КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Что такое политология
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.
Учебное пособие для студентов Уфимского филиала ВЗФЭИ.
Оглавление:
Лекция 1. Что такое политология.................................................................................................... 1 Лекция 2. История политической мысли (Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, Новое время до рубежа Х1Х –ХХ веков)........................................................................................ 8 Лекция 3. Марксистская концепция политики и ее место в современном мире...................... 16 Лекция 4. История политической мысли России в 1Х –ХХ веках........................................... 18 Лекция 5. Современные политические теории............................................................................ 21 Лекция 6. Политическая власть – основная проблема политологии......................................... 23 Лекция 7. Политическая система общества.................................................................................. 30 Лекция 8. Государство – как основной элемент политической системы.................................. 31 Лекция 9. Партии в полит системе и в обществе…………………………………….………….41 Лекция 10. Формы политического участия. Выборы. Избирательные системы...................... 45 Лекция 11. Политический конфликт............................................................................................. 50 Лекция 12. Политический режим.................................................................................................. 52 Лекция 13. Демократия как тип политического режима............................................................. 58 Лекция 14. Политическая культура............................................................................................... 68 Лекция 15. Мировая политика и международные отношения................................................... 72
Политика как общественное явление. Понятие политики.
Прежде чем приступить к теме, несколько слов об учебниках и литературе. До 1989 года политология в нашей стране не преподавалась, и только недавно была введена в вузах, институтах, колледжах и лицеях. Последнее время выходит много пособий и лекций по политологии. Особо хочется отметить серию учебных пособий по политологии, вышедших в рамках программы Д.Сороса «Обновление гуманитарного образования в России», в частности это учебник Гаджиева К.С. «Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов». [1] Кроме того, словарь-справочник «Политическая теория и политическая практика», где даны статьи об эволюции политической мысли, начиная с Древнего мира, статьи-персоналии по отдельным личностям. [2] В этой серии выходили работы и по отдельным темам политологии, например, характеристика современных демократий, тоталитарных и авторитарных режимов дана в книгах Каменской Г.В., А.Н.Родионова «Политические системы современности», [3]; Цыганкова А.П. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика» [4]. Обобщенный и систематизированный теоретический и фактический материал по политологии представлен в учебнике Лютых А.А. и Тонких В.А. «Политология. Курс лекций», изданном в Воронеже. [5] Несколько фрагментарно, по отдельным темам даны сведения по политологии в учебнике Марченко М.Н. «Политология. Курс лекций», МГУ [6] Великолепным учебником по политологии является учебное пособие в 2 частях «Основы политической науки», выпущенное под редакцией В.П.Пугачева [7], оно составлено с учетом программ и учебников по политологии университетов США, Великобритании, Франции, Германии. Своеобразным и необычным учебником представляется книга Мурадяна А.А. «Двуликий Янус. Введение в политологию». [8] В форме бесед со студентами, на примере популярных литературных произведений и на конкретном историческом материале автор занимательно рассказывает об азах политологии, есть примеры решения политологических задач. Хорошо систематизирован политологический материал в учебнике Панарина А.С. «Введение в политологию: учебное пособие для преподавателей средней школы».[9] Простым и доступным языком написано «Введение в политологию», учебное пособие для старшеклассников под редакцией Гаджиева К.С. [10] Сущность политики и политических отношений, формы политического сознания и этапы становления политической мысли рассматриваются в учебнике Демидова А.И. и Федосеева А.А. «Основы политологии» [11] Капитальными учебниками по данному предмету являются книги Мельника В.А. «Политология» [12] и Краснова Б.И. «Политология: учебное пособие» [13] Вопросы государства, политических режимов, политического процесса рассмотрены в небольшой, но содержательной монографии Д.В.Гончарова и И.Б.Гоптаревой «Введение в политическую науку». [14] Более фундаментален и обширен по объему учебник Д.П.Зеркина «Основы политологии». [15] Самую суть предмета, минимум по политологии дает интересно написанное учебное пособие для студентов «Политология» под редакцией профессора Д.С.Клементьева.[16] Надо отметить так же учебник Денисюка Н.П. и Соловей Т.Г. «Политология: Курс лекций».[17] Интересно подан материал в ученом пособии «Политология» под редакцией А.А.Радугина (вышло два издания – в 1997 и 1999 годах) [18] и в учебном пособии под редакцией Л.П.Борисова. [19] Чрезвычайно полезно ознакомиться с работой В.П.Пугачева и А.М.Соловьева «Введение в политологию».[20] В Уфе написаны методические пособия по политологии в Башкирском государственном университете (под редакцией Ю.Н.Никифорова «Политология: Курс лекций» [21], в Уфимском Государственном Авиационном Техническом Университете (под редакцией Насибуллина), в Уфимском Государственном Нефтяном Техническом Университете (под редакцией Ю.Н. Дорожкина) – «Политология: Курс лекций в 3 частях. [22]. Конечно, наряду с учебными пособиями, необходимо ознакомиться и с работами по отдельным политологическим вопросам, например, много написано о демократии. Самые выдающиеся произведения на эту тему книга Алексиса Токвиля «Демократия в Америке» [23] и книга Паренти М. «Демократия для немногих» [24].
Политология – это наука о политике, поэтому нам, прежде всего, необходимо проанализировать это понятие. Интересное стихотворение на эту тему есть у Евгения Евтушенко: «Политика – профессия от дьявола, и люди зачервивели потом, Политика придумала полицию, Политика придумала вождей, Сочла живую душу единицею, И рассекла на партии людей». Древнегреческий философ Сократ считал, что политика – искусство управления людьми, его соплеменник Аристотель говорил, что цель политики – обеспечение высшего блага жителей полиса, а Платон писал, что управление государственными делами - удел избранных. В древнем мире бывали и курьезные случаи, например, Октавиан Август даже с женой Ливией говорил по заранее составленному конспекту (политик в нем вытеснил человека). Еще в 430 году до нашей эры политический деятель Древней Греции Перикл говорил: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Перикл был фигурой примечательной не только для своего времени. Форма головы его была необычна – яйцеобразной, очень большого размера, он даже из-за этого постоянно носил шлем. Он отказался от своего имущества и посвятил всю жизнь служению Афинскому государству. Именно Перикл впервые в Древней Греции ввел плату за занятия государственными делами, за государственную службу, при нем наступил «золотой век» афинской демократии, строились великолепные храмы и скульптуры под руководством знаменитого Фидия, вошедшего в историю уже тем, что он изваял статую Зевса – одно из семи чудес света. Он имел двух сынов от афинянки, но они умерли от чумы, и Перикл попросил гелиэю (народное собрание) разрешить его сыну от чужестранки Аспасии стать афинянином и единственный раз за всю историю Афин греки сделали исключение для сына Перикла и сделали его свободным членом греческого общества. Когда Перикл умирал, он произнес, что главная его заслуга в том, что он не подписал ни одного смертного приговора. [25] Итак, Перикл одним из первых заинтересовался вопросом, что же такое политика. Ведь до сих пор на этот вопрос все отвечают по-разному. Есть политика банков, профсоюзов, дирекции, государственная и экономическая политика, наконец, политика умной жены по отношению к мужу. Вычленить из этого мир политический – трудная и актуальная для нас задача. Особенно сегодня, в России, в период политических реформ, нестабильности, кризисов, трансформации политической системы. В развитых странах прогрессивного типа развития – в Европе, Америке политология с начала ХХ века занимает ведущее место. Там издаются журналы по политологии, разнообразная научная литература, работают центры и ассоциации по изучению политических наук и политическим исследованиям. Например, в США развитие политологии четко подразделяется на три этапа: 1 период - с 1880 года, с основания школы политической науки при Колумбийском университете до 1914 года; затем 2 период - между двумя мировыми войнами и 3 период, после окончания второй мировой войны до наших дней, связанный с расцветом бихевиоризма, то есть практического применения политологии.[26] В 1949 году была создана Международная ассоциация политических наук. А в нашей стране, к сожалению, подобная организация появилась только в 70-е годы. С 1917 года политология в СССР была предана забвению, ее считали ненужной буржуазной наукой и не занимались ею. Партийные боссы боялись, что научные исследования политической системы советского общества могут привести к неутешительным выводам. Да и заниматься подобными изысканиями на практике было просто невозможно из-за господства марксистско-ленинской идеологии, диктата одной партии – коммунистической. Любые перестройки политической системы в то время могли представляться нам лишь в области фантазии. Поэтому большой прогресс, что сегодня мы с вами можем заниматься политологией в вузах. Это говорит о том, что вырастет новое молодое поколение людей, высокопрофессиональных и грамотных не только в вопросах экономики, но и политики, которыми нельзя уже будет манипулировать, как их родителями. Вас, прошедших курс политологии, будет не так уж легко обмануть, дезинформировать, вы займете активную гражданскую позицию в обществе, будете знать всю подоплеку политики и власти, сможете реально влиять на события и не останетесь в стороне от происходящего в нашей стране и за рубежом. Суть политики можно определить так – это всякая целенаправленная деятельность социальных групп людей по артикуляции (то есть осознанию) своих противоречивых интересов, выработке общих обязательных решений, осуществляемых государственной властью. Научные определения политики можно систематизировать и разделить на три группы: 1.Социологические определения политики. А). Экономические определения политики. Особенно ярко они представлены в марксизме. Здесь политика утрачивает свою самостоятельность и подчиняется экономическим законам. Но случается и наоборот, как в СССР, где политика 70 лет превалировала над экономикой. Б). Стратификационные определения политики. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп, при этом через соперничество они стремятся к балансу (представители А.Бентли и Д.Трумэн). В). Правовые концепции политики. Они говорят, что политика производна от права, от естественных прав человека, в частности это теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо, теории Лока, Спинозы, Гоббса, Канта. В ХХ веке возникли новые взгляды на право, суть которых в том, что государство создает право для обеспечения порядка в обществе. Г). Этические определения политики. Еще Аристотель говорил, что политика – это деятельность, направленная на всеобщее благо и держится она на справедливости. Естественно, реальная политика не всегда так совершенна, даже, наоборот, выражает корыстные интересы и стремится к такой политике нужно как к гуманистическому идеалу.
2. Субстанциальные определения политики (от слова «субстанция»). А). И первой среди политических субстанций следует поставить власть, ибо ради ее обретения, удержания, использования и творится политика. Еще Макс Вебер, известный немецкий политолог говорил, что политика – стремление к участию во власти, а итальянец Николо Макиавелли в 1515 году писал о политике как об искусстве и способах борьбы за власть. Б). Институциональные определения политики характеризуют политику через институты и главный среди них государство и партии (исторические примеры – Китай во времена Мао Цзэдуна и СССР периода сталинизма). В). Антропологические определения политики считают ее формой общения людей, ведь Аристотель подчеркивал, что человек – существо политическое. Г). Конфликтно-консенсусные определения называют политикой деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов (представители Л.Козер и Р.Дарендорф). Д). Политика – как отношения «друзей – врагов» делает аспект на эмоциональных моментах политики и понимается как степень объединения и разъединения людей (представитель – немецкий политолог Карл Шмитт).
3. Научно - сконструированные определения политики. А). Деятельностные определения политики дают ее трактовки как процесс подготовки и принятия и реализации решений. При этом всегда ставятся конкретные цели, организуются массы для их осуществления, существует регулярный контроль за данным процессом и превыше всего ценятся достигнутые результаты. Б). Телеологические трактовки политики ставят на первое место деятельность по эффективному достижению коллективных целей (представитель Т. Парсонс). В). Системная точка зрения считает политику самостоятельной социальной системой, отграниченной от других систем и взаимодействующей с ними (представители системной интеграции Д.Истон и Г.Алмонд).
«Политик» – наука и одновременно искусство управления государством и людьми. В Древней Греции люди жили в городах - государствах, называвшихся полисами и активно занимались общественной деятельностью, участвовали в народных собраниях и в выборах, в процедуре остракизма (изгнания из страны). От названия городов – полисов и родился термин «политика». Но этот термин имеет узкое и широкое значение. В узком смысле слова политика – это совокупность социальных общностей (партий, государств) и установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и внешних делах при осуществлении выбранного курса. В широком смысле – это политическая сфера общества, реальная политическая жизнь, политическая надстройка со своими законами развития. Политику как социальный феномен можно расчленить по разным основаниям: 1. по сферам жизни (экономическая, социальная, военная, национальная, культурная); 2. по областям (внутренняя и внешняя); 3. по масштабам (международная, мировая, локальная, региональная); 4. по носителям и субъектам (государство, партии, движения, отдельного лица); 5. по срокам действия (долговременная и краткосрочная). Главная особенность политики – ее связь с органами власти. Политика – сфера общих дел, предполагающая организованное насилие, санкционированное обществом, государством. Следовательно, политика и власть неразделимы.
Структура и функции политики.
Политика состоит из трех взаимосвязанных частей – полития, полиси и политикс. Полития (форма политики) – это ее организационная структура, институты, в том числе система правовых норм, придающее ей устойчивость и стабильность. Это государство, партии, ассоциации, движения, законы. Полиси (содержание политики) – выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает и механизмах принятия решений. Политикс (политический процесс) – отражает сложный конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений социальных групп. Данная градация принята в американской политологии (politia, polisi, politix) и в целом отвечает реальному положению вещей. Каковы элементы и уровни политики? К элементам относится: 1. политическое сознание, менталитет, ценностные ориентации, взгляды и теории; 2. нормативные идеи, программы и платформы, политико-правовые нормы; 3. институты власти и борьбы за нее; 4. отношения властвования - господства и подчинения. Различают три уровня политики – макроуровень, микроуровень и мегауровень. Макроуровень рассматривает государство как принудительную и избирательную власть, ее устройство и функционирование. Микроуровень рассматривает отдельные организации – партии и профсоюзы, движения и ассоциации и т. п. Наконец, мегауровень – международные организации – НАТО, ООН, ЕЭС и т. д. Функции политики очень многообразны. Это и укрепление целостности общества, и обеспечение порядка внутри государства; разработка и осуществление целей всего общества; распределение ценностей и благ между людьми; предотвращение и регулирование конфликтов. Кроме того, в некоторых системах, особенно в демократических государствах, добавляются такие функции политики как защита прав человека, привлечение граждан к управлению, стремление к социальной справедливости. Американский политолог Г.Алмонд среди многообразных функций политики выделяет функции «ввода» и «вывода». «Ввод» – это когда общество воздействует на политику, люди стремятся к участию в политике. «Вывод» – когда политическая система воздействует на общество путем установления законов и правовых норм. Разработкой теории «ввода –вывода» долгое время занимались представители структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон), которые между этими двумя стадиями помещали еще третью, связанную с обработкой данных и их преобразованием. Структура политической науки складывается из четырех дисциплин – политической философии, учения о политических институтах, политической социологии и теории международной политики. Условно можно разделить политические науки на две группы: 1. Дисциплины, изучающие саму политику – политическая философия, учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история. 2. Дисциплины, исследующие связь политологии с внешним миром – политическая социология, политическая психология, политическая география и т. д. Политическая философия изучает политику как целое, познает ее природу и значение для человека, взаимодействие людей с государством и принципы политического устройства, выводит общие теоретические законы на основе методов индукции, дедукции, анализа и синтеза. Политическая философия служит методологической базой политологии, она определяет универсальные законы ее развития. Политическая философия изучает три группы явлений: политические ценности, нормативные теории; основы политики и обобщение исторического опыта; анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл политических категорий (государство, власть, свобода, право). Фактически, это главная форма существования политической науки, ядро политической культуры общества. Учение о политических институтах так же является важной составляющей политической науки, поскольку изучает теории политической организации общества, государства, права, политические партии и движения. Теория международной политики занимается вопросами войн, мира, международной стратегии и тактики. Политическая история рассматривает политические теории, созданные человечеством в хронологической последовательности. Имеется и ряд пограничных с политологией дисциплин – политическая социология изучает влияние общества на политику с точки зрения макро и микросоциологических подходов; политическая психология – субъективные механизмы человеческого поведения (особенно интересны теории З.Фрейда и Э. Фромма); политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека и влияние политического строя на личность; политическая география – взаимосвязь политических процессов с их пространственным расположением; политическая астрология – влияние космоса, звезд, Солнца и Луны на политические события. В связи с этим нужно упомянуть имя известного предсказателя Нострадамуса, жившего в ХУ1 веке на юге Франции и оставившего миру свои знаменитые центурии. Он предсказал появление трех антихристов – Наполеона, Гитлера, он называет его Гистер, и третьего, который развяжет ядерную мировую войну – Мабус. Во всех трех мировых войнах особая роль принадлежит России.
Границы политики в обществе и методы политологии.
Границы распространения политики в обществе зависят от того, что понимать под термином политика. Если брать широкое понимание политики как любой деятельности, связанной с управлением и властью, то она распространена во всех областях жизни – экономике, культуре, религии, науке, спорте. Об этом писали Р.Даль, Д.Хельд. В узком понимании данного термина политику понимают более конкретно, в применении только к вопросам власти и государства. Для этой точки зрения характерно восприятие политики как постоянной власти на определенной территории при наличии специальных органов принуждения. Такой позиции придерживался известный немецкий ученый рубежа Х1Х –ХХ веков Макс Вебер. Границы политологии подвижны, поскольку политика постоянно развивается, она динамична и разнообразна. Например, вопрос о запрете абортов в Польше и ФРГ в 90-е годы стал политическим, так как в решении его были заинтересованы широкие круги населения. Или современное экологическое движение – партии зеленых побеждают во многих странах мира на выборах в парламент. Они занимают, правда, не ведущие позиции, но появление их на арене политики сделало данный вопрос тоже политическим. Вопросы помощи при бедствиях и катастрофах так же становятся политическими, приобретают политический аспект. Ведь политика – это инструмент сознательного саморегулирования общества, она делает любой вопрос объектом воздействия на него публичной власти. Существуют границы политики. В связи с этим есть три точки зрения на данную проблему: тоталитарные, анархистские и кейнсианские. Тоталитарные концепции считают, что политика управляет всем и всеми. Анархистские теоретики хотят политику заменить самоуправлением, она, по их мнению, вообще не нужна. Кейнсианские воззрения связаны с именем Д.Кейнса, который в 30 годы ХХ века предложил сделать государство регулятором общества, сделать его ответственным за состояние и благополучие социальной системы, ограничив при этом его вмешательство, оставив неприкосновенными права человека и рыночную экономику. Что касается методов политологии, то это, прежде всего точная наука с общими фундаментальными законами. В политологии применяют различные методы: нормативные, социологические, институциональные, сравнительные, системные, структурно-функциональные, антропологические, психологические, онтологические, критико-диалектические и т.п. Конечно, в политологии есть и бихевиористское направление, уподобляющее политологию естественным наукам. Его представители считают, что нужно исследовать политическую жизнь эмпирическим, то есть опытным путем, применяя математические, статистические, кибернетические методы, с использованием современной вычислительной техники, компьютеров (это называется квантификацией). Проверка теорий опытным путем называется верификацией. Такое движение побеждало в политологии в конце Х1Х века и в 50 годы ХХ века. Предмет прикладной политологии – конкретная политическая действительность, а ее разработкой занимаются эксперты, советники, пиермэны (этот тип людей на Западе занимается рекламной кампанией с целью создания имиджа политика или президента). Прикладная политология пользуется методами прикладной социологии – наблюдение (включенное или невключенное), контент-анализ (компьютерное изучение документов), опрос (анкетирование и интервью), фактор-анализ (когда на основе многих данных делается переход к основным понятиям), конфигуративные исследования (выявление специфики при помощи сравнительного анализа), игровые ситуации (моделирование или конструирование ситуаций), когнитивные карты (матрицы реакций лидеров) и т. п. Негативный момент прикладной политологии заключается в том, что она отрицает значение политических теорий, делая акцент на гипотезах, фактах, проверенных опытным путем и насильственно делит политологию на две части – нормативную и научную. Такое противопоставление губительно и ненужно, поскольку политология – весь комплекс знаний о политике и традиционно исследует государство, общество во всех его проявлениях и во всем его разнообразии. Бихевиористский подход является прикладной политологией, которая, безусловно, очень важна для любого общества, особенно для нашего в настоящий период времени. Ведь сфера прикладной политологии – конфликты, а ими изобилует наша политическая реальность. Избирательные кампании, которые сегодня осваивает наше общество с учетом мирового опыта в этой области, принятие, выработка, осуществление политических решений на основе демократических принципов – таковы важнейшие проблемы современного российского правительства. Но приоритетное направление сохраняется за теоретической политологией, которая, наряду с прикладной политологией, чрезвычайно необходима для нашей страны. Потеря марксистко-ленинской идеологии и создание на нее месте идеологического вакуума, очень опасно для менталитета нашего народа. Многие живут старыми политическими представлениями и понятиями, апеллируют к сталинизму, временам могучего Советского Союза, испытывают ностальгию по прекрасному прошлому. Другие взяли на вооружение ценности западной демократии и пытаются внедрить их на российскую почву без учета нашей специфики и особенностей. Поэтому главное сегодня в сфере политики – это определиться в теоретических установках и положениях. Пока этого не произойдет, нам непонятно будет, куда и за кем идти, к какой цели. Для любого народа идеологические вопросы, моральные ценности и установки играют главную роль. В обществе, где безнаказанно убивают таких людей, как Листьев, Холодов, Старовойтова, где позволяется поступать аморально на самых верхних уровнях власти, где царит коррупция и подкуп, идеология и мораль преданы забвению. Такое общество больно и Эмиль Дюркгейм, французский социолог ввел для подобного общества понятие «аномия». Чтобы выйти из этого состояния и стать здоровым государственным организмом, нужно развивать теоретическую политологию, социологию, политическую и социальную философию.
Лекция 2. История политической мысли (Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, Новое время до рубежа Х1Х –ХХ веков).
Прежде, чем приступить к политологическим вопросам, нужно остановиться на анализе развития политической мысли человечества, так как история оставила нам богатейшее теоретическое наследие в этой области знания. На протяжении всей истории человечества самые светлые и гениальные умы занимались насущными политическими проблемами и способствовали беспрерывному движению, совершенствованию, прогрессу человечества в сфере политики. Еще в древнем мире человек заинтересовался происхождением власти и объяснил ее возникновение божественным началом. Наши предки считали общество и государство, (это были тогда понятия-синонимы), вторую природу, которую создал сам человек, составной частью единого мирового космического порядка. Постепенно человек перешел от религиозно-мифологических к более рационалистическим взглядам на мир. Большой вклад в развитие политической мысли внесли страны Древнего Востока – Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Индия дала нам буддизм, самую древнюю мировую религию, проповедующую цикл перерождений души человека через страдания. Именно там возникла кастовая система деления общества (существовало 4 касты: брахманы – мудрецы и философы, кшатрии - воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги). В Индии зародилось и учение йогов, достигшее небывалых высот в области человеческого духа и физического совершенствования (например, сомати – задержка дыхания, достигается путем упорных тренировок). В древней Индии страной правили при помощи «дхармы» и «данды». «Дхарма» – это праведное исполнение своих обязанностей (о природе и содержании «дхармы» писали дхармашастры), а «данда» – принуждение, наказание» (о ней писали артхашастры). Суть правления заключалась в том, чтобы при помощи «данды» поддерживать «дхарму». Древнеиндийский ученый Каутильи в 1У веке до нашей эры говорил, что деятельность мудрого государя заключается в умении править при помощи закона, войны и дипломатии. Слабый царь стремится к миру, а сильный – к войне. И благо человека состоит в подчинении власти царя, это его священный долг. В Древнем Китае, который оставил миру множество полезных изобретений и открытий, также активно разрабатывались политические концепции. Символом Китая на долгие века стало конфуцианство, там же возник и даосизм. Конфуций (Кун Цзы) жил в 551 – 479 годы до нашей эры, он оставил книги «Лунь-юй» («Суждения и беседы»), «Книгу песен», летопись «Весна и осень» и другие. Его учение можно озаглавить одним словом – патернализм. Он считал, что государь должен быть отцом для подданных, править на основе моральных принципов, уважать людей. Каждый человек должен прежде всего, уважать самого себя, родителей и государство. Государство - это большая семья, основанная на доверии и добре. Государь обязан накормить народ, обучить, привить ему мораль, этические нормы и создать стабильное процветающее общество. Но Конфуций придерживался традиционных религиозных взглядов и говорил, что небо, божество диктует человеку его судьбу, все заранее предопределено. Человек от природы добр, но общество плохо влияет на него, надо не возмущаться несправедливостью, не питать ненависти к тому, кто тебя притесняет, а самому установить причины своих неудач и преодолеть их. Биография Конфуция очень интересна. Свое имя он получил от слова «киеу» - «холм», так как его мать, будучи беременной, часто приходила посидеть на холм. Отца Конфуций лишился в три года. В детстве он любил играть во взрослые игры, особенно в жертвоприношения, любил изображать чиновников, хорошо учился. После окончания торгового училища, стал торговым приставом. В 19 лет он женился, у него сразу же родился сын. К тому моменту он занимал высокую должность инспектора пахотных полей, лесов и стад. Но тут умерла его мать, и он по китайской традиции объявил трехгодичный траур. Именно в те годы произошло осмысление и осознание им нового учения. В 44 года Конфуций – правитель резиденции Ли, затем верховный судья. Уже 70-летним стариком он поднимается на гору Тай Шан. Спустя три года Конфуций умирает, семь недель перед этим он лежал без сознания. Больше всего его расстраивало то, что с его смертью будет забыто его учение. Но ученики основали у его могилы часовенку, стали продолжать его дело и поныне в Китае чтят житейскую мудрость конфуцианской философии. [27]. Против некоторых положений конфунцианства (предопределенности судьбы) выступили моисты (представитель Мо-цзы), призывавшие человека оказывать помощь другим, жить в соответствии с принципами всеобщей любви в мире без войн и насилия. Другое направление политической мысли – легисты выступили за строгие регламенты, соблюдение законов, наказания. Их представитель Шан Ян (400 –338 годы до нашей эры) считал, что государство – это война между правителями и подданными, что людей нужно постоянно контролировать. Чиновники вынуждены были сдавать государственные экзамены, подтверждая свою компетентность. В области промышленности и торговли царила государственная монополия. Шан Ян считал, что народ – простой материал, из которого можно делать что угодно, ослабление народа ведет к усилению государства, главная его цель состояла в укреплении военной мощи государства. В конце концов, он пал жертвой собственных законов, так как хозяин постоялого двора отказал ему в ночлеге (закон запрещал ночевать на постоялом дворе незнакомым людям) и его убили разбойники. Наконец, даосизм (представитель Лао-цзы – У1 –У века до нашей эры) говорил о том, что все подчиняется естественному закону самих вещей – дао. Человек не должен вмешиваться в этот закон и менять его, так как, в конечном счете, справедливость все равно восторжествует, и слабые со временем станут сильными. А кто попытается изменить ход событий, потерпит неудачу. Это вызвало к жизни парадоксальное утверждение – человек должен ничего не делать, ни во что не вмешиваться. Основной метод правления – недеяние, уход от политической жизни. Именно это приводит к стабильности, порядку и благополучию. История древнегреческой политической мысли настолько своеобразна, Древняя Греция так много нам дала в этом плане, что невозможно описать все направления. Остановимся на трех основных этапах: 1 период – 1Х – У1 века до нашей эры. Это эпоха становления греческой государственности. Среди ученых той поры следует назвать Гесиода, Гераклита, Пифагора, среди государственных деятелей – архонта Солона, издавшего свод первых афинских законов. Пифагору принадлежит приоритет в разработке понятия равенства, Гераклит первый сказал: «Все течет, все изменяется и в одну реку нельзя войти дважды». 11 период - У – У1 века до нашей эры – это расцвет политической мысли и демократии в Древней Греции. Это время дало миру славные имена - Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Перикл. Демокрит (460 - начало 1У века до нашей эры)- выходец из фракийского города-полиса Абдеры, из богатой семьи. Он рано начал интересоваться науками и совершил много путешествий по Востоку. В Египте он научился математике и геометрии, в Вавилоне узнал о солнечных затмениях и посетил древние обсерватории наверху храма бога Ваала, сделанного в виде зикурата (многоступенчатой пирамиды).На родине его хотели объявить сумасшедшим на основании того, что он запустил сад и усадьбу, вспарывал животы животным и рассматривал их внутренности, даже пригласили для этого знаменитого врача Гиппократа. Однако Гиппократ не нашел у Демокрита никакой болезни. В момент, когда Демокрита хотели приговорить к смерти, в небе вдруг появился орел и сбросил на голову одного из обвинителей черепаху. Орел – знак Зевса и суеверные греки решили пощадить ученого. Демокрит остался в веках как создатель атомистической теории. Политику он рассматривал, как важнейшее искусство, задача которого – обеспечить общие интересы свободных граждан при демократии. Он был активным сторонником демократии и писал: «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства». [28] Сократ (469 –399 годы до нашей эры) жил между двумя войнами – Персидской и Пелопонесской. Его юность как раз совпала с поражением Афин в Пелопонесской войне против Спарты, кризисом, а затем восстановлением афинской демократии и ее расцветом. Сократу было 7 лет, когда восстановили демократию. Всю жизнь он боролся против нее и в 70 лет добровольно выпил яд по приговору афинского суда, обвинявшего его в выступлениях против демократии. Идеалом Сократа были аристократические Спарта и Крит, где соблюдались законы и правление осуществляли образованные люди. Произвол одного он называл тиранией, произвол богатых – плутократией. Недостаток демократии (власти всех) Сократ видел в некомпетентности. Он говорил, – мы же не выбираем с помощью бобов плотника или кормчего, почему же мы должны выбирать себе правителей при помощи бобов? [29] (В Древней Греции голосовали при помощи бобов – «за» –белые бобы, «против» – черные). Свои высказывания философ не записывал, это сделали впоследствии его ученики. Обучал он их методом сократического спора. Пример такого спора, когда зрено становится кучей (если постепенно к одному зерну прибавлять по одной штуке, то когда это зерно станет кучей?). Или, другой пример, когда лжец говорит: «Я лгу», то, говорит ли он правду? В мае 399 года до нашей эры Сократ принял яд, несмотря на просьбы учеников, готовивших его побег. Он считал себя гражданином Афин и чтил Афинские законы [30] Один из наиболее талантливых учеников Сократа – Платон (427 – 347 годы до нашей эры) родился в аристократической семье на острове Эгина. Его предки вели род от царя Кодра. Настоящее его имя Аристокл, а прозвище Платон он получил от слова «широкий», так как обладал широкими и разнообразными интересами. Платон прекрасно писал стихи, занимался гимнастикой и музыкой, философией и политикой. После смерти Сократа некоторое время скрывался в Мегерах, в Сицилии. В области политики им было написано много исследований – «Государство», «Политик», «Законы». Несовершенными типами государств он считал тимократию, олигархию, тиранию, демократию. А идеальным типом государства - компетентное правление мудрецов - философов, аристократов, в котором функции защиты выполняли бы воины, а крестьяне и ремесленники работали. Так как семья и собственность представлялись ему источником противоположных интересов, то он выступал против личной собственности, за общность жен и государственное воспитание детей. [31] Великий философ древности Аристотель (384 - 322 годы до нашей эры) был сыном придворного врача македонского царя Филиппа Никомаха, впоследствии стал учителем Александра Македонского. Уроженец фракийского города Стагира, Аристотель завершил свое образование в платоновской Академии. Был он худой, с маленькими глазками, шепелявил, большое внимание уделял туалету – тщательно и модно одевался, делал красивые прически, что не помешало ему стать гениальным ученым не только своего, но и нашего времени. В своем труде «Политика» он первый выделил политическое знание, теоретический, эмпирический (опытный) и нормативный подходы к политике. Он сказал, что человек – животное политическое, рассмотрел развитие общества от семьи к общине, селению, а потом – к государству (городу – полису). Аристотель считал, что целое предшествует части, человек – лишь часть государства и подчинен ему. Граждане должны быть свободными, иметь частную собственность. Чем больше среднего класса, тем стабильнее общество. А причина всех переворотов – имущественное неравенство. Аристотель выделял три правильные формы правления, стремящиеся к общей пользе (монархия, аристократия и полития), и три неправильные, ориентированные на личное благо (тирания, олигархия, демократия).[32] 111 период – 1У – 11 века до нашей эры называется эллинский. Представители его Эпикур, Полибий и стоики проповедовали аполитичность, неучастие в общественных делах и главной целью государства ставили преодоление страха, обеспечение безопасности людей. Полибий писал о совершенстве Римского строя, сочетавшего преимущества царства (консул), аристократии (сенат) и демократии. Древняя Греция испытывает упадок и города-государства, полисы исчезают, уступив место Древнему Риму. Древний Рим в области политического оставил нам два больших достижения – это Цицерон и Римское право. Великий оратор, писатель и государственный деятель древности Марк Тулий Цицерон (106 – 43 годы до нашей эры) верил в справедливость закона, естественные права людей, свято соблюдал долг сам и призывал к этому других. Древние греки говорили о нем – он украл у нас последнее, чем могла гордиться Греция, - ораторское искусство. Лучшей формой правления Цицерон считал смешанную, которая и господствовала в Древнем Риме – власть царская, оптиматов и народная. [33] Римское право – основное наследие, которое оставил Дренвий Рим Европе. Оно родилось в 1 –11 веках до нашей эры. Суть римского права состояла в том, что частная собственность была объявлена священной и неприкосновенной. Частное право стало цивильным правом всего римского народа В ранний период оформления римского права большая роль в этом деле принадлежала юристу древности Гаю, составившему свои “ Институции”. В данном труде он подразделял римское право на три части: 1. Право частных лиц с точки зрения свободы, гражданства и положения в обществе. 2.Право с точки зрения человека – собственника той или иной вещи. 3. Процедура, тип действий, который осуществляется по отношению к людям-собственникам и вещам. Значение систематики Гая для римского права было очень велико, она составила структуру всего частного права. Впоследствии теория римского права была развита и усовершенствована Павлом Ульпианом и императором Юстинианом. К концу истории Древнего Рима, к началу У1 века она состояла из следующих частей: римское право для начального обучения; дигесты – 38 отрывков из римских юристов; собрание императорских конституций. Следующий важный этап в развитии политической мысли связан с периодом средневековья и Возрождения (У – ХУ1 века). Смысл средневековых теорий в этой области сводился к одному фундаментальному положению – государство – установление Божие, человек греховен и должен стремится к спасению души, подчиняясь воле Бога и монарха. На первый план, таким образом, вышла христианская концепция политики. Раннее средневековье (500 –1000 годы) провозгласило следующие идеи - - преданность королю со стороны германских варваров; - преданность идее как наследство Рима; - преданность Богу и носитель этой преданности Папство. Святой Августин (354 – 430 годы), Амвросий (340 – 397 годы), Григорий Великий (540 –604 годы) провозглашали, что церковь и светская власть разделены и государство должно быть подчинено церкви. С Х1 по ХУ века политическая теория основывается на римском и каноническом праве. Именно тогда в Европе возникают первые университеты, начинается интенсивное развитие культуры и науки. Фома Аквинский или Аквинат (1224 –1274 годы) считает уже, что государство не общество христианского благоденствия, а автономный, самостоятельный орган. Если общество он сравнивает с кораблем, то государство по его мнению является рулевым. В своем труде «Сумма теологии» Фома Аквинский пишет о вечном божественном, естественном праве и позитивном праве, то есть праве разума. [34] Марселий Падуанский (1275 –1342 годы) выдвинул много новых положений в области политической мысли. Он утверждал, что источник легитимности – народ, конфликты должны регулироваться законами, лучшая форма правления – избирательная монархия и монарх стоит выше папы. Третий и последний период в развитии политических учений средневековья – (ХУ –ХУ11 века) связан с этапом реформации, появлением протестантизма, когда государство, наконец, окончательно освободилось от опеки церкви и религия стала орудием государственной власти. Это бурное время дало миру такие славные имена как М.Лютер, Т.Мюнцер, Д.Кальвин, Цвингли и другие. Протестантизм стал религией нового, третьего сословия – буржуазии. Он провозгласил, что обогащение угодно Богу, трудиться день и ночь, без развлечений и отдыха – вот в чем смысл жизни. И для связи с создателем не нужны ни священники, ни церковь, ибо эта связь духовная.[35] Самым ярким представителем этого периода развития политической мысли является Николо Макиавелли (1469 –1527 годы). Будучи флорентийским секретарем, он долгое время служил Италии в области практической политики, но после переворота Лоренцо Медичи и установления диктатуры был подвергнут пыткам и сослан в изгнание. Нет худа без добра, и именно там он написал свои знаменитые работы «Государь» и «Рассуждения о последней декаде Тита Ливия», в которых выдвинул доктрину моральной целесообразности, теорию политического республиканизма. Он же вошел в историю провозглашением лозунга – «цель оправдывает средства». Данное утверждение даже получило наименование – макиавеллизм. Но современные политики, утверждая, что именно Макиавелли назвал политику грязным делом, забывают об одной существенной детали. Всю свою жизнь, все свои силы и устремления он посвятил одной великой цели – объединению многострадальной Родины, Италии. Как раз для этой цели он призывал использовать все имеющиеся средства. Так что современная интерпретация взглядов Макиавелли имеет мало общего с его подлинными устремлениями. Функциями государства он считал контроль за подданными при помощи силы и конфликта, отрицая консенсус. Правитель по Макиавелли – кентавр, сочетающий качества лисицы и льва. Он отделил власть от религии и политики, от морали и философии. Республики для него были лучше монархий и для Италии он не желал другой судьбы, чем переход от монархии к республике.[36] В ХУ1 веке началась эпоха Великих географических открытий, открытий в области астрономии Коперника и Галилея, перевернувших представления человечества о мире, а так же наступила новая эра – время Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарка, Данте и другие непревзойденные титаны человеческого духа преобразовывали саму суть жизни. Человек стал равен и подобен Богу, он творил, как Господь, озаренный божественным вдохновением, он рисовал, писал картины, строил города и дворцы, делал научные открытия, созидал «вторую природу». Человек стал центром Вселенной и мироздания. [37] Таким образом, первый крупный этап в развитии политической мысли человечества закончился. Он длился со времен античности до конца средневековья и его можно назвать предысторией политологии, когда происходило накопление политического знания, когда писали и творили такие великие люди как Аристотель, Платон, Аквинский, Макиавелли и другие.
Следующий, второй этап формирования политологии как науки и вычленения ее из прочих гуманитарных наук, начинается с Нового времени, с ХУ111 века и длится до середины Х1Х века. В чем отличие этого времени от первого этапа? Во-первых, если прежде мир понимали как единое целое, то теперь преобладал механический взгляд на мир, как состоящий из отдельных частей. Во-вторых, если раньше говорили о предпочтительности бедности, то теперь мерилом всего стало богатство, материальный достаток и обеспеченность, наличие частной собственности. В-третьих, в области политической и общественной жизни начали утверждаться идеи о легальном и политическом равенстве. В-четвертых, новая концепция политики отличалась ярким индивидуализмом, создателем общества становился человек. Тогда, в Новое время, на Западе возникает гражданское общество, индустриальное общество и буржуазная государственность. Идет разработка прежних идей, но наряду с этим, происходит становление теории и практики политической науки в виде либерализма, консерватизма, социализма, позитивизма, марксизма и рационализма (применение математических методов). Политология выделяется в самостоятельную область научного знания. В центре внимания политической мысли в тот период находились такие имена как Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Руссо, Констан, Бентам, Токвиль, Милль, Парето, Моско, Конт, Спенсер, Маркс и другие ученые. Либерализм (течение получило свое название от слова «либеро» - «свобода») представляли Джон Локк (1632 – 1704 г.г.) в Англии, Шарль Луи Монтескье (1689 –1755 г.г.) во Франции, Бенжамен Констан (1767 – 1830 г.г.) во Франции и Иеремия Бентам (1748 – 1832 г.г.) в Англии.Это направление политической мысли выступало за неприкосновенность и святость гражданских свобод и естественных прав человека. Цель либерализма – в торжестве личности над властью. Государство не должно вмешиваться в экономику. Личность и общество выше государства, если падет государство, общество останется. Наилучший тип правления – конституционная монархия с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законы в таком государстве заменяют собой добродетель. А гражданской добродетелью является соблюдение принципов демократического правления..В своем главном политическом произведении «О духе законов» Монтескье писал не только о государственном устройстве, но и о влиянии климата на общество и формы правления – он считал, что малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, мужество народов севера всегда сохраняло им свободу.[38] И. Бентам считал, что естественное право Локка абсурд, что в основе возникновения государства лежит привычка и насилие, а признание естественных прав человека ведет к анархии. Он явился основоположником идеи утилитаризма. Суть ее в том, что над человеком господствуют два начала – страдания и удовольствия, польза же состоит в их разумном сочетании. Каждый должен сам заботиться о себе и тогда появится возможность достичь счастья для большинства людей. Другую точку зрения относительно возникновения государства высказывал англичанин Томас Гоббс (1588 – 1679 г.г.). В знаменитом труде «Левиафан» (это мифическое чудище – полурыба – полубегемот, которому он уподобляет государство),он говорит, что людей объединяет в государство страх. Государство по Гоббсу – это война всех против всех. Люди передают свои права монарху в обмен на порядок, который тот устанавливает в обществе. Сильное государство избавляет людей от недостатков, от страха. Воля государя свободна и абсолютна, но не тотальна. Свобода состоит в том, чтобы делать то, что не запрещено законом. [39] Жан – Жак Руссо (1712 – 1778 г.г.) в произведении «Общественный договор» писал, что государство возникает на основе общественного договора между людьми. «Естественные» индивиды становятся «моральными», взяв на себя обязанность соблюдать законы, моральные понятия и каждый, передавая в общее достояние свою личность, превращается в нераздельную часть целого. Условием договора служит социальное равенство. Руссо отвергает неравномерное распределение частной собственности, считая частную собственность не естественным правом. Именно на основании этого вывода устанавливается в конце ХУ111 века во Франции якобинская диктатура. В противоположность либеральной идее компромисса интересов, Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей.[40] Консервативное течение в политической мысли связано прежде всего с именем английского ученого Эдмунда Берка (1729 –1797 г.г.), который на основе опыта Великой Французской революции пришел к выводу о недопустимости свержения государства. Цивилизация слишком хрупка, недостатки государства – «раны отца» и лечить их надо бережно, реформы проводить медленно, продуманно и постепенно. Парламентаризм (меньшинство), должны управлять большинством «в благожелательной форме».Таким образом, Берк выступал за сохранение существующего строя, за сохранение статус скво. Иначе смотрели на эти вопросы социалисты-утописты. Данное направление политической мысли возникло в противовес либерализму и консерватизму и суть его была в критике существующего строя.. Классический утопический социализм связан с именами Т.Мора, написавшего книгу «Утопия» и Т. Кампанеллы, опубликовавшего свое произведение «Город Солнца». Их последователями явились французские социалисты-утописты Мелье, Мабли, Морелли (ХУ111 век), а затем Шарль Фурье, Анри Сен-Симон, англичанин Роберт Оуэн. Воззрения их на общественное устройство отличились следующими моментами: отрицание частной собственности, принижение роли таких фундаментальных общественно-политических институтов как государство, семья, политику они объявляли бесполезным занятием, а жить предлагали коммунами как Оуэн или фалангами как Фурье. Кстати, свои идеи они пытались внедрить на практике.[41] Английский экономист и государственный деятель Джон Стюарт Милль (1806 –1873 г.г.) так же часто высказывался в духе утопического социализма. Так, он выступал против частной собственности и неравенства, за социальную справедливость и против революционного насилия. В работе «Размышления о представительном правлении» он писал о позитивной роли государства, в котором правила бы образованная элита на основе пропорционального представительства. Социализм он считал недостижимым идеалом. Другой позиции придерживалась немецкая классическая философия, возникшая в стране с сильными феодальными пережитками и ориентированная сразу против революции, за медленные преобразования. Ее представители И.Кант (1724 – 1804 г.г.),Фихте (1762 –1814 г.г.), Шеллинг (1775 –1854 г.г.), Гегель (1770 –1831 г.г.), Фейербах (1804 –1872 г.г.). Иммануил Кант выражал антифеодальные настроения нарождающейся немецкой буржуазии, но боялся демократических реформ. Выступал за незыблемость частной собственности, за гражданское равенство, гражданскую самостоятельность и индивидуальность, являлся пацифистом, сторонником мирного разрешения конфликтов. За господство частной собственности, против помещиков-латифундистов, за идеальное государство выступил немецкий философ Фихте. В своей работе «Идеальное государство» он писал, что деньги необходимо тратить на культуру и оборону, что главными силами страны являются производители, купцы, художники, а особая роль принадлежит арийской расе. Компромиссную позицию между дворянством и нарождающейся буржуазией занимал другой философ – Шеллинг. Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своих трудах «Философия духа», «Философия права», «Философия истории» обосновал учение о диалектике – о всеобщем развитии. Но развитие он понимал, как развтие идеи, духа, а прусское государство объявил завершением всего исторического процесса, самым совершенным на Земле. Преувеличивал роль монархии, массы считал дикими и неуправляемыми, войну называл благом. При этом был резко настроен против революции, предпочитая реформистский путь развития общества.[42] Идеалистическую диалектику Гегеля дополнил материализм Людвига Фейербаха [43], который представлял демократическую часть немецкой буржуазии и выступил против монархии, за республику, но непременно буржуазную республику с сохранением частной собственности. Надо сказать, что тема человека и конфликта активно развивалась в немецкой философии и в дальнейшем. Так, Ф.Ницше (1844 –1900 г.г.) выдвинул лозунг о превосходстве арийской расы [44], а О.Шпенглер (1889 –1936 г.г.) в своей книге «Закат Европы» пессимистически изобразил грядущее этого континента в силу роста агрессивности, стремлений к военному господству, обострения противоречий в западном обществе. В США в конце ХУ11 века возникает течение буржуазных просветителей (Джефферсон – 1743 – 1826 г.г., Мэдисон – 1751 –1836 г.г., Гамильтон – 1757 –1804 г.г.), которые теоретически разработали и на практике осуществили идеи демократии, суверенитета, политического равенства, прав и свобод личности. В 1789 году в Америке была принята Декларация прав человека и гражданина, по которой США живут до сих пор. Мэдисон создал теорию равновесисия трех ветвей власти при демократии (законодательной, исполнительной и судебной) и систему сдержек и противовесолв, суть которой в том, что ни одна из ветвей власти не должна чрезмерно усиливаться. Гамильтон – лидер федералистов, выступал за сильную президентскую власть, считая главной функцией государства охрану частной собственности.[45] Большую роль в рассмотрении вопросов, связанных с демократией сыграл французский ученый Алексис Токвиль (1805 – 1859 г.г.), написавший фундаментальную книгу «О демократии в Америке».[46] Выделив два преимущества демократии – благополучие большинства граждан и обеспечение политических свобод, Токвиль указал на недостатки этого строя (например, на деспотизм большинства, диктующего свою волю меньшинству). Позитивисткое направление было представлено французским ученым Огюстом Контом (1798 –1857 г.г.), основоположником социологии и английским философом Гербертом Спенсером (1820 –1903 г.г.). Позитивизм означал полное освобождение человеческого разума от гнета религии и переход его на научную стадию мышления. Трехстадийный закон Конта, опубликованный им в «Системе позитивной политики» делил всю историю человечества на три ступени состояния умов: теологическую (система теократии, жрецы, войны, насилия, наследственныек монархии); метафизическую (время «критической эпохи» – революции, господство юристов и литераторов, приход к власти некомпетентных людей посредством демократии); научную или позитивную, (когда правит промышленная социократия, философы-позитивисты, банкиры, технические специалисты, формулой этого строя становится лозунг – порядок и прогресс, сильная власть, революции же объявляются патологиями).[47] Г.Спенсер сравнивает общество с человеческим организмом, выступает за социальный дарвинизм. Правительство, напрмер, следуя его теории – мозг, торговля – кровеносные сосуды и т. д. Государство он считает необходимым злом, он противник вмешательства государства в экономику и некоторые другие сферы деятельности общества.[48] Уже в конце второго периода развития политологии как науки, на рубеже Х1Х –ХХ веков творили такие великие мыслители как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, итальянские политологи Парето и Моски. Видный немецкий социолог Макс Вебер (1864 –1920 г.г.) предложил три типа политического господства: харизматический – обожествление лидера, традиционный – патриархальный, легальный или правовой – правление на основе закона. Он же разработал понятие легитимность, то есть законность, охарактеризовал бюрократию, причем даже несколько идеализируя ее, подробно описал протестантизм и подчеркнул его особую роль для буржуазии.[49] Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858 –1917 г.г.) ввел понятие аномии – особого нравственно-психологического состояния общества, когда возникает противоречие между провозглашаемыми целями и невозможностью их осуществить, когда попирается мораль и законность, порядок и религиозные заповеди, нормы человеческого общежития и возрастают самоубийства. Как средство борьбы против аномии он предложил теорию солидарности, общности людей.[50] Теорию элит – привилегированного слоя, который правит государством разработали Вильфредо Парето и Гаэтано Моска. Они ввели понятие дихотомии – деления общества на два класса – управляющих и управляемых и вывели закон кругооборота или формирования элит. Элиты можно условно подразделить на «лис» и «львов» по аналогии с животным миром. «Лисы» – хитрые, комбинаторные политики, действующие в период модернизаций, реформ и перемен. А «львы» – твердые политики, прямолинейные ретрограды, они нужны в эпоху застоя, когда политика неизменна. В лучшем случае возможно сочетание тех и других качеств и черт.[51]
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |