Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трилогия Гончарова – единое целое

Очерк творчества

Очерк жизни

Очерк жизни и творчества

Первый роман писателя – «Обыкновенная история» был напечатан в 1847г. в журнале «Современник». Роман был воодушевленно встречен критикой. Читатели с нетерпением ждали появления нового произведения писателя, но оно так и не выходило в свет.

Молчание писателя длилось до 1855г. Именно тогда Гончаров возвратился из кругосветного путешествия на борту фрегата «Паллада» и опубликовал книгу очерков «Фрегат «Паллада».

Следующий роман писателя – «Обломов» был напечатан в 1859г.

Последний его крупный роман «Обрыв» увидел свет в 1869г. и был принят критикой более чем прохладно.

Таким образом, Гончаров – автор трех романов, начинающихся на букву «о».

Родился в 1812г. в Симбирске в семье купца третьей гильдии. Отец умер, когда мальчику было 7 лет.

В 1835г. Гончаров переезжает в Петербург. Во всех его романах описывается спокойная, безмятежная жизнь провинциального города и активная, насыщенная жизнь Петербурга.

Гончаров окончил словесное отделение Московского университета.

Гончаров освоил разные профессии: был чиновником, переводчиком, цензором и редактором.

Гончаров вел довольно замкнутую жизнь: не участвовал в литературных собраниях, не обсуждал литературные новинки. Многие «странности» литературной биографии Гончарова объяснялись особенностями его характера. Писал он очень тяжело и медленно, постоянно сомневаясь в своих силах.

Лишь под конец жизни Гончаров разъяснил читателям собственные творческие принципы. Автор был недоволен критикой, которая появлялась на его романы, поэтому он сам решил их истолковать.

Писатель настаивает на том, что его романы необходимо воспринимать как единое целое, как трилогию. Каждый из них посвящен ключевым общественным конфликтам одной из трех великих эпох русской жизни.

1. В 40-е г.г. 19в. в центре внимания находилось противостояние романтического идеализма и зарождающейся практичности и деловитости. Этот конфликт отражен во взаимоотношениях главных героев романа «Обыкновенная история» - столичного промышленника Петра Адуева и его племянника, провинциального мечтателя Александра.

2. В 50-х г.г. этот конфликт приобрел несколько иной характер. Многим показалось, что личная практичность приобрела общественное значение, что активные граждане теперь могут работать не только в собственных интересах, но и на благо России. Это мы видим в романе «Обломов», где энтузиасту Андрею Штольцу противостоит вечно сомневающийся в себе Илья Обломов.

3. В 60-е г.г. в центре внимания оказались люди, которые все отрицают (нигилисты). Может ли в этих условиях существовать настоящая литература? В этом и хотел разобраться Гончаров, изображая в своем последнем романе «Обрыв» художника Бориса Райского и нигилиста Марка Волохова.

Таким образом, Гончаров строит все свои романы по принципу антитезы (противопоставления). Он противопоставляет образы, идеи и характеры.

Проблема национального характера – это ключевая проблема романов Гончарова. Способность хранить в себе детский взгляд на жизнь, естественность и отрицание лжи – ключевые черты главных героев романов Гончарова.

В романе «Обломов» запечатлены черты национального русского характера, со всеми его достоинствами и недостатками, с его душевной бесхозяйственностью, с его неприятием любой активной деятельности, с неумением самостоятельно поставить перед собой какую-либо цель.

Роман «Обломов» (1859)

Роман «Обломов» - главная работа Гончарова. О том, что Гончаров работает над новым романом, читатели узнали в 1849г., когда была опубликована глава «Сон Обломова». Ожидание всего романа длилось около 10 лет.

Сон Обломова – ключевой эпизод романа. Здесь описано общество людей, которые живут вне исторического времени. «Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там: ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…».

В мире Обломовки нет социальных и сословных преград, здесь все равны.

Принятие пищи и сон – вот главные занятия Обломовых.

В главе «Сон Обломова» мы видим лень и пассивность обломовцев.

НО!!! Кроме того, Обломовка воплощает собой народные, фольклорные представления людей о райской жизни. Обломовка – это мир детства, в котором нет взрослых проблем и конфликтов.

В романе автор противопоставляет два местожительства Ильи Обломова – деревню Обломовку и Петербургскую квартиру. В Обломовке все обитатели были знакомы друг другу, составляли единое целое. В Петербурге же, напротив, нет чувства единства, соседи не знают друг друга.

Однако, между двумя этими местами есть и сходства. Квартира Обломова представляет собой островок Обломовки в Петербурге.

Другом детства Ильи Ильича Обломова является сын немца, Андрей Штольц. Штольц – антипод Обломова во всем. Он с юности привык к труду, добиваться всего своими руками.

Книга очерков «Фрегат «Паллада»

Эту книгу составили многочисленные очерки, написанные Гончаровым во время кругосветного путешествия, которое длилось около трех лет (Петербург – Япония). Интерес у автора вызывают экзотические страны Африки, культура и быт различных стран.

В 1870-е г.г. Гончаров задумал написать четвертый роман, но его замыслу не суждено было осуществиться.

В 1872г. Гончаров написал критическую статью на комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» - «Мильон терзаний».

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)

Детство писателя прошло в имении Спасское-Лутовиново, расположенном в Орловской губернии. Его мать – Варвара Петровна – женщина жестокого и деспотичного нрава. Именно она стала прототипом барыни в повести «Муму». Отец – Сергей Николаевич – офицер, выходец из старинного дворянского рода.

В 1833г. Тургенев поступил в Московский университет, но через год перевелся на философский факультет Петербургского университета. Позднее продолжил свое образование в Берлине.

«Записки охотника». Это цикл охотничьих рассказов. Рассказчик – любитель охоты – ездит по российским деревням, охотится, а заодно встречается с местными крестьянами, беседует с ними, наблюдает за их бытом.

В 1846г. журнал «Современник» напечатал рассказ «Хорь и Калиныч». Он был восторженно воспринят читателями. В рассказе дается подробное описание двух крестьян – плотного, плечистого Хоря и длинного, худого Калиныча.

Хорь скопил капитал, у него большая и дружная семья. У Калиныча нет семьи, детей, хозяйства. Хорь крепко стоит на ногах, ориентируется в действительности, ладит с барином, любознателен. Калинычу близка природа, он мечтателен, восторжен, разбирается в целебных травах, разводит пчел.

Различие характеров не мешает героям дружить. В одной из последних сцен рассказа Калиныч играет на балалайке, а Хорь поет любимую песню.

Главная задача Тургенева заключается не в том, чтобы противопоставить два крестьянских характера, а в том, чтобы рассказать о глубине крестьянской души.

Роман «Отцы и дети». Был опубликован в 1862г. в журнале «Русский вестник». Он вызвал огромное количество критических откликов, что свидетельствует о том, что роман был злободневен, что Тургенев задел больную для общества тему.

В центр романа писатель ставит вечную проблему отцов и детей. Смена поколений, которая сопровождается обновлением вкусов и взглядов, неизбежно вызывает споры между родителями и детьми.

В 1860-е гг. столкновение отцов и детей вышло за рамки бытового, семейного конфликта и невероятно обострилось. Этот переломный момент в жизни русского общества Тургенев и запечатлел в своем романе.

В романе не просто сталкиваются отцы и дети, но и дворяне и разночинцы, либералы и демократы. Таким образом, конфликт приобретает социальный и идеологический смысл.

Представителем «отцов» выступает Павел Петрович Крисанов, аристократ, англоман, в прошлом блестящий гвардеец и его брат Николай Петрович. Представителем «детей» является будущий медик, сын военного лекаря – Евгений Базаров.

Павел Петрович и Базаров чувствуют друг в друге противников с первой же встречи. Обоих раздражает внешний вид другого. Но это все – только внешние признаки будущего конфликта. Павел Петрович – сторонник принципов, он верит в благородство аристократии, в прогресс, цивилизацию. Базаров называет себя нигилистом, то есть отрицает существующее государственное и общественное устройство, искусство, поэзию, веру, любовь. Разрушение для него – залог обновления.

Бездна, разделяющая Базарова и Павла Петровича, кажется непреодолимой. Вместе с тем, Павел Петрович – самый близкий Базарову персонаж. Базаров пытается подогнать себя и свои чувства под собственную идею, он не может поверить в то, что влюблен, так как, по его мнению, «любовь – это романтизм, чепуха, гниль». Павел Петрович не менее крепко держится за свои принципы, подгоняя под них свое поведение и жизнь. Он преклоняется перед всем английским так же, как Базаров перед нигилизмом.

Оба героя обречены на одиночество, и та стена, которая отделяет их от общества, - это их идеология. У Базарова это нигилизм, у Павла Петровича – принципы, но за ними оба героя упускают жизнь, оказываются духовными мертвецами.

Образ Базарова. Базаров – это тип «нового человека» в литературе. Он нигилист, искренне верящий в правильность своих убеждений. Он считает, что все, что не приносит реальной пользы, для него бессмысленно (музыка, поэзия, живопись). Базаров мечтает стать медиком, и это не случайно, так как врач приносит пользу людям.

Внезапная любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой наносит серьезный удар по его идеологии. Он понимает, что не в состоянии полностью подчинить себя нигилизму. Именно любовь к Одинцовой становится переломным этапом в жизни Базарова. После отъезда из усадьбы Анны Сергеевны он начинает говорить с Аркадием на необычные для себя темы – о смерти, о народе, о смысле жизни.

Роман «Отцы и дети» в русской критике. Роман вызвал целую бурю со стороны литературных критиков.

М.А.Антонович в статье «Асмодей нашего времени» (1862г.) отказывал роману в художественности, а в Базарове увидел карикатуру на поколение детей. Критик считал, что Тургенев написал хвалу отцам и обличение детям.

Д.И.Писарев в статье «Базаров» (1862г.) дает подробный и адекватный анализ романа. Вводит понятие «базаровщина» как общественное явление.

Ближе всех к раскрытию тургеневского замысла оказался Н.Н.Страхов, автор статьи «Отцы и дети». Смена поколений, по его мнению, лишь внешняя тема романа. Главная задача Тургенева – изобразить высшую силу – силу жизни. Оценка Страхова совпадает со взглядом на роман самого Тургенева.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877)

Некрасов изменил представление о языке стихотворений, ввел в поэтический обиход новые темы, лексику, ритм и стиль.

В отличие от своих литературных предшественников Некрасов не получил систематическое образование. Семнадцатилетним юношей, с тетрадкой стихов, он приехал в Петербург, надеясь начать печататься и поступить в университет. Но в университет он не поступил, поэтому отец отставил его без средств к существованию. Некрасов остро нуждался в деньгах, зарабатывал на жизнь репетиторством, писал рецензии.

В 1840г. вышел первый сборник его стихов «Мечты и звуки». Вот как Белинский оценил его: «Вы видите по его стихотворениям, что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость и скука».

Некрасов создал новую поэтическую систему. Он вводит в поэзию новый, разговорный, просторечный язык. Кроме того, вводит новые темы. Его героями становятся чиновник, торгаш, дворник, вор, самоубийца.

Основная тема его стихов – тема поэта и поэзии. Поэт – один из любимых его героев.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы возник в начале 1860-х гг. Некрасов продолжал работу над произведением до конца жизни, но так и не успел его завершить. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности: последовательность глав осталась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно.

В центре поэмы – образы семи странников, которые путешествуют по Руси с целью найти счастливого человека. Действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту – периоду после отмены крепостного права.

Фольклор в поэме. В основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания подлинно народной точки зрения Некрасов обращается к народной культуре. В произведение введены народные песни, пословицы и поговорки. Даже открывается поэма загадкой: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…». Фольклорный колорит усиливается с помощью мистических чисел: семь мужиков, три рассказчика и др.

Кроме того, автор постоянно использует речевые обороты, стилистику народной речи: уменьшительно-ласкательные суффиксы, устойчивые эпитеты, сравнения и метафоры.

Образ народа в поэме. В центре картины мира, созданной Некрасовым в поэме, находится народ. Народ может заблуждаться, проявлять ограниченность, глупость, жестокость, но тем не менее его внутренняя мощь, его величие никогда не подвергается в поэме сомнению.

Автор изображает портрет русского народа в сжатом виде. Силы, скрытые в нем, искупают его убожество, забитость, но именно эти силы и должны привести народ к счастью. Народ в поэме многолик. Здесь множество различных типов: праведники, странники, труженики, артисты.

Проблема счастья в поэме. Вопрос о счастье – центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать кандидатов в счастливые. Они так и не находят счастливого, зато получают другой, неожиданный для них духовный результат.

«Покой, богатство, честь» - формула счастья, предложенная странникам их первым собеседником – попом.

Постепенно странники осознают, что счастье – категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. И история Ермилы Гирина окончательно убеждает их в этом. Он живет интересами народа, честен и справедлив. По мнению окружающих, в этом и заключается его счастье – в бесконечном служении народу. Но в конце рассказа о Ермиле выясняется, что и он не счастлив, так как сидит сейчас в остроге (не захотел участвовать в усмирении народного бунта).

Помещик Оболт-Оболдуев считает, что счастье заключается в богатстве и власти над крепостными, но и он не счастлив, так как крепостное право отменили.

Крестьянка Матрена Тимофеевна считает, что счастье заключается в свободе. И мнение автора с ней тождественно.

Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьяка, семинарист Гриша Добросклонов. Это герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья. Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. У героя есть несколько прототипов: Добролюбов, Белинский, Чернышевский. Кроме того, в нем угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Гриша счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие его, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится.

Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье – духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и душевном строе крестьян.

 

Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881)

Достоевский родился в Москве, в семье врача больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили довольно скромно, но родители заботились о воспитании детей, стремились дать им хорошее образование.

Начальное образование Достоевский получил в частном пансионе, а затем поступил в военное училище Петербурга. После смерти отца он решает отказаться от военной карьеры и целиком посвящает себя писательскому труду. Его первый роман – «Бедные люди» выходит в 1845г.

В 1846г. Достоевский вступает в кружок петрашевцев. Через три года всех членов кружка арестуют и приговорят к смертной казни. И уже стоя на эшафоте, писатель узнает, что приговор был изменен на четыре года каторги.

После каторги Достоевского было запрещено печатать, поэтому в литературе его стали забывать. Спустя пять лет ему разрешили вернуться в Петербург и продолжить литературную деятельность.

Пятикнижие Достоевского:

1. «Преступление и наказание» (1865г.);

2. «Идиот» (1868г.);

3. «Бесы» (1871г.);

4. «Подросток» (1875г.);

5. «Братья Карамазовы» (1879г.).

Достоевский создал особый тип героя. Все его персонажи прежде всего идеологи, так как каждый вынашивает какую-либо идею.

М.М.Бахтин – исследователь творчества писателя назвал его прозу диалогичной. Он отмечает, что все герои Достоевского ведут нескончаемый диалог друг с другом; кроме того, рассказчик тоже вступает с ними и читателем в скрытый диалог.

«Преступление и наказание»

История создания. Поначалу писатель собирался написать не одно, а два произведения. Главным героем романа «Пьяненькие» должен был стать душевно чистый, но слабый человек, который рвется к Богу, но все глубже увязает в трясине обыденной жизни. А в повести «Психологический отчет одного преступления» Достоевский хотел дать описание кающегося убийцы. Но постепенно эти сюжеты сблизились и превратились в роман о преступнике, который в конце концов принимает на себя нравственное наказание.

Родион Раскольников. Бедный студент, бросивший учебу из-за нехватки денег. Он вынашивает идею: хочет подняться над миром обыденности, уподобиться великим людям и привести человечество к счастью. Но сначала ему необходимо убить «тварь дрожащую» и он убивает старуху-процентщицу – Алену Ивановну.

Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым, тот рассказывает ему о своей строгой жене Катерине Ивановне и о дочери Сонечке, которую он фактически обрек на занятие проституцией. Впоследствии Раскольников не раз придет на помощь Мармеладовым, так что Катерина Ивановна будет считать его «спасителем семейства».

Раскольников полон сочувствия к людям, сердце у него доброе, душа христианская. Но беда в том, что он герой-идеолог и совершает преступление потому, что так велит его теория. О двойственности, которая заключена в герое, говорит и его фамилия: раскол, утрата цельности.

Не выдержав одиночества и отчуждения от людей, Раскольников приходит к Соне за поддержкой. Он считает, что они одинаково нарушили Божьи заповеди (не убей, не прелюбодействуй), а значит, погубили себя.

В финале романа происходит нравственное оздоровление героя. В эпилоге мы видим Раскольникова, читающего Евангелие.

 

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

Тютчев происходил из старинного дворянского рода. Он окончил Московский университет. Долгое время работал в Коллегии иностранных дел. Около 22 лет прожил в Германии.

Лирику Тютчева по праву называют философской. В его стихах постоянно звучит мотив любви к Отечеству, восхищение Россией, вера в ее особое предназначение:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Тютчеву были не так важны русские пейзажи, его интересовала великая идея России, ее обобщенный образ. Человеческая жизнь, по Тютчеву, мимолетна, ее хрупкость особенно заметна на фоне вечной жизни природы.

Любовная лирика. Тютчев был ловеласом, у него было много жен и любовниц. В возрасте 47 лет он знакомиться с 24-летней Елизаветой Денисьевой. Между ними вспыхивает огромная любовь, длившаяся более 10 лет. Цикл стихотворений, адресованных Денисьевой, стал одним из высших достижений русской любовной лирики.

Любовь у Тютчева также приобретает философский характер. В центре стихов – не образ возлюбленной, а проблема любви. Лирический герой не рассказывает о переживаниях, а анализирует их. Любовь по Тютчеву мимолетна и за ней непременно следуют страдания.

Стихотворения: «Предопределение», «Последняя любовь», «Selentium», «О, как убийственно мы любим».

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892)

Главная идея его стихов – идея красоты, которая одухотворяет природу и весь мир. Она облегчает человеческие страдания. Но и сама красота слишком мимолетна, хрупка, а потому близка к смерти.

Фет не посвящает свои стихи общественным и политическим темам. В них царит тишина, чтобы не спугнуть отблески прекрасного. Не спугнуть красоту, не пробудить страдание – вот, согласно Фету, истинная цель поэзии.

Лирический герой Фета раним, он стремится оградить внутреннюю жизнь от постороннего внимания.

Стихотворения: «На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье».

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)

Сказки: «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь».

Первые сказки были написаны в 1869г. в них описывается жизнь России после отмены крепостного права. Яркими приемами, которыми пользовался Салтыков-Щедрин, являются гротеск и гипербола.

Гипербола – художественный прием, в основе которого лежит преувеличение.

Гротеск – изображение людей, предметов, деталей в преувеличенном, уродливо-комическом виде (ночные рубашки с орденами).

Ярким примером может служить сказка «Дикий помещик», в которой доводится до логического абсурда мысль о том, что помещик не может шагу ступить без крестьянина. Такое своеобразное соотношение вымысла и реальности можно назвать главным элементом сказок Салтыкова-Щедрина.

В сказках встречаются реальные люди, отсылки к злободневным социально-политическим темам. Наряду с этим, встречаются стилизованные ситуации, пародирующие реальность.

Образы животных. В изображении животных Салтыков-Щедрин отчасти следует фольклорной традиции: животные говорят, действуют наравне с человеком. Например, в сказке «Дикий помещик» появляется медведь, который вступает в беседу с помещиком и даже дает ему советы.

Сказки Салтыкова-Щедрина носят социально-бытовой характер. Главными героями являются глупые генералы, помещики, которые ничего не знают и не умеют. При изображении образа мужика (крестьянина) автор использует антитезу: резкий контраст физической силы, смекалки и терпения (сам позволяет себя угнетать).

 

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Главное сходство между Толстым и его героями – напряженные поиски себя, преодоление своего жизненного пути. Сближение с простыми людьми, живущими по законам природного времени, - вот один из универсальных принципов жизни и творчества Толстого.

Тема ухода – от цивилизации к природе, от светских условностей к народной жизни – сквозной нитью пройдет через судьбу и творчество Толстого.

Произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы», «После бала».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Н.В.Гоголь. Общая характеристика творческого пути | Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 9030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.