КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ударение в существительныхПлан Б. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Нормы постановки ударения (акцентологические нормы). 2. Нормы произношения гласных звуков. 3. Нормы произношения согласных звуков. 4. Особенности произношения иноязычных слов.
1. Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения. Правильная постановка ударения и правильное, образцовое произношение – важные показатели общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается грамотным, четким и ясным произношением, правильной интонацией и ударением. Проанализируем последовательно главные аспекты русской орфоэпии, а именно: нормы ударения, правила произношения ударных и безударных гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм и слов иноязычного происхождения. Вследствие разноместности и подвижности ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, или акцентологические варианты. Некоторые из них являются равноправными. Например: заржáветь и заржавéть, тéфтели и тефтéли, úскристый и искрúстый, пéтля и петля´, блéдны и, вóлнам бледны и волнáм. Однако чаще всего варианты ударения характеризуются как неравноправные, т.е. один из них является основным (предпочтительным), а другой – допустимым (доп.). Например: творóг [доп. твóрог ], дóсыта [доп. та досы ], инáче [доп. úначе ], фенóмен [доп. феномéн ], мéльком [доп. мелькóм ]. Если в словаре приводятся два неравноправных акцентологических варианта без помет, то основной вариант ставится на первое место, а за ним следует допустимый, менее желательный вариант. Существует также проблема различения так называемых семантических вариантов – пар слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мукá и мýка, остротá и острóта, трусúть и трýсить, зáмок и замóк, погрýженный и погруженный и т.п. Такие пары слов называются омографами. Иногда разноместность ударения несколько видоизменяет окончание слов, являющихся семантическими вариантами. Например: вный призы (клич) – призывнóй (возраст), рáзвитый (о деятельности) – развитóй (ребенок), языкóвый (о колбасе) – языковóй (об ошибке). Среди неравноправных вариантов следует различать варианты стилистические. Это такие пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных функциональных стилях литературного языка или узких сферах общения либо относятся к профессионализмам. В этих случаях стилистические варианты сопровождаются в словарях соответствующими пометами: «спец.» (специальное употребление), «поэтич.» (поэтическая речь), «техн.» (технический термин), «проф.» (профессионализм) и т.п., в отличие от «общеупотр.» (общеупотребительного варианта). Сравните: прикýс (общеупотр.) – прúкус (спец.), шелковый (общеупотр.) – шелкóвый (поэт.), áтомный (общеупотр.) – атóмный (проф.), кóмпас (общеупотр.) – компáс (у моряков), инсýльт (общеупотр.) – úнсульт (мед.). К неравноправным вариантам относятся нормативно-хронологические варианты. Это м пары слов, в которых разноместность ударения связана с временны периодом употребления данного слова в речи. Выходящий из употребления, устаревший вариант сопровождается в словарях пометой «устар». Например: индустрúя (совр.) – индýстрия (устар.), украúнский (совр.) – укрáинский (устар.), рáкурс (совр.) – ракýрс (устар.), дождáлся (совр.) – дождался (устар.), видны (совр.) – вúдны (устар.), нужны (совр.) – нýжны (устар.), апартамéнты (совр.) – апартáменты (устар.). По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5 тысяч общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения. Много ошибок возникает в произношении имен существительных при их склонении. В связи с этим рассмотрим различные группы в зависимости от устойчивости места ударения в них. а) Существительные с неподвижным ударением на основе. В существительных этой группы ударение всегда падает на основу, т.е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам. В некоторых словах допустимы колебания ударения в формах косвенного падежа множественного числа (*). Типовая парадигма: арбýз – арбýза – арбýзу – арбýзом – об арбýзе; арбýзы – арбýзов – арбýзам – арбýзами – об арбýзах. К этой парадигме относятся слова: арбуз, блюдо, боль, вентиль, верблюд, вьюга, вяз, диагноз, дизель*, досуг, грунт, зубр, капля, карман, квартал, клад, клуб, кран, минус, местность, модуль, мощность, отрасль*, очерк, пейзаж, песня, план, поршень*, почесть, прибыль, примесь, профиль, смесь, созыв, средство, суффикс, ток, торт, трюм, флаг, фонд, хобот, цель, циркуль, шарж, шарф, шофер, шторм, штраф, ярус, яхта. б) Существительные с неподвижным ударением на окончании. В форме именительного падежа единственного числа и/или родительного падежа множественного числа некоторые из них могут иметь нулевое окончание, т.е. ударение на основе. Типовая парадигма: вол – волá – волý – волá – волóм – о волé; волы´ – волóв – волáм – волóв – волáми – о волáх. К этой парадигме относятся слова: багаж, гараж, графа, жара, жгут, жезл, кит, крюк, лыжня, миндаль, морж, плод, плот, полк, ремень, рубеж, рубль, серп, скамья, стопа, ступня, тираж, утюг, ферзь, фитиль, холм, хрусталь, шип, шут, щит, язык, янтарь, ячмень. в) Существительные с подвижным ударением. Различают 5 типов подвижного ударения существительных.
Некоторые предлоги принимают ударение на себя, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным: нá: берег, воду, год, голову, два, день, дом, душу, зиму, ногу, нос, ночь, руку, спину, стену, сто, сторону, три, угол, ухо, шесть; зá: волосы, год, голову, город, два, душу, зиму, ногу, нос, ночь руку, спину, сто, три, ухо, уши, шесть; пóд: гору, ноги, нос, руку; пó: два, двое, лесу, морю, носу, полу, полю, сто, три, трое, уху; úз: виду, дому, лесу, носу; бéз: вести, году, толку; óт: год óт году, час óт часу; дó: дó полу.
Ударение в прилагательных. Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. Это, как правило, слова с односложными основами без суффиксов (или с простейшими древними суффиксами -к-, -н-, частично «поглощенными» основой). Существует три закономерности в перемещении ударения в этих прилагательных, которые, однако, не всегда выдерживаются, и поэтому в некоторых случаях допустимы колебания. 1) В краткой форме женского рода – ударение на окончании, в остальных формах – на основе. Допустимы колебания в формах среднего рода и множественного числа (типы 1-3). 2) Во всех формах – ударение на основе. Допустимы колебания в форме женского рода (тип 4). 3) В краткой форме мужского рода ударение на основе, в остальных формах – на окончании (тип 5).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |