Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Культура эпохи Возрождения и Реформации в Западной Европе


Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV - XVI века. Это было время больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Искусствоведом Джорджи Вазари был предложен термин «Возрождение» или Ренессанс, который подчеркивал связь новой культуры с античностью.

Возрождение началось в Италии, которая являлась преемницей античной культуры. Она получила в наследство города, остатки системы образования, научные труды и произведения искусства. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры:

1). Происходило становление нового типа городов-коммун, ставших центрами антифеодальной борьбы;

2). Появлялись первые мануфактуры, формировались социальные слои буржуазии и наемных рабочих;

3). Великие географические открытия (Колумбом, Магелланом, Марко Поло, Америго Веспуччи и др.) способствовали активной колонизации коренного населения;

4). Расширилась торговая деятельность, складывалась развитая банковская система;

5). Начавшийся процесс секуляризации (ослабление роли церковного влияния) в науке, искусстве, образовании, государственном управлении привел к усилению монархической власти и формированию централизованных государств;

6). Активизировался интерес к опытному знанию, точным и естественным наукам, развивалась литература на национальных языках; Исследования Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно в области астрономии позволили утвердить гелиоцентрическую систему, доказавшую ложность геоцентрического учения.

7). Изобретение книгопечатания (Й. Гуттенбергом в 1445г.) способствовало распространению литературных и научных произведений;

8). Появился спрос на людей творческой деятельности – музыкантов, архитекторов, скульпторов, художников, ювелиров, поэтов. Также требовались образованные специалисты – бухгалтера, инженеры, юристы, врачи. Эти люди составили особый слой общества – интеллигенцию. В их среде и зародилось художественно-литературное движение – гуманизм. Его главной идеей была борьба за права и свободу личности.

Творцы новой культуры - гуманисты прославляли любовь к человеку, восхищались его духовной и телесной красотой, отрицали культ аскетизма. Презирали невежественных людей. Утверждали, что достоинство, благородство может определяться не происхождением, богатством или властью, а энциклопедической ученостью. Гуманисты выступали против феодальных привилегий и господства католической церкви, способствовали распространению идей либерализма. Созданная гуманистами культура разрушила господствующую в обществе строгую аскетическую мораль Средневековья. Интеллектуалы Возрождения стремились доказать, что корни европейской цивилизации уходят в античность. Благодаря их деятельности, разыскивались произведения искусства древних мастеров, научные рукописи греческих и римских философов, изучались языки.



Все это создало основу для формирования нового мировоззрения – антропоцентризма. Культивировалось чувство собственного достоинства человека, его индивидуализм, стремление к знаниям. Эталоном времени стал человек-творец, гений, универсал.

Одновременно с гуманизмом в это время получило распространение философское учение пантеизм, в соответствии с которым Бог отождествлялся с природой, следовательно, человек, созданный «по его образу и подобию», становился ему равным.

Гуманизм не был народным движением, так как его идеи были доступны только узкому кругу образованных людей (ученым, художникам, политикам). Поэтому он характеризуется как элитарный. Основная масса сохраняла приверженность христианской вере и католической церкви.

В начале XVI в. в Германии развернулось религиозное движение, направленное против католической церкви и вошедшее в историю под названием Реформация. Ее зачинателем считается Мартин Лютер, выступивший с 95-ю тезисами против индульгенции. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека стали основой развития новых, капиталистических отношений. Реформация противопоставила оптимистичному гуманизму религиозный аскетизм. Ее деятели представляли собой полную противоположность гуманистам – прекрасно образованным аристократам, знатокам философии, поэзии, изящных искусств. Это были в основном выходцы из народа, развивающие свои способности упорным трудом, фанатики веры. По их мнению, католическая церковь исказила взаимоотношения человека с Богом и занялась спекулятивной продажей его милости. Создав новое вероучение – протестантизм, реформаторы отказались от сложной церковной иерархии, системы культов и обрядов. Они выдвинули новую нравственную установку для человека, который теперь должен был жить с постоянной готовность принимать и переносить все трудности и испытания; стремиться к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере.

Таким образом Реформации заложила духовные основы нового типа человека и культуры труда. Итогом ее стало:

1). Ослабление монополии католической церкви,

2). Выделение третьего направления христианской веры – протестантизма,

3). Честный труд как главный показатель истинной веры.

В ответ церковь предприняла контрнаступление: усилила действия инквизиции; ввела жесткую цензуру на запрещенные книги; провела внутренние реформы и основала орден иезуитов.

Перемены происходящие во всех областях жизни, освобождение от средневековых традиций и начало становления капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли данного времени.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно сблизилось с наукой, политикой, с социально-философской мыслью. Стало ведущим фактором развития культуры. В центре этого искусства находились человек и природа. Художники и писатели, зодчие и скульпторы искали наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения действительности. Для этого они обращались к знаниям в области оптики, математики, анатомии. Изучали правила перспективы, учения о пропорции. Благодаря такому серьезному подходу искусство включалось в сферу познавательной деятельности человека.

Освобожденное от схоластики мышление требовало величественных масштабов и великих творцов. Крупнейшими архитекторами раннего Возрождения были – Брунеллески и Альберти; в живописи – Джотто и Мазаччо; в скульптуре – Данателло. Большой вклад в формировании итальянского литературного языка внесли Данте Алигьери(«Божественная комедия»), Франческо Петрарка(«Сонеты») и Джованни Боккаччо(«Декамерон»). Все они своим творчеством привели к решительному разрыву со средневековыми традициями.

В период высокого Возрождения искусство достигло своего пика развития. Художественные произведения стали отличаться своей законченностью. В них больше проявлялось колорита, пропорциональности. Выдающимися мастерами этого времени были Л. да Винчи («Джоконда»), Рафаэль Санти(«Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буонарроти («Давид»). Их называют «титанами Возрождения», так как каждый из них выразил свою индивидуальность с небывалой полнотой.

В период позднего Возрождения художники все больше старались копировать манеру тех, кто был уже признан. Такое направление в искусстве получило название маньеризм. Среди известных художников этого периода, которые выделялись своим творчеством, отмечают Веронезе, Тинторетто, Караваджо.

Если итальянское искусство формировалось под влиянием античных традиций, было ориентировано на человека и в большей степени отражало его внешнюю красоту, то искусство Северного Ренессанса базировалось на средневековых традициях. Художников интересовал внутренний мир человека, его духовность. Получивший признание пантеизм, способствовал восприятию природы не только как творение Бога, но и как носительницы красоты. В результате получили развитие такие жанры как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая картина. Ведущими представителями в изобразительном искусстве были Альберт Дюрер. Питер Брейгель, Иероним Босх.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5. Основные черты культуры европейского средневековья | Вопрос 7. Европейская культура Нового времени

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.