КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты и субъекты менеджмента. Основные категории менеджмента
Основные категории менеджмента Понятие и содержание менеджмента Тема 1.1. Сущность и категории менеджмента
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов
Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство
Управление более широкое понятие, чем менеджмент. Например, можно управлять и коллективом, и автомобилем. Менеджмент более широкое понятие, чем руководство. Руководство как часть менеджмента отражает поведение менеджера в системе «начальник – подчиненный».
Цель менеджмента:
Основная цель менеджмента – достижение заранее определенного результата при условии согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта, то есть достижения гармонии в развитии объекта менеджмента.
Содержание менеджмента:
Менеджмент определяется в нескольких содержательных аспектах (с нескольких точек зрения):
Ø Наука управления Ø Искусство управления Ø Вид деятельности Ø Аппарат управления
Категории: Ø Объекты и субъекты менеджмента Ø Виды менеджмента Ø Функции менеджмента Ø Методы менеджмента Ø Принципы менеджмента
Объекты менеджмента: Ø Функциональные области: производство, снабжение, инновации, персонал, финансы, маркетинг и т.п. Ø Уровень иерархии объекта: рабочее место, элемент структурного подразделения, структурное подразделение, организация, комплекс организаций, отрасль. Город, регион, государство – объекты социального управления. Ø Вид объекта: операция, проект, система. Можно управлять операцией, проектом, системой.
Субъекты менеджмента: Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации
Иерархический уровень субъектов менеджмента: Ø высший (топ-менеджмент, руководители организации), Ø средний (мидл-менеджмент, менеджеры структурных подразделений (цехов, отделов, служб), филиалов), Ø низший (супервайзеры: руководители бригад, групп, секторов, организаторы определенных видов работ) Виды менеджмента: По признаку объекта:
Ø общий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее крупных структурных подразделений (дивизионов, производств, филиалов) Ø функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации (функциональными областями).
По признаку содержания: Ø нормативный менеджмент – разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений (философия, миссия, видение или мечта) Ø стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией Ø оперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Функции менеджмента: Функция - действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.
Ø Общие функции: формирование целей, планирование, организовывание (организация деятельности), контроль, регулирование Ø Связующие (фоновые) функции: разработка решений, установление коммуникаций, мотивирование сотрудников
Методы менеджмента: Правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основной цели менеджмента. Методы менеджмента делятся на Организационные, которые предшествуют самой деятельности. административные, которые используют распорядительное воздействие (приказы, распоряжения), организационно-стабилизирующее воздействие (нормы и нормативы, ознакомление, объяснение, предостережение), дисциплинарное воздействие (выговоры и другие наказания), экономические, которые предполагают материальное стимулирование, предоставление структурным подразделениям экономической самостоятельности, социально-психологические, предполагающие установление гармонии между интересами сотрудника и организации за счет нематериального стимулирования (похвала, присвоение неформального статуса) и формирования сильной корпоративной культуры.
Принципы менеджмента по Файолю:
Принципы – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.
Ø Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания. Ø Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия. Ø Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения. Ø Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности - коллегиальным может быть обсуждение проблемы, а принятие решения всегда индивидуально и ответственность лежит на менеджере Ø Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели. Ø Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации. Ø Принцип мотивации - чем тщательнее менеджеры осуществляют структуру поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее со всей системой управления, тем эффективнее будет программа мотиваций. Ø Централизация и децентрализация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая. Децентрализация дает возможность структурным звеньям принимать самостоятельные управленческие решения. Ø Иерархия (скалярная цепь) — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда. Ø Принцип правильного подбора и расстановки кадров - если вы ведете честный бизнес, то подбор кадров осуществляется только по деловым качествам, на основе правил профессионального отбора и рекомендаций консультантов по кадрам. Ø Принцип экономичности - прибыль - это не только доход, но и разумные расходы на использование людских и материальных ресурсов. Ø Принцип обеспечения обратной связи - это получение информации о результатах работы, позволяющей сравнить фактическое состояние с заданным (планом).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |