КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатизация общества, информационное общество. Интернет
Информатизация – это системный процесс внедрения достижений методов информатики и новых информационных технологий в общественную жизнь, в научно-технические, социально-экономические, технологические, социокультурные и другие институты государства, страны, с целью повышения их эффективности, демократизации, а также гуманитаризации, гармонизации и гуманизации общества. Информационное общество, развивающееся на основе информационных потоков – это общество на той стадии его развития, когда основные материальные, энергетические, организационные ресурсы могут актуализироваться с помощью информационных ресурсов, то есть они носят материо-энерго-информационный характер и саморазвиваются, самоорганизуются, поддерживаются государственной политикой. Информационное общество – это общество, в котором ценность всех ресурсов (материальных, энергетических, организационных) определяется ценностью получения, хранения, использования информационного ресурса. Информация в информационном обществе стала стратегическим ресурсом, ибо она определяет ключевые системы общества, системы, обеспечивающие жизнедеятельность, жизнеспособность общества. Пример. В 1989 г. в СССР была разработана Концепция информатизации общества, которая должна быть реализована ориентировочно к 2050 году. Аналогичная программа США ориентирована на завершение к 2020 году, Японии и развитых стран Западной Европы – к 2040 году. Все такие программы строятся с учетом национальных, исторических, культурных и других традиций и особенностей страны. Например, японская программа построения информационного общества основана на использовании всех возможностей традиционной индустрии и японского трудолюбия, благополучного окружения, стабильных и хороших условий жизни. Программы многих стран предусматривают привлечение большого количества молодых специалистов в области информационных технологий, создание им льготных эмиграционных условий. Например, немецкая программа рассчитана на привлечение более ста тысяч таких специалистов. Информатизация страны состоит в информатизации в частности следующих основных систем общества (перечень неполный, хотя и охватывает все основные системы). Банковских систем. Пример. Виртуальные, компьютерные расчеты и платежи, прогноз банковского кредитного риска и надежности банков, разработка и использование АРМ банковского работника и др. Систем рыночной экономики. Пример. Прогноз и анализ спроса и предложения на рынке, моделирование поведения сегментов рынка и прибыли от продаж, разработка и использование АРМ работника рыночной экономики и др. Систем социального обеспечения. Пример. Прогноз и анализ инфляции в страховании, моделирование принятия решений в различных социо-экономических и социо-культурных ситуациях, в частности катастрофических; разработка и использование АРМ социального работника и др. Систем налоговой службы. Пример. Прогноз и анализ собираемости налогов, моделирование и прогнозирование тяжести налогового бремени, расчет оптимальных ставок налогообложения, разработка и использование АРМ работника налоговой службы и др. Систем биржи и биржевой деятельности. Пример. Прогноз и анализ динамики курса ценных бумаг, валют, моделирование потоков (товаров, ценных бумаг, платежей, услуг и др. ресурсов) на бирже, моделирование и прогнозирование аномалий, катастроф на бирже; разработка и использование АРМ работника биржи (брокера) и др. Систем промышленности. Пример. Прогноз и анализ производительности труда, рентабельности и прибыльности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, состава и структуры производства, поставок, сбыта, разработка и использование САПР и АРМ и др. Систем транспорта и связи. Пример. Прогноз и анализ, выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи, управление транспортными потоками и средствами, навигация транспортных средств, разработка и использование АРМ работника транспорта, связи и др. Систем топливно-энергетического комплекса. Пример. Прогноз и анализ (распознавание) мощности нефтеносного пласта, его профиля, автоматизация систем распределения и учета расхода энергии, разработка, использование АРМ работника комплекса и др. Систем строительного комплекса. Пример. Прогноз, анализ (оптимизация) парка строительных машин, механизмов, их простоя, учет стройматериалов, автоматизированная компоновка (например, прокладка с использованием пакета программ AutoCAD водопроводных, тепловых, электрических коммуникаций), расчет надежности и долговечности конструкций и др. Систем правительственных услуг и права. Пример. Разработка консультационных правовых компьютерных систем, прогноз и анализ динамики правонарушений в зависимости от различных факторов, разработка и использование различных систем консультирования по вопросам права и государства, разработка и использование АРМ работника правительственной службы, права и др. Систем здравоохранения и медицины. Пример. Прогноз и анализ эпидемий и различных медико-социо-экономических ситуаций, разработка и использование автоматизированных систем "Поликлиника", "Скорая помощь", "Реабилитационный центр" и др., АРМ терапевта, хирурга, кардиолога, медсестры и др. Систем экологии. Пример. Прогноз и анализ загрязнения водного и воздушного бассейна, моделирование и прогнозирование катастроф, разработка экспертных систем и баз знаний для принятия экологически обоснованных решений, разработка и использование АРМ эколога и др. Систем сельского хозяйства. Пример. Прогноз и выбор оптимального режима полива и подкормки растений, автоматизация учета и хранения сельскохозпродукции, моделирование прироста биомассы в динамике, принятие рациональных, экологически обоснованных решений; разработка АРМ работника сельского хозяйства и др. Систем образования и образовательных услуг. Пример. Разработка и использование систем дистанционного обучения, различных программных, методических продуктов педагогического характера, актуализация и визуализация междисциплинарных связей, в частности с помощью компьютерных лабораторных работ по физике, химии, разработка АРМ директора, завуча, зав. кабинетом, автоматизация составления расписания занятий и др. Систем военного дела. Пример. Прогноз и анализ ситуаций на военном поле, обеспечение автоматизированных систем управления огнем, оптимальный выбор рациона питания армии, моделирование тактики поведения военных и судов, кораблей, самолетов, танков, в частности, уклонения их от нападения, разработка АРМ военного и др. Систем безопасности. Пример. Разработка высоконадежных средств шифрования и передачи данных, разработка систем защиты и обеспечения надежности сетей и систем ЭВМ, обеспечение защиты от помех и перехвата информационного характера, разработка АРМ работника системы безопасности и др. Систем делопроизводства Пример. Использование систем делопроизводства, контроля, электронных словарей и переводчиков, распознавание текстов и их ввод в компьютер, разработка АРМ секретаря-делопроизводителя и др. Используют часто и термины "региональная информатизация", "региональные проблемы информатизации", которые объединяют совокупность вышеуказанных проблем, возникающих в регионах (областях и республиках, субъектах государства) и учитывающих национально-региональные предпосылки постановки и соответствующие ресурсы при решении указанных выше проблем информатики, уровень информационно-технологического развития региона, исторические, географические, национальные, демографические, социально-экономические, культурные предпосылки, связи региона. Проблемы информатизации могут возникать на различных уровнях. Пример. Проблемы информатизации страны: обеспечение дистанционного обучения в рамках страны; разработка и/или исследование адекватных математических моделей демографической ситуации в стране; разработка математических моделей и компьютерных систем прогноза погоды; разработка внутригосударственной автоматизированной системы управления транспортом и продажи билетов. Проблемы информатизации региона: информатизация образования или решение задач информатизации регионального компонента образования; компьютеризация налоговых и банковских региональных структур; разработка математических моделей и компьютерных систем планирования целей, исследования, принятия решений и управления различными (например, эколого-медицинскими) системами региона. Задачи информатизации города: информатизация, компьютеризация АТС города, например, на базе цифровых систем связи; информатизация и компьютеризация управления таксопарком города; разработка баз данных по юридическим и физическим лицам города. Примерами информатизации быта и досуга могут быть: разработка автоматизированной системы ведения домашней бухгалтерии; разработка и использование мультимедийных программных обучающих систем для домашней и самостоятельной работы школьников; разработка и использование различных игровых систем. Основные социально-экономические проявления информатизации: высокая информационная культура членов общества и его систем, государственное воспитание и поддержание этой культуры на государственном уровне; индустриализация информационного обслуживания членов и институтов общества; превращение информации в товар с его классическими атрибутами (цена, стоимость, спрос, предложение, наличие денежного эквивалента, издержки, реклама и т.д.) и развитие рынка этого товара; потенциально свободный доступ каждого к интеллектуальному богатству общества, всего мирового сообщества; превращение знаний и профессионализма в непосредственный атрибут товаро-денежных отношений, капитализация информационных ресурсов и отношений, знаний; превращение труда в преимущественно умственный и интеллектуальный труд, высвобождение большего времени для духовного развития или саморазвития человека, высокий уровень информационного сервиса быта и труда; обеспечение информационной защиты и информационной безопасности общества, стабильности и устойчивости существования этого общества; более высокий уровень принятия решений на базе соответствующих систем (баз данных, знаний, экспертных систем и др.). В процессе информатизации общества необходимо: создать математическую и элементную (техническую) базу; создать качественную и гибкую индустрию информационных потоков, технологий; подготовить системы информатизации и совершенствования управления; обеспечить информационную безопасность (предупреждение негативного воздействия информации на человека и общество); воспитать информационно, "компьютерно и сетевым образом" грамотных членов общества, создать все условия для этого. Важную роль в развитии информационного мирового сообщества играют компьютерные сети, Интернет. Сеть – система компьютеров, соединяемых между собой в соответствии с одной из стандартных типовых форм соединения (топологией сети) для передачи и приема сообщений (пакетов данных). Основные функции любой сети: обеспечение доставки пакетов данных; обеспечение автоматического конфигурирования и надежной работы, сетевого сервиса; согласование пакетов для различных базовых протоколов. Имеется специальное устройство – маршрутизатор. Маршрут – адреса последовательных маршрутизаторов, которые проходит пакет от отправителя до адресата. Маршрутизатор объединяет отдельные сети в сложную (составную) сеть и выбирает из альтернативных маршрутов для передачи пакетов данных между двумя конечными узлами – один, более оптимальный в каком-то смысле (например, по времени передачи пакета). Маршрутизатор соединяет несколько сетей в так называемую интерсеть. Для этого маршрутизаторы обмениваются маршрутной информацией между собой по специальному протоколу – протоколу маршрутизации. С помощью специальных протоколов обмена маршрутами (протоколов сетевого уровня) маршрутизаторы составляют маршрутную карту межсетевых связей и принимают решение о том, какому следующему маршрутизатору в маршруте нужно передать пакет для образования рационального (например, по времени) пути. Для построения сетей используются специальные устройства – концентраторы (хабы), к которым подсоединяются все устройства сети (как к коммутатору телефонной станции). Подсоединяется либо хаб более высокого уровня, либо хаб более низкого уровня, с защитой данных и двумя режимами работы: конфиденциальным (можно получать лишь те сообщения, которые адресованы непосредственно хабу) и публичным (можно получать все сообщения, например, для маршрутизаторов). Хаб время от времени автоматически опрашивает подключенные узлы, выясняет их состояние ("свободен", "передает", "принимает") и анализирует их запросы: сперва обслуживаются запросы высокого приоритета, например, от приложений, требующих немедленной реакции, а затем – запросы с обычным приоритетом. Приоритет выделяется по времени ответа на запрос: чем меньше время ответа – тем, как правило, выше приоритет. Интернет – развитие проекта американского оборонного ведомства DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency) по созданию сетевой архитектуры, обеспечивающей эффективную связь ряда военных и правительственных сетей. В процессе реализации проекта Интернет оказалось, что модель взаимодействия между компьютерами может эффективно применяться и для создания образовательных, коммерческих, научных, исследовательских и других сетей, то есть для создания глобальной информационной инфраструктуры, в результате чего Интернет стал международной коммуникационной средой. Интернет – система объединяемых по мере необходимости сетей со стандартизированными едиными протоколами обмена и доступа к информации в режиме реального времени. Это – "Сеть сетей", с добровольным участием, управляемая ISOC (Internet SOCiety), то есть сообществом, способствующим глобальному обмену информацией, вырабатывающим техническую политику и осуществляющим поддержку и управление Интернет. Различные рабочие группы ISOC имеют различные функции: выпуск документации, выработка стратегии действий, перспективные исследования, разработка новых и модификация используемых стандартов и протоколов. Доступ в Интернет получают через поставщиков информационно-коммуникационных услуг (провайдеров). Пример. Каждый компьютер в Интернет имеет уникальный 32-разрядный двоичный адрес (IP-адрес). Интернет построен по технологии "клиент (компьютер пользователя) – сервер (межсетевой связи)". Клиент и сервер взаимодействуют виртуально – сервер по командам клиента выполняет определенные действия с информацией, например, пересылает клиенту файл. Хотя компьютеры Интернет имеют физические (числовые) номера, адреса, в работе пользователи обычно используются системные имена – доменные адреса. Доменная система имен – система имен, переданных сетевым группам или элементами [u2]этих групп. Каждый уровень системы называется доменом. Домены в именах отделяются друг от друга точками. В имени может быть различное количество доменов, но обычно их всего 2-3. При движении по доменам слева направо в имени, количество имен, входящих в соответствующую группу, возрастает. Первым в имени стоит название реального компьютера с IP-адресом. Группа входит в более крупное подразделение, оно – входит в еще более крупное, и так далее – до государственной сети. Для США имеются домены сетей образовательных (edu), коммерческих (com), государственных (gov), военных (mil) учреждений, а также сети других организаций (org) и сетевых ресурсов (net). Каждая страна имеет свой домен: Канада — ca, Россия – ru и т.д. Стандартные возможности Интернета: удаленный доступ (remote login) с помощью протокола эмуляции удаленного терминала (telnet) – когда ваш компьютер эмулирует (имитирует) терминал удаленного компьютера; передача файлов (ftp) – передача файлов с компьютера на компьютер в реальном масштабе времени с автоматической перекодировкой данных; электронная почта (e-mail). Основные нестандартные возможности Интернета: виртуальные магазины и торговые площадки (порталы); виртуальные биржи; виртуальный маркетинг; виртуальный банкинг и виртуальные платежные системы; виртуальное, дистанционное обучение; виртуальная библиотека (медиатека) и виртуальные журналы, подписки; виртуальное интерактивное общение на всевозможные темы по интересам (чаты). Развитие Интернета и ЛВС привело к появлению корпоративных Интранет-сетей. В Интранет-сетях используется то же аппаратное и программное обеспечение, те же протоколы и принципы, что и в Интернете. Интранет – это мини-Интернет. Интранет-сеть способна значительно повысить эффективность и прибыльность корпоративной деятельности за счет того, что имеет такие возможности (приложения), как сетевые электронные доски, различное групповое программное обеспечение, потоковые общие ресурсы и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |