КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Информация и её роль в управлении
Введение. В лекции рассматривается понятие информации и её роль в управлении. Рассматривается понятие управленческих информационных систем.
Под информацией понимаются сведения об окружающем мире, которые имеют форму символов как доступных, понятных человеку, так и требующих анализа, осмысления, расшифровки. В управленческой деятельности информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также окружающей среды. Важнейшим свойством информации является возможность ее многократного использования. Однако это свойство нередко порождает определенные психологические стереотипы. Многократно повторяемые истины, причины, следствия, решения, стандарты нередко отучают от критического восприятия информации в новых условиях, умения видеть в ней новые явления, отражение новых черт, особенностей, явлений и закономерностей объективного мира. Все понятия, в том числе и те, которыми оперируют экономика и управление, не остаются неизменными, а постоянно совершенствуются, насыщаются новым смыслом, новым содержанием. Информация является основным предметом труда руководителей всех уровней управления и специалистов, однако конечный результат управленческой деятельности оценивается по эффективности деятельности социально-экономической системы. Различный уровень руководителей, их различная компетентность и сферы деятельности предполагают различия в способах сбора, хранения, обработки и использования информации. При этом принципиально важно, что любой менеджер, любой руководитель обязан владеть как аналитическими, так и синтетическими способами обработки информации. Вначале любая информация подвергается декомпозиции, то есть аналитическому расчленению на отдельные составные части, фрагменты, эпизоды. Затем из этой мозаики создается новая структура знания, некая модель информационной структуры, в которую каждый человек привносит не только свой, индивидуальный опыт и знания, но и свои аналитика – синтетические способности, а со временем и интуицию. Информация, используемая для управления, требует тщательнойподготовки. Прежде всего, из нее должен быть устранен так называемый информационный шум – та информация, которая не имеет прямого отношения к процессам управления. Однако здесь не может быть безусловных рецептов. Руководители с высоким уровнем творческих способностей могут из неорганизованной «шумящей» информации извлечь куда больше полезных сведений, чем начинающие, неопытные менеджеры – из обработанной и всесторонней. Необходимо помнить, что при неосторожном обращении с информацией вместе с информационным шумом может быть устранена, выброшена информация о новых возникающих рынках сбыта, колебаниях конъюнктуры, оригинальных научно-технических или экономико-организационных нововведениях. Поэтому подготовка информации для принятия и реализации управленческих решений должна предусматривать как эвристические, так и формализованные процедуры. Компрессия (сжатие) информации должна осуществляться на основании четких, обоснованных принципов, позволяющих проводить многоцелевую обработку, особенно стратегически важной информации. Большое значение имеет опыт организации специальных групп экспертов, которые подвергают анализу большие массивы, информации с целью выявления ее полезных компонентов и получения важных для фирм выводов. Большое разнообразие информации, используемой в практике управления, нуждается в развитии классификационных подходов. Классификация информации преследует разнообразные цели: 1)развитие системного и комплексного подхода к управлению; 2)совершенствование технологии управленческой деятельности; 3)совершенствование системы профессиональных знаний руководителей; 4)поиски путей повышения эффективности управления. Классифицировать информацию, используемую для управления, можно по самым разнообразным признакам. Наиболее часто применяются следующие признаки классификации: 1) по различным аспектам управления (характеру возникающих задач); 2) по характеру восприятия человеком; 3) по форме представления; 4) по источникам возникновения; 5) по времени использования; 6) по отношению к хозяйственному субъекту; 7) по возможности использования. В зависимости от характера возникающих задач и соответствующего им аспекта управления информация делится на: организационно-экономическую, собственно управленческую, технико-технологическую, социально-психологическую, идейно-воспитательную. При решении любой из этих задач руководитель должен быть компетентным и иметь всю полноту информации. В противном случае эффективность управления может резко снижаться либо приобретать негативный характер. По характеру восприятия человеком можно выделить различные органолептические формы информации: визуальную (зрительную), аудиоинформацию (звуковую), тактильную, обонятельную, а также комбинированные формы, например, аудиовизуальную. Наибольшую ценность представляет аудиовизуальная информация, поскольку система зрительного анализатора дает 94-96% сведений об окружающем мире. Однако наиболее эффективным является комбинированное представление информации, так как оно в значительно большей степени активизирует внимание, память, интеллект. Необходимо всегда помнить о возможности сенсорной и интеллектуальной перегрузки организма информацией при ее неупорядоченности и неадекватности, что резко снижает эффективность управления и может приводить к ошибочным и даже катастрофическим последствиям. По форме представления различают знаковую информацию, имеющую в определенной степени абстрактную форму, и аналоговую, образную. Знаковая информация выражается в цифровой, буквенной и кодированной формах. Буквенная (текстовая) информация обычно характеризует определенное состояние управляемой и возможности управляющей системы, хотя в сложных случаях диагностики состояния может использоваться цифровая или кодированная информация. Это значительно проще, поскольку меньше загружает информационные каналы связи. Цифровая информация, как и кодированная, может выражать самые разные состояния управляемой системы и ее реакцию на управляющие воздействия. Однако эффективное пользование такой информацией требует формирования определенных профессиональных знаний, умений и навыков, определенной профессиональной культуры, психологических стереотипов. При этом значительно повышается роль математической культуры, абстрактного мышления, абстрактной логики. Используемая в управлении информация по источникам может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация может отражать влияние на систему (фирму) как непосредственного окружения, так и более отдаленных сфер внешней среды. Так, эта информация относится к тем сферам, которыми само предприятие управлять не может - экономические циклы, политическая обстановка, рыночная конъюнктура, погода, климат и т.п. Внутренняя информация характеризует состояние управляющей и управляемой систем, например, состояние системы управления, ее кадровое обеспечение, материальные и финансовые ресурсы управляемой системы, имеющуюся технологию. По времени ее использования в информационных потоках можно выделить постоянную и переменную информацию. Постоянная информация является относительно стабильной, например, нормы, нормативы, стандарты, численность и состав работающих. Переменная информация связана с возникновением новых обстоятельств, новых возможностей и ограничений. Пример переменной информации объем выручки, число клиентов. По отношению к системе информация делится на входную и выходную. Входная информация характеризует потоки энергии, вещества, информации, поступающие в данную систему. Выходная информация характеризует продукт деятельности системы (например, объем и номенклатуру товаров и услуг). По возможности использования, информацию различают: полезная, шумы, избыточная, ложная, лживая. Шум - это посторонние помехи в канале связи, которые мешают правильному восприятию информации. Эти помехи могут быть спонтанными, хаотичными или целенаправленными. Помимо действительно полезной для управления информации может восприниматься избыточная информация, по сути являющаяся достоверной, но не несущая ничего нового, излишне детализирующая уже полученные сведения. Такая информация только засоряет каналы связи; отвлекает ресурсы от анализа полезной информации. Лживая информация носит сознательный характер, что является ее коренным отличием от ложной, Зачастую, как ложная информация воспринимаются слабые сигналы (сигналы, количественное значение которых меньше значения большинства других входных сигналов) о возможных изменениях во внутренних и внешних факторах, если они не согласуются с привычным ходом процесса. Теория слабых сигналов играет исключительную роль в управлении, и особенно в стратегическом. Всякий сигнал необходимо рассматривать с двух сторон: во-первых, как сигнал опасности, а во-вторых, как сигнал новых возможностей. Когда сигнал мал, у фирмы имеются большие возможности принять необходимые меры по предотвращению или ликвидации опасности либо по эффективному использованию новых возможностей. Когда же сигнал становится достаточно большим, то фирма не может ни нейтрализовать опасность, ни использовать новую возможность. Информация, используемая в системах управления, должна удовлетворять определенным требованиям. К числу этих требований относятся: -необходимое и достаточное количество и качество информации, причем доминирующее значение имеет качественная сторона; -достоверность и точность информации. Совершенно недопустимо пользоваться недостоверной и неточной информацией. Если информация является недостаточной или приблизительной, возможно принятие решения с катастрофическими последствиями. Противоречие заключается в том, что абсолютно достоверной и точной информации не существует, а приближающаяся к ней информация мало пригодна для принятия управленческих решений - она довольно быстро устаревает. Недостоверность информации обусловливается не только источниками ее получения, неправильной или неэффективной методикой ее обработки, но и целевыми установками ее преобразования, интерпретацией применения; -своевременность получения информации. Информация, необходимая для управления, должна быть своевременной. Требование более раннего представления информации часто может быть связано со значительными материальными и финансовыми затратами (повышенные скорость обработки на ЭВМ и пропускная способность каналов связи: экспертная обработка массивов информации и т.п.) С другой стороны, и запоздалая информация также не представляет практического интереса; -полнота информации. В распоряжение руководителя должна поступать информация в достаточном объеме, обеспечивающем эффективное решение всех задач. Редуцированная (усеченная) информация способна резко снизить эффективность управления или даже привести к ошибкам в управление. Вместе с тем требование полноты информации может граничить с ее избыточностью. Как полнота информации, так и ее неполнота не имеют объективных критериев и ограничений, что не следует относить к достоинствам или недостаткам информации. Это объективное противоречие, которое разрешается в процессе творческого труда каждого руководителя; -полезность. Для принятия решения необходима определенная, конкретная информация, остальная образует информационный шум. Выделение полезной информации из шума является сложной аналитической работой и требует больших затрат. -технологические характеристики информации, к которым следует отнести плотность ее размещения, возможность сохранения в различных условиях, скорость обработки, извлечения, распечатки, представления, формы сервиса и т.п. Здесь весьма важны техническое и технологическое совершенство систем, унификация терминологии, порядок составления документов и их представления. Информация должна быть разделена по уровням и звеньям управления, а также по нормативно-справочным, расчетно-аналитическим и другим направлениям. Важной характеристикой является помехоустойчивость информации - способность противостоять как активным, так и пассивным помехам. Высокая помехоустойчивость обеспечивает устойчивое управление, его необходимую конфиденциальность (сохранение коммерческой и государственной тайны). Стоимость информации в системах управления постоянно возрастает, что обязывает стремиться к постоянному повышению эффективности ее получения и использования.
Информационные системы управления. Информационная система социально-экономического объекта – это совокупность средств, методов и исполнителей, обеспечивающих необходимой и достаточной информацией реализацию всех мероприятий процесса управления. В информационной системе самое главное – аккуратная, творческая деятельность исполнителей на высоком профессиональном уровне. Именно в процессе этой деятельности и реализуются возможности специализированных средств и методов получения, хранения, преобразования и использования информации. Основными составляющими информационной системы являются: 1)контингент высококвалифицированных работников, к которому необходимо отнести инженерно-технический и обслуживающий персонал, руководителей и менеджеров всех без исключения звеньев и уровней управления; 2)информационные ресурсы – информация, которая используется в управленческой деятельности. Особое место занимает информация, которая применяется для работы средств вычислительной техники (математическое обеспечение, алгоритмические языки, машинные программы и т. д.); 3)материальные ресурсы (носители информации, технические средства сбора, хранения, передачи, обработки информации); 4)каналы циркулирования информации. Информационные системы всегда являются человеко-машинными системами, поэтому могут быть охарактеризованы такими традиционными показателями, как объемы основных массивов информации, пропускная способность каналов, способность хранения информации, быстродействие, надежность и т. д. Контрольные вопросы к лекции: 1.Что такое информация? 2.Какова роль информации в управлении? 3.Какие функции информации существуют?
Интернет-сайты: 1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций) 2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления
Литература: 1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с. 2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с. 3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с. 4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с. Лекция 13. Системный подход и системные исследования в государственном управлении. В лекции рассматривается теория системного подхода как одного из современных общенаучных подходов. Показывается его роль для государственного управления.
В последние десятилетия в теории и практике управления получил широкое распространение термин системный подход. Однако общепринятого в литературе определения он пока не имеет. Специалисты по управлению производством под системным подходом понимают либо воздействие на все элементы системы управления, либо взаимосвязанную работу на всех участках управления. Государствоведы видят смысл системного подхода «в системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, который исследователь, в соответствии со своими задачами, обозначает как системы». Научно-технический прогресс как непременное условие социального развития несет обществу не только материальные и духовные блага. Этот процесс имеет и негативную сторону, которая заключается в непрерывном усложнении всех сфер человеческой деятельности. Для решения сложных проблем во второй половине XX столетия получили развитие системные исследования. Под последними понимается «совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании и рассмотрении исследуемых ими объектов как систем. Несмотря на значительное количество публикаций по системным исследованиям, системному подходу, общепринятого определения их форм и методов пока нет. Не создан также их категориально-понятийный аппарат. Поэтому наиболее рациональным путем рассмотрения системных исследований является краткий анализ их генезиса. Возникновение системных исследований связывается с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, который еще в 30-е годы в борьбе с механизацией и витализмом выдвинул организмическую концепцию. Если механистическая точка зрения заключалась в сведении живых организмов к частям и частичным процессам, то организмическая рассматривает их как организованное целое. Эта концепция оформилась в результате обобщения сформулированных Берталанфи принципов исследования живых организмов как открытых систем – целостных множеств взаимосвязанных элементов, находящихся в процессе непрерывного обмена с внешней средой веществом и энергией. Использование системного подхода для решения проблем организации и управления впервые было осуществлено для военных целей. Командование ВВС США вскоре после начала второй мировой войны предложило Гарвардским курсам деловой администрации найти способ увеличения в течение года существующего состава ВВС с 4 тыс. боевых самолетов и 300 тыс. человек до 80 тыс. самолетов и 2,5 млн. человек, но так, чтобы это обошлось не дороже 10 млрд. долларов. Чтобы справиться с этим заданием, при курсах была создана так называемая секция статистического контроля. К концу года проблема, поставленная командованием ВВС США, была решена. Что же такое системный подход? Какова его роль и место в познании социальной действительности? Первоначально Берталанфи рассматривал общую теорию систем как универсальную науку. Эта точка зрения была подвергнута критике. В своих более поздних работах Берталанфи говорит о некоторой единой системной науке, выступающей в сфере прикладных исследований в форме системного подхода, а в теоретической сфере – в виде общей теории систем. Однако единая точка зрения по этому вопросу в литературе отсутствует. Отечественные философы И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин не считают теорией ту конструкцию Берталанфи, которую он назвал общей теорией систем. «Стало очевидно, - утверждают они, - что общая теория систем не есть прямое и необходимое следствие развития системного подхода, что это две существенно различные сферы методологического знания. При этом общая теория систем... вряд ли способна удовлетворить претензию на то, чтобы быть теорией этого подхода». Современный уровень системных исследований позволяет, на наш взгляд, говорить о системном подходе как об общенаучном феномене, выполняющем как методологическую функцию, так и теоретическую (метатеоретическую). Таким образом, мы вправе рассматривать системный подход как теорию и методологию. Системный подход не является абсолютно новым явлением. Как отмечают С. Р. Микулинский и Г.Х. Попов, «идея системности – фундаментальная идея диалектики, даже еще домарксовой... Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, - уже не рука. А Гегель образно выразился: части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет». В философии системность рассматривается как атрибутивное свойство материи, как принцип диалектического материализма. Анализируя в труде «Диалектика природы» основные формы движения материи, Ф. Энгельс писал: «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные ценности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира». Марксистская материалистическая диалектика, рассматривая природу как связанное единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга и друг друга обусловливают, явилась тем фундаментом, на котором стало возможно развитие системного подхода как современной методологии решения сложных проблем. Впервые практическое применение системного подхода было осуществлено в нашей стране при разработке плана ГОЭЛРО. Таким образом, идея системности родилась значительно раньше того, что сейчас называется системным подходом. В чем же тогда содержится новизна системного подхода и какие причины обусловили его создание? С.Р. Микулинский и Г.Х. Попов справедливо полагают, что рациональные черты и действительно новые моменты системного подхода связаны не с самой идеей системности, а с процедурой, технологией реализации системного подхода, с особенностями его применения в современной, чрезвычайно усложнившейся действительности». Для уяснения сущности системного подхода необходимо дать ответ на вопрос: чем отличаются системные исследования от традиционных, досистемных? «Отвечая на этот вопрос, - отмечают Н.В. Блауберг и Э.Г. Юдин, - Л. Берталанфи, А. Рапопорт и У. Росс Эшби подчеркивают, что наука прошлого была почти исключительно аналитической, тогда как теория систем ставит на первый план задачу синтеза, но такого синтеза, который не завершает анализ, а выступает в качестве исходного принципа исследования». Системный подход ориентирован не на аналитические, линейно-причинные методы исследования, а на анализ целостных интегративных свойств объекта, выявление его связей и структуры. Каковы же формы системных исследований? «Основными формами теоретического осознания системных методов исследования в рамках самой современной науки, - считает В. Н. Садовский, - являются системный подход, общая теория систем, различные специализированные теории систем – биологические, психологические, лингвистические, технические и т. д.». Таким образом, на современном этапе развития системного движения в сфере организационного управления основными формами системных исследований является системный подход, общая теория систем, теория систем организационного управления (как специализированная теория систем), системный анализ. При этом системный подход, общая теория систем и теория систем организованного управления относятся к теоретическому разделу системных исследований, а системный анализ – к прикладному. На прикладной характер системного анализа указывается в целом ряде работ». Как отмечается в литературе, в системном анализе воплощаются методы, способы, инструментарий осуществления системного подхода. Сферой применения системного анализа является решение новых, неизвестных ранее задач, для которых отсутствуют отработанные способы их решения. В системном анализе проблемы различаются по степени их структуризации, под которой понимается ясность, осознанность их постановки; степень детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях; по соотношению количественных и качественных факторов, выявляемых в проблеме. В соответствии с этим выделяется три класса проблем: 1)хорошо структурированные и количественно сформулированные; 2)слабо структурированные, или смешанные проблемы, содержащие количественные или качественные оценки; 3)неструктуризованные или качественные проблемы. Первый класс проблем решается при помощи исследования операций. Основной областью приложения методов системного анализа является второй класс проблем – слабо структуризованных. Для решения неструктуризованных проблем обычно применяются эвристические методы решения. Между этими тремя классами нет четкой границы. Таким образом, одной из главных задач системного анализа является правильная и четкая постановка проблемы. Разнообразие объектов, целей и задач исследований обусловливает необходимость различных методик системного анализа. Поэтому каждый исследователь в зависимости от целей системного анализа и имеющихся для его осуществления условий разрабатывает свой инструментарий. Применение идей системного анализа к решению проблем повышения эффективности организационного управления привело к возникновению нового управления, получившего название «конструирование организаций». Приверженцы этого направления рассматривают организацию (завод, учреждение, больницу и т.д.) как совокупность рутинных процессов и процессов решения проблем. Американский исследователь С. Янг одним из первых предпринял попытку теоретического обобщения этого положения и применения его на практике. В начале 60-х годов под руководством С. Янга была разработана и внедрена в одной из больниц США усовершенствованная система управления, в основу которой положена модель принятия решения. Исходным положением С. Янга является тезис о неспособности традиционной или, как он говорит, бюрократической системы управления успешно решать проблемы, возникающие в организации. Поэтому он считает, что бюрократическая система управления должна быть перестроена на основе системного подхода. При этом определяющее значение имеет разработка системы управления в виде проекта, позволяющего связать все системы управления в единое целое. В основе концепции С. Янга лежит логическая схема процесса разработки решения проблемы – модель принятия решений. Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что сущность системных исследований заключается в конкретизации философского принципа системности, в соответствии с котором объекты анализа и синтеза при решении сложных проблем рассматриваются в качестве систем. Контрольные вопросы к лекции: 1.Что такое «системный подход»? 2.Каких представителей системного подхода в науке Вы знаете? 3.Какова роль системного подхода в управлении?
Интернет-сайты: 1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций) 2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления
Литература: 1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с. 2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с. 3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с. 4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с. 5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с. 6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |