Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Миф как форма культуры

Для первобытных людей миф был первой формой познания окружающего мира. С его помощью пытались объяснить различные явления природы и общества. Кроме того, он выполнял важнейшие социальные функции. Обосновывал устройство общества, его законы, моральные ценности, руководил практической деятельностью. Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, регулировал взаимоотношения между соплеменниками, объяснял различные явления природной и социальной жизни.

Мифологическая символика выражалась в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предметов домашнего обихода. Его устная передача устанавливала единство взглядов всех представителей племени на окружающий мир. Накопленный в мифах опыт передавался из поколения к поколению и сохранялся в социальной памяти. В результате, образовавшийся в мифе первичный уровень знаний способствовал появлению философии.

Для мифа характерны следующие особенности:

а) отсутствие временных границ: прошлое, настоящее и будущее в нем были неразрывно связаны между собой;

б) синкретизм основных областей духовной культуры: искусства, религии, зачатков научных знаний;

в) наличие художественных приемов: аллегории, гиперболы, метафоры;

г) сочетание фантастических и реальных представлений.

К еще одной форме практического и духовного освоения мира человеком следует отнести религиозные верования.

Главной причиной появления религиозного мировосприятия было то, что первобытные люди не выделяли себя из окружающей среды и находились в постоянном страхе перед необъяснимыми явлениями природы. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к обожествлению природы, созданию ее культа.

Наиболее распространенной и универсальной формой религиозных верований является анимизм – (с лат. дух, душа). Это вера в существование духов и души у всех природных явлений и процессов. На основе анимистических представлений возникли культы предков и культы духов природы.

Вера в существование разного рода духовных существ получила свое выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши – служащие местом пребывания духов. Вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, которые выступали посредниками между людьми и богами, получила название фетишизм - (с фр. идол, талисман).

В первобытной культуре единство человека с природой и отождествление его с ее различными проявлениями приняла форму тотемизма, т.е. убежденности в то, что каждая группа людей произошла от какого-либо животного или растения (тотема) и находится с ними в родственных отношениях.

Еще одной древней формой первобытных верований является магия. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. А поскольку первобытный человек не отличал смысловую связь от причинной, то был убежден, что можно влиять на вещи с помощью мистической силы.

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у древнего человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Наиболее значительным проявлением была наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Структура и основные функции культуры | Вопрос 5. Основные черты культуры европейского средневековья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.