КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подход на основе выделения школ управления
Научная школа управления. Ее основателем является Ф. У. Тейлор (1856-1915гг.). Видными последователями Тейлора и активными пропагандистами «научного управления» стали Генри Гант, Фрэнк и Лилиан Гильберт, Харрингтон Эмерсон. В 1903 г. вышла книга Тейлора «Цеховой менеджмент», а в 1911 г. - «Принципы и методы научного менеджмента». Принципиальные положения тейлоризма заключаются в следующем: создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, сложившиеся на практике методы работы, научное исследование каждого ее элемента; отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда; равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Рассматривая в качестве главной цели максимальное увеличение производительности труда, Тейлор пришел к убеждению о целесообразности расчленения каждой операции на элементарные составные части и определения с помощью хронометража наиболее эффективных способов работы, включающих лучшие элементы трудового процесса лучших рабочих. Это потребовало специализации труда отдельных рабочих с учетом их квалификации. Учет рабочего времени вызвал необходимость стандартизации орудий труда, рабочих операций, введения инструкционных карт и системы слежения за ходом работы. Все это вызвало необходимость изменения организации работы мастеров и бригадиров. Тейлор решил отказаться от линейной системы управления, в соответствии с которой каждый рабочий получал указания от одного мастера, и перейти к функциональной системе управления. Эта система работы предусматривала получение каждым рабочим указаний и необходимой помощи от восьми узкоспециализированных специалистов. Такой подход к руководству рабочими положил начало функциональному управлению. Система Тейлора получила широкое распространение в первые три десятилетия XX века. Однако в самих США она встретила самое решительное сопротивление со стороны рабочих и профсоюзных организаций за «дьявольский замысел низвести людей до положения машины». Г. Гант получил известность благодаря работам по реорганизации предприятий, калькуляции и учету, оперативному планированию производства («графики Ганта»). Фрэнк и Лилиан Гильберт изобрели и стали использовать микрохронометр, который использовался в сочетании с кинокамерой для точного определения движений, выполняемых при определенных операциях, и сколько времени занимает каждое из них. Х. Эмерсон занимался вопросами эффективности производства. В 1912 г. вышла его книга «Двенадцать принципов производительности», которые направлены на обеспечение эффективного управления производством. Концепция научного управления убедительно доказала, что управление является самостоятельной областью научных исследований. Классическая, или административная школа управления. В 20-е годы 20 века возникло новое направление в исследовании проблем управления, в границах которого осуществлялась научная разработка принципов организации административной деятельности. Основателем этого направления исследований считается французский инженер и ученый Анри Файоль (1841-1925). Видными представителями «классической школы» являются Лютер Гьюлик, Линдалл Урвик, Макс Вебер, Генри Форд. Если «научная школа управления» решала проблемы построения управления предприятием или цехом, «классическая школа управления» занималась разработкой его общих принципов управления. В своей основной работе «Общая и промышленная администрация» А. Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал на этой основе принципы администрирования. Он считал, что управлять – это значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Файоль выделил в предприятии пять производственных функций (техническую, коммерческую, финансовую, страховую, учетную) и одну административную. Последнюю он разделил на предвидение, организацию, распорядительство, координирование и контроль. По мнению Файоля, реализация этих выделенных интуитивно-логическим способом пяти функций и есть управление. Основу «административной теории» Файоля образуют 14 принципов управления, которые применимы, по мнению Файоля, ко всем сферам административной деятельности: 1) разделение труда, 2)власть-ответственность, 3) дисциплина, 4) единство распорядительности (командования), 5) единство руководства (один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель), 6) подчинение частных интересов общему, 7) вознаграждение, 8) централизация, 9) иерархия, 10) порядок, 11) справедливость, 12) постоянство состава персонала, 13) инициатива, 14) единение персонала (корпоративный дух). Анри Файоль обращал внимание на важность принципа «единство распорядительства», в соответствии с которым работник должен получать указания только от одного руководителя. Файоль считал, что эта система принципов не может быть окончательной и должна оставаться открытой для дополнений и изменений. В отличие от Ф. Тейлора Файоль выступал против наделения функциональных работников административными правами. Он впервые обратил внимание на необходимость создания при руководителях штабов для осуществления подготовки к будущей деятельности предприятия и поиску возможных способов совершенствования организации производства и труда, но которые не должны обладать правом руководства. А. Файоль пытался применить некоторые свои идеи для реорганизации государственной администрации Франции, которые он изложил в докладе «Административная теория государства» на второй Международной конференции по административной науке в Брюсселе в 1923 г. Лютер Гьюлик, базируясь на пяти административных функциях Файоля, несколько их видоизменил и дополнил. Предвидение Гьюлик заменил на планирование, распорядительство - на руководство, контроль - на отчетность и добавил функции укомплектование штата и составление бюджета. Все семь административных функций Гьюлика: 1/ постановка в широком аспекте подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения цели предприятия; 2/ создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между подразделениями, определяется и координируется их деятельность, направленная к определенной цели; 3/ укомплектование штата, то есть вся работа с личным составом, подбор и подготовка кадров и создание необходимых условий для трудовой деятельности. 4/ руководство, то есть принятие решений и оформление их в виде приказов, инструкций, распоряжений. 5/ координация, то есть обеспечение согласованного действия всех подразделений предприятия, образующих благодаря координации единое целое. 6/ отчетность, то есть обеспечение информацией вышестоящих инстанций о ходе работы и организацию собственной информации администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отчетов, докладов и проверок. 7/ составление бюджета, включая туда все, что связано с составлением бюджета в виде планов бухгалтерии и финансового контроля. В результате этих исследований в США, а затем в Англии были созданы службы организации и метода. Такие службы сейчас существуют также почти во всех министерствах Франции. Целью этих служб являются постоянное изучение возможностей совершенствования аппарата государственного управления. Декретами о деконцентрации управления от 14 марта 1964 г, эти методы распространены на префектуры регионов и департаментов Франции. Возглавляет эту работу созданная при министерстве финансов центральная служба организации и метода (УСОМ). После второй мировой войны по предложению министр обороны США Макнамары в государственное управление США внедрена система Р.Р.В. (планирование, программирование, составление бюджета). Во Франции эта система применяется под названием К.С.В. (рационализация бюджетных альтернатив). Она применяется с использованием системного анализа, предусматривающего полное и точное определение поставленных целей (точность обеспечивается использованием ЭВМ) и оценку усредненной стоимости операции. На основе этих методов удается получение ясного представления о вариантах решений, выбор которых осуществляют политические органы. Л. Урвик в 1937г. сформулировал принципы построения формальной организации: -соответствие людей структуре, означающей, что вначале следует разработать организационную структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей степени соответствующих структуре; -создание специального и генерального штабов. Основной функцией генерального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя организации. Основными задачами генерального штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов; -соответствие прав и ответственности. При возложении на линейного руководителя ответственности за выполнение какой-либо деятельности ему необходимо делегировать соответствующие права; -диапазон контроля, означающий число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. По мнению Урвика, диапазон контроля в каждом случае зависит от индивидуальных качеств руководителя и поэтому не может быть установленных норм; -специализация. Могут быть три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку. Однако в чистом виде такое разделение связано со значительными трудностями, поэтому целесообразно выбирать в каждом случае комплексный критерий; -определенность. Она обеспечивается для каждой должности в организации письменным установлением прав, обязанностей, ответственности, взаимоотношений, взаимосвязей с другими работниками. Немецкий социолог Макс Вебер выделил три основных типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный, идеальный (или бюрократический). Харизматический тип организации возникает в случае, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционный тип трансформируется из харизматического при естественной замене лидера и члены организации по традиции подчиняются новому руководителю. Идеальный (бюрократический) тип базируется на разделении власти, которое обеспечивает возможность руководителю быть лидером в организации. Вебер создал учение об идеальной бюрократической организации управления. К основным ее положениям относится следующее: 1)вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, которые определяют задачи, обязанности и полную ответственность за их исполнение; 2)организация троится на принципах иерархии, означающей, что нижестоящий работник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый работник в административной иерархии отвечает перед вышестоящим лицом за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему лиц; 3)идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия; 4)деятельность организации регулируется последовательной системой абстрактных правил и состоит в их применении к частным случаям. Система стандартов, общих правил обеспечивает единообразие в выполнении каждого задания, независимо от числа лиц, его выполняющих; 5)служба в бюрократической организации основывается на соответствии технической квалификации занимаемой должности и служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба – это карьера. Представитель классической школы управления Г. Форд занимался совершенствованием организации производства на основе учения Тейлора. Форд применил принципы Тейлора в массовом производстве, расчленив операции по обработке изделий до простейших движений. Такой подход позволил организовать производство таким образом, что движение изделия от одной операции к другой зависело полностью от продолжительности выполнения операции машиной и практически не зависело от квалификации рабочего. Создание на основе применения конвейера массового производства позволило в значительной степени снизить себестоимость продукции. Четкая организация процесса производства потребовала соответствующей организации системы управления. Для выполнения этого Г.Форд применил следующие принципы организации управления: -точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней, связей; -учет и планирование условий работы; -подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы; -осуществление производства по стандартной технологии; -постоянный поиск путей совершенствования производства. Таким образом, представители «классической» школы управления рассматривали организацию как чисто формальную, а управление - как проведение в жизнь организации комплекса принципов, правил и рекомендаций по созданию строго определенной, основанной на нормировании, принудительной системы работ. Школа «человеческих отношений» (1930-1950). Отличительной особенностью школы человеческих отношений от других школ управления является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Эта школа настаивала на учете психологического фактора в деятельности человека. Предвестником возникновения школы человеческих отношений является немецкий психолог Гуго Мюнстерберг (1863-1916), который создал первую в мире школу промышленных психологов. В работе «Психология и промышленная эффективность» им сформулированы основные принципы отбора людей на руководящие должности на основе психологических тестов». Родоначальниками школы человеческих отношений являются Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) и Элтон Мейо (1880-1949). Фоллет изучала социально-психологические отношения в небольших коллективах. Ей принадлежит определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Фоллет выдвинула идею «совместной власти» вместо «доминирующей власти», выступая за то, что не разделение власти и ее делегирование, а интегрирование деятельности всех звеньев организации обеспечивает максимальную эффективность, чтобы люди работали друг с другом, не находясь один под другим. Огромный вклад в создание теории и практики человеческих отношений внес американский психолог Э.Мейо, который провел ряд экспериментов на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» в г. Хоторне, получивших название «хоторнские эксперименты», В процессе изучения различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства), влияющих на повышение производительности труда, Мейо пришел к выводу об особой роли в производстве человеческого фактора. Основанием для такого вывода послужило повышение производительности труда на 40% группы работниц, помещенных в отделенную комнату, в которой возникли отношения взаимопомощи и поддержки. Хоторнские эксперименты показали возможность влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации неформальной группы. Школа поведенческих, или бихевиористских, наук. Эта школа сформировалась после второй мировой войны на базе развития социологической и психологической наук с целью повышения эффективности деятельности организации за счет увеличения эффективности ее человеческих ресурсов. Наиболее видными представителями «поведенческой школы» являются Ренсис Лайкерт, Фредерик Герцберг, Дуглас Макгрегор, Абрахам Маслоу. Лайкерт и Герцберг утверждали, что увеличение оплаты и дополнительных выплат не приводит автоматически к повышению производительности. Наряду с удовлетворением физических потребностей необходимо начать думать о способах удовлетворения психологических потребностей, таких как чувство ответственности и завершенности труда, что, в конечном счете заставит людей лучше работать. Д. Макгрегор (1906-1964) предложил две концепции организации управления, названные «теория икс» и «теория игрек». Согласно «теории X» в основе руководства работниками лежит предположение о том, что они ленивы, безответственны, безынициативны, стремятся только к удовлетворению своих материальных потребностей. Поэтому руководители должны жестко регламентировать все виды работ, определяя, что им надлежит делать, и строго контролировать их исполнение, применяя поощрение и наказание. В соответствии с «теорией У» предполагается, что работник по своей натуре энергичен, честолюбив, в процессе труда стремится к удовлетворению не только материальных потребностей, но и духовных, в творчестве, самореализации и самоутверждении. Для полного раскрытия способностей работника, направления их на достижение целей организации руководство должно оказывать доверие работнику, привлекать его к работе творческого характера, допускать определенную свободу действий в границах выполняемых им обязанностей. Американский ученый японского происхождения Уильям Г. Оучи предложил, в отличие от макгрегорских «теории икс» и «теории игрек», «теорию зет». Постулатами «теории зет» являются: пожизненный найм, коллективное решение и ответственность, нечетко выраженный контроль, забота о потребностях работников, преобладание неформальных отношений. Важный вклад в развитие школы поведенческих наук внес Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший теорию потребностей, получившую широкую известность в менеджменте как «пирамида потребностей». Всю сложную структуру человеческих потребностей, определяющих мотивацию поведения людей, А. Маслоу разделил на пять основных категорий: физиологические потребности (потребности в пище, воде, убежище, отдыхе и т. д.); потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в защите от физических и психологических опасностей и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с видами на хорошую пенсию и др.); социальные потребности (включающие чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки); потребности в уважении и самоуважении; потребности в самовыражении (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности). Школа количественного подхода к управлению, или «новая» школа. Основным направлением этой школы является стремление внедрить в науку управления методы и аппарат точных наук. Формирование школы количественного подхода связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Видными представителями этой школы являются Рассел Акофф, Стаффорд Вир, Герберт Саймон. Кибернетика как наука об общих принципах управления в технических, биологических и социальных системах явилась теоретической основой применения количественных методов в управлении, которые впоследствии выделились в самостоятельные научные дисциплины: исследование операций и теорию управленческих решений. 2. Процессный подход. В соответствии с процессным подходом управление рассматривается как совокупность процессов по выполнению всего комплекса основных функций социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и работ по подготовке, принятию и реализации управленческих решений, а также контролю их исполнения, которые необходимы для осуществления этих функций. 3. Системный подход к управлению. Его сущность заключается в том, что любые объекты и субъекты управления рассматриваются в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей их элементов, сумма свойств которых больше простой суммы свойств элементов, не объединенных в систему. Главной особенностью системы является ее целостность, которая достигается подчиненным характером целей элементов системы основной цели системы. Системный подход впервые был применен в точных науках и в технике. С конца 50-х годов началось применение системного подхода в управлении. Системный подход рассматривается в литературе по управлению не как «набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а как способ мышления по отношению к организации и управлению». Родоначальником системного подхода считается австрийский биолог Л. фон Берталанфи, который вскоре после второй мировой войны сформулировал основные положения «общей теории систем» (1947). Видными представителями системного подхода являются американские ученые М. Месарович, У. Росс Эшби и отечественные – И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г. Юдин. Понимание системного подхода к социальному управлению «как способа мышления по отношению к организации и управлению» является по существу декларацией, провозглашающей идею системного подхода к управлению. Эта декларация не содержит конструктивного начала, так как она не раскрывает способов и методов осуществления этой идеи. Для осуществления системного подхода к социальному управлению автором разработаны теория и методология построения и совершенствования систем социального управления, не имеющих аналогов в отечественной и зарубежной литературе, которые представлены в настоящем учебнике. См. подробнее далее в кратком конспекте лекций. 4. Ситуационный подход к управлению. Этот подход в литературе по управлению определяется как «вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации», его не следует путать с «методом ситуации», который нашел широкое применение при обучении менеджеров посредством анализа конкретных примеров из практики управления. Центральное место в ситуационном подходе отводится ситуации как конкретному набору обстоятельств, оказывающих решающее влияние на эффективность деятельности организации в конкретный период времени. Ситуационный подход так же, как и системный, рассматривается в качестве способа мышления, а не набора действий. Возникший в конце 60-х годов ситуационный подход к управлению не отвергает концепции сложившихся школ и подходов в управлении. Он «пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно». Ситуационный подход к управлению некоторыми авторами называется кейсовым (от англ. case - ситуация), то есть ситуационный подход отождествляется с методом «кейс стади», который был разработан в Гарвардской школе бизнеса для обучения менеджеров. Несомненно, метод «кейс стади» способствует развитию ситуационного мышления, но отождествлять подход к управлению с методом обучения нельзя. Значительное место в работах американских авторов по государственному управлению отводится изучению конкретных ситуаций в управлении (метод «кейс стади»), в которых большое внимание уделяется социологической и психологической мотивации. Метод «кейс стади» издавна применялся в США в сфере права и частного предпринимательства (деловые игры). С 1944 г. этот метод широко стал использоваться в школах государственного управления ведущих университетов страны. При таком изучении в качестве объекта берутся отдельные события, например, подготовка нормативного акта или рассмотрение обращения гражданина. В процессе изучения и анализа события определяются различные варианты решений, выявляются общие тенденции. Метод «кейс стади» нашел широкое распространение в других странах. Например, во Франции он применяется для обучения государственных служащих в Национальной административной школе и других учебных заведениях, а также для повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в центральной службе организации и метода, техническом институте государственной администрации. В Англии исследования проблем государственного управления осуществляется наукой административного права, которая не имеет обособленной системы норм. Ее предмет «тесно соприкасается с внеправовым явлением, изучаемым политической наукой, то есть с управлением». При этом административное право не отличается по своему содержанию от конституционного. Они имеют общие источники и регулируют осуществление функций государственной власти. И конституционное право и административное право является частью публичного права. Они различаются тем, что конституционное право имеет дело с организацией и функциями государственной власти 8 статике, административное право – в динамике. Особенностью английского государственного управления является создание новых форм органов управления – публичных корпораций. Они представляют собой нечто среднее между национализированным и частным предприятием, осуществляющим руководство предприятиями, имеющими общенациональное значение. Основу деятельности публичных корпораций может составлять коммерческое предпринимательство, например, для руководства газовой и электрической промышленностью. Наиболее характерными чертами публичных корпораций являются, во-первых, наличие индивидуальной корпоративной правосубъективности, представленной ей статусом или по патенту; во-вторых, наличие круга обязанностей управленческого характера, закрепленных в учредительном статусе или патенте; в-третьих, обладание независимостью от центрального правительства и способностью действовать от своего имени. На английские исследования в сфере государственного управления значительное влияние, также как и на исследование в этой сфере в других странах, оказывает североамериканская наука государственного управления. В основном это влияние осуществляется посредством использования науки предпринимательского менеджмента в государственном управлении, представленных различными школами американского менеджмента. Исследования в сфере государственного управления в Скандинавских странах характеризуется спецификой своеобразной системы контроля за деятельностью администрации (омбудсмен или «человек по рассмотрению жалоб»). Например, в Швеции с 1809 г. существует инспекторский орган парламентского омбудсмена, включающий четырех парламентских омбудсменов. Один из них считается главным. Избираются они на четырехлетний срок. Омбудсмены следят за действиями должностных лиц всех уровней, расследуя и пресекая злоупотребления властью и нарушения закона. Омбудсмены, назначаемые правительством, следят за соблюдением норм торговли и прав потребителей, за осуществлением закона о равноправии мужчин и женщин, соблюдением этнических норм органами прессы. При нарушении прав любой гражданин может обратиться с письменной жалобой к парламентскому омбудсмену.
Развитие теории социального управления в России. В России до 1917 г. существовала школа административного права, в границах которой исследовались проблемы государственного управления. Земская реформа в России XIX в. инициировала разработку вопросов государственного управления, которым посвящены работы И.Е. Андриевского «О наместниках, воеводах и губернаторах», А.В. Лохвицкого «Губерния, ее земские и правительственные учреждения» (1864), А.И. Васильчикова «О самоуправлении» (1870-1871), А.С. Алексеева «Начала современного правового государства и русский административный строй» (1905), Грибовского В.М. «Государственное устройство и управление Российской империи» (1912), Елистратова А.И. «Основные начала административного права» (1914). Вышедшие в предреволюционные годы труды А.А. Богданова (1873-1928) «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913-17) предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. «Мой исходный пункт, - писал А.А. Богданов, - заключается в том, что структурные отношения могут быть обобщены до такой степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим. Эти идеи в то время большинством не были поняты и не получали широкого распространения. После окончания гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. В связи с тем, что дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями, возникла потребность в развитии науки управления. Ее формирование осуществлялось в рамках движения научной организации труда и управления сформировавшегося на основе работ зарубежных специалистов по управлению: Тейлора, Файоля, Черча, Эмерсона, Форда и др. Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан целый ряд научно-исследовательских организаций. Ведущими стали Центральный институт труда (директор А.К. Гастев), Казанский институт научной организации труда (директор И.М. Бурдянский), Всеукраинский институт труда (директор Ф.Р. Дунаевский), Таганрогский институт научной организации производства (директор Д.М. Есманский), Государственный институт техники управления (директор Е.Ф. Розмирович), Центральная лаборатория по изучению труда (руководитель В.М. Бехтеров). Деятельность институтов и лабораторий была подчинена созданию систематизированных концепций в области организации труда и управлению. В большинстве этих институтов академическое изучение сочеталось с практической работой по рационализации труда и управления. Так, перед созданным в 1926 г. Государственным институтом техники управления была поставлена задача проведения научного анализа роли и значения планирования, учета и организации в сфере управления. В основе его работы была положена производственная трактовка учреждения, исходным пунктом которой являлось признание того, что всякий трудовой процесс, включая управленческий, в принципе поддается точному измерению, нормализации и регулированию. На этой основе делался вывод, что «реорганизации должна подвергаться именно техника управления и хозяйствования, техническая структура и техника ведения дел. Способом реорганизации является постановка этой техники на началах научной организации труда и управления с целью максимального управления, удешевления и превращения нашего госаппарата в наиболее доступный широким народным массам аппарат». Рядом авторов (Н.А. Витке, П.М. Керженцев и др.) предлагалось, наряду с оргпроектированием и механизацией управленческого труда, включение в исследование проблем управления анализа отношений в коллективе, стимулирование труда и т.п. Е.Ф. Розмирович отрицала проблему «человеческих отношений» в управлении, исходя из того, что здесь «ничего не остается для администрирования и руководства коллективом. Здесь только всеопределяющее влияние техники, и сам администратор только техник и ничего больше». Исходя из этого она считала, что «ставить вопрос об администрировании как о создании специальной социологической доктрины в условиях пролетарской диктатуры не нужно и теоретически неверно. Можно принять научное администрирование как часть научной организации труда, но не больше». Политика узкого технинизма, проводимая институтом техника управления в рационализации управления и его теоретическое обоснование - «метод производственной трактовки учреждения» была подвергнута резкой критике и признана вредной. Для руководства работой по НОТ и управлению в 20-х годах был создан Совет научной организации труда (СовНОТ) во главе с наркомом РКИ В.В. Куйбышевым. Для обсуждения возникших проблем по научной организации труда и управления 20 января 1921г. в Москве была создана Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. Конференция, наряду с вопросами НОТ, рассмотрела также проблемы выделения в общей системе организации труда организации управления на научных принципах, создание специальных органов по проведению этих принципов в жизнь. Конференция поставила вопрос о необходимости подготовки организаторов и введения в связи с этим в курс преподавания в учебных заведениях предметов по научной организации труда и управления. После первой конференции под флагом НОТ начался период быстрого развития отечественной теории управления, Вокруг таких ученых, как А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Е.Ф. Размирович, И.М. Бурдянский, О.А. Ерманский, стали формироваться первые школы управления. Исследования в области наук управления и административного права были прерваны в середине 1930-х годов. Исследования по административному праву были возобновлены после 1-го Всесоюзного совещания по вопросам науки советского государства в июле 1938 г. Поскольку возрождения науки управления не состоялось, исследование проблем государственного управления перешло к науке административного права. В течение более 20 лет наука административного права исследовала проблемы государственного управления. В начале 60-х годов в нашей стране возобновились исследования проблем управления, но уже на новой основе. Условно можно выделить три направления, по которым развивались исследования вопросов управления: 1) общая теория социального управления; 2) государственное управление; 3) управление производством. Относительно сформировавшимся можно считать только третье из перечисленных направлений, по которому читался специальный курс в высших учебных заведениях, издан был целый ряд учебников и существовала обширная литература. Социальное управление представлено неоднородными работами: общефилософского характера, в основном посвященные государственному управлению и управлению делами общества. Второе направление исследования проблем управления – государственное управление, было представлено в основном работами, выполненными юристами, которые занимались проблемами государственного управления в смежных государствоведческих областях науки: теории государства и права, государственного и административного права. С одной стороны, это дало им определенную подготовку в осуществлении исследования проблем государственного управления; с другой стороны, не позволяло вырваться из рамок категорий и методов юридической науки. Несмотря на углубление управленческой тематики и расширение неюридической проблематики, в целом исследование проблем государственного управления «по общему правилу не отрывалось от традиционной почвы юридико-государствоведческих исследований». Наряду с рассмотрением общих проблем теории государственного управления (предмета, методов, принципов), широко исследовались частные вопросы ее проблематики: организационная структура управления, функции управления, организация управления, аппарат управления. Контрольные вопросы к лекции: 1.Каковы основные идеи научной школы управления? 2.Каковы основные идеи классической школы управления? 3.Что общее, а что различное между научной и классической школами управления?
Интернет-сайты: 1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций) 2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления
Литература: 1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с. 2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с. 3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с. 4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с. 5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с. 6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |