Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Большой интерес для любого предприятия, работающего в условиях цивилизованного рынка, представляет вопрос принятия оптимального планово-управленческого

Большой интерес для любого предприятия, работающего в условиях цивилизованного рынка, представляет вопрос принятия оптимального планово-управленческого решения, создающего ему при прочих равных условиях лучшие хозяйственные и экономические возможности благоприятной работы по сравнению с альтернативными вариантами. Однако это не означает, что подобное решение автоматически обеспечит предприятию безубыточность производства и устойчивое его положение на рынке, надежную и стабильную работу, экономическую безопасность. Во всяком случае знания о лучшем решении и его реализация позволяют избежать значительно худшего для фирмы положения, и в этом своем качестве оно будет очень полезным для предприятия, откроет для него потенциальные резервы улучшения деятельности в будущем.

Оптимальное управление состоит в выборе управляющих параметров, обеспечивающих наилучшее поведение системы, ее развитие к цели по оптимальной траектории. Управляющие параметры рассматриваются как функция времени с возможностью их изменения по ходу процесса и выбора на каждом этапе их наилучших (оптимальных) значений. Для экономической системы такими параметрами служат плановые решения, а также меры по организации их выполнения.

Оптимальное решение выбирается по какому-либо критерию оптимизации из всех альтернативных вариантов. Оптимизация управленческого решения сводится к перебору множества факторов, влияющих на результат. Основным методом оптимизации является моделирование: логическое, физическое или экономико-математическое.

Наибольшее распространение для оптимизации управленческих решений в области экономики и финансов нашли экономико-математические методы моделирования.

Оптимизация бизнес-плана может производиться по различным критериям:

  • максимизация прибыли, достигаемая к какому-то периоду, или накопленная прибыль за ряд интервалов планирования;
  • максимизация сальдо потока денежных средств, накопленного на расчетном счете предприятия;
  • экономической эффективности, рассчитываемой с использованием дисконтирования;
  • показатели рентабельности и прибыльности.

В качестве ограничений могут выступать такие параметры, как объем продаж, объем привлекаемых заемных средств, сроки кредитования, показатели ликвидности и финансовой устойчивости.

Для оптимизации управленческих решений устанавливаются критерии сравнения вариантов решения в виде компонента прибыли или ее совокупности, эффективности использования различных ресурсов и т.д. Конкретными критериями для нашей модели могут быть:

  • максимизация полезного эффекта при ограничении совокупности затрат, т.е. получение максимального дохода при ограничениях на количество ресурсов;
  • минимизация себестоимости товара с увеличением прибыли при постоянной рыночной нише;
  • рост производительности труда, улучшение использования оборудования, материальных средств, т.е. повышение эффективности использования уже имеющихся ресурсов.

В задаче максимизации доходов, создаваемых предприятием за период планирования, наиболее часто критерием оптимизации является чистый дисконтированный доход (NPV) с дополнительными ограничениями:

  • использования для оптимизации только управляющих параметров;
  • обеспечения в каждом периоде положительных потоков денежных средств с нарастающим итогом;
  • соблюдения ликвидности предприятия в каждом периоде;
  • полного погашения задолженности по кредитам не позднее последнего периода.

Оптимизация управленческих решений заключается в выборе управляющих параметров, обеспечивающих наилучшее поведение системы, ее развитие к цели по оптимальной траектории. Решение, при котором достигается оптимальное решение, связанное с развитием производства, можно найти двумя методами.

Первый метод - пошаговый дискретный расчет с использованием заранее подготовленной информации для разных объемов производства и реализации продукции. К достоинствам этого метода относится, прежде всего, его универсальность, а к недостаткам - потребность в значительном объеме расчетов, которые резко увеличиваются с уменьшением шага дискретизации.

Второй метод нахождения оптимального решения заключается в том, чтобы выразить наш целевой критерий в виде функции, которая будет зависеть от всех действующих параметров. Если затем взять первую производную этой функции и приравнять ее к нулю, то, разрешив полученное уравнение относительно неизвестного, можно определить оптимальное значение параметра. Сложность применения этого метода выявляется при необходимости оптимизации функции по нескольким параметрам. Последовательная оптимизация по каждому из параметров вовсе не гарантирует получения оптимального решения для системы в целом.

Для исследования рассмотрим важнейшие параметры - характеризующие моделируемую систему. Параметры составляют каркас экономико-математической модели и подразделяются на два вида: описывающие поведение системы и управляющие.

Параметры, описывающие поведение системы, в нашей модели могут рассматриваться как неизменные для данного проекта, задаваемые условиями внешней среды. К таким параметрам относится, например, спрос потребителей, стоимость потребляемых ресурсов, налоговое окружение и т.д.

Управляющие параметры - это показатели, сознательное изменение которых позволяет активно воздействовать на модель, менять ход и направление экономических процессов. Мы можем задавать объем производства, затраты на маркетинг и финансирование научных исследований, суммы заемных средств, показатели оборотного капитала и т.д.

Любое предприятие стремится в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности не только избежать риска убыточности результатов и банкротства, но и иметь возможность постоянно получать прибыль, обеспечить стабильность и надежность функционирования. При этом предприятие не должно рассчитывать на положительную случайность и всю свою деятельность пускать на самотек. Ему необходимо постоянно следить за тем, чтобы волей обстоятельств не выйти на самые худшие значения прибылеобразующих параметров, всячески избегать рискованных действий, контролировать собственное поведение.

Следовательно, прибыльность производства в огромной степени зависит от самого предприятия, от его рыночной стратегии и тактики ее реализации. Иначе говоря, для успеха в достижении цели производства нужно управлять деятельностью предприятия. При этом управление должно осуществляться не только на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения, но и в процессе его реализации, т.е. путем оперативного контроля за ходом выполнения намеченных рубежей и активного вмешательства в случае негативного отклонения от плана.

Как правило, на экономике предприятия отражается отрицательное совокупное влияние многочисленных внешних факторов. Это различные поставщики производственных ресурсов, потребители готовой продукции, конкуренты предприятия. Кроме того, большое влияние на положение любой фирмы оказывают федеральное и местное законодательство, состояние экономики государства в целом, темпы инфляции, обесценение национальной валюты, конъюнктура рынка и т.д. Бороться с этими многочисленными негативными факторами каждому конкретному предприятию приходится самостоятельно.

Возникает вопрос: а может ли предприятие добиться положительного успеха в такой неравной схватке Как показывает международный опыт, не всем фирмам это удается. Одни из них разоряются, другие хотя и выживают, но влачат жалкое существование. Есть и такие фирмы, которые добиваются больших успехов в своей деятельности и их немало. Видимо, многое зависит от того, какие планово-управленческие решения фирма принимает, и как затем они реализуются.

Имея информацию о состоянии рынка в базовом периоде, информацию о деятельности фирмы в прошлом, проведя необходимые маркетинговые исследования и сделав объективный прогноз конъюнктуры рынка на плановый период, фирма может оптимизировать свою деятельность в будущем. В этом и есть смысл управления фирмой на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения.

Но на этой стадии оптимизационный прогноз может оказаться для фирмы неблагоприятным. Поэтому надо уметь его выправить, создать условия перехода к такому плановому решению, при котором, в случае его выполнения, фирма способна добиться успеха.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7 | Лекция 9. В условиях становления рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.