его можно путем опросов, изучением документов на основе выборочного исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Социология преступности | Лекция 10. Социология культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.