КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Формы политического участия. Выборы. Избирательные системы
Политическое участие – это прежде всего совместные действия социально-политических сил в политическом процессе, это представительство и защита своих интересов с помощью определенных методов, средств и приемов, это реакция на политические события. Политический процесс – это динамическая сторона политической системы. Основа политического процесса – политическое поведение и действие. Политический процесс имеет три стадии: конституирование, или создание политической системы; функционирование (состоит из циклов принятия решений, реализации и контроля за их выполнением); и развитие, или смена политической системы. Политическаая ситуация зависит от многих условий: - политически стабильная обстановка; - реформаторская ситуация, которая может привести к конструированию новой политической системы, как в России в 90 годах ХХ века; - революционная ситуация, как в России в 1917 году; - политический застой, когда система не претерпивает изменений, как в СССР периода правления Л.И.Брежнева; - конфликтная ситуация, характеризающаяся столкновением политичских сил, как в России в октябре 1993 года (столкновение Верховного Совета и президента страны). Таким образом, политическое участие – вовлеченность в политический процесс. Основные формы политического участия: предвыборная активность, лоббистская деятельность, организационная активность, установление контактов, конфликтная форма участия (насилие – революция, гражданская война). Прослеживаются два типа политического участия – с высокой (ведение избирательных кампаний, участие в демонстраицях, насильственныхдействиях) и низкой (подчиненеие закону, участие в голосовании, защита страны) степенью вовлеченности. Некоторые виды воздействия на власть большинство населения считает неподустимыми, это подкуп, подрывные акции, терроризм.
Политическое участие может быть индивидуальным и коллективным, оргнизованным и стихийным, мирным и насильственным, законным и незаконным, эффективным и неэффективным, мобилизованным (под чьим-нибудь руковдством) и автономным (каждый сам по себе). Процесс политизации личности связан с индивидуализированными условиями – с социальным статусом человека, его классовой принадлежностью, измерением которых может служить образование, доход, профессия. Индивиды, занимающие высокий уровень по этим показателям, демонстрируют более высокую степень приверженности данной системе и проявляют большую политическую активность (см таблицы 1 и 2). [85]
Градация годовых доходов. (очень высокие доходы исключены)
Немалую роль играют и социодемографические факторы – например, эмпирические исследования не раз доказывали, что женщины проявляют меньшую политическую активность в сравнении с мужчинами. Влияние пола на участие в политической жизни страны в разных странах неодинаково. В традиционных обществах участие женщин значительно ниже. В странах, где невысоко уровень социально-экономического развития, тоже велик разрыв между мужчиной и женщиной в обладании реальными возможностями для участия в политической жизни.В модернизированных государствах значение и роль женщины выше, чем в менее модернизированных. Где низкие стандарты жизенного уровня, роль женщин принижена, они не имеют ни времени, ни средств заниматься политикой.Дело осложняется тем, что в глазах общественного мнения роль лиедра-политика зачастую ассоциируется с мужчиной.
В вопросе о возрасте общим для западных аналитиков являеться утверждение о том, что молодежь настроена более экстремистски, она поддерживает крайние политические взгляды, в то время как пожилые люди опираются на трезвый анализ общекства. Определенное влияние на характер политического участия оказывает место жительства индивида – городские жители более активны, чем сельские. Но самые интенсивные впечатления о политическом участии индивиды получают в семье. Конечно, есть различия в статусе семьи. Так, семьи с высоким доходом и уровнем образования прививают более активный и ответственный тип политической культуры. Низкий статус семьи предопределяет некритическое восприятие власти, комформизм (соглашательство). Но не только внешнее окружение индивида играет роль в мотивации политического поведения. Многое зависит от того, кае человек воспринимает внешний мир, ведь реальный и воображаемый мир не всегда совпадают. Мы формируем аналог реального мира. Кроме того, вовлеченность в политику так же различна. Американские исследователи в 70 годах ХХ века выявили следующую зависимость в этой области [86]:
Большинство людей хотят принимать участие в правительственных решениях, но, как ни странно, ничего для этого не делают. Некоторые специалисты-политологи считают, что их затставляет воздерживаться рациональный подчсет выгод и затрат. Ведь резульататми участия пользуются все, поэтому велик соблазн воспользоваться этими результатами «за чужой счет».(Точка зрения А.Даунса в его книге «Экономическая теория демократии»). И все же многие предпочитают активное участие в политике, так как это способствует развитию и самоутвреждению личности, наполняет жизнь индивида смыслом и значимостью. Формы политического участия многообразны: голосование, участие в политических кампнаиях, контакты с политиками, участие в местной политическорй жизни, участие в конфликтах, движениях протеста, участие в выборах, наконец, политическая апатия. При голосовании инициатива исходит от небольшой части граждан, избиратели лишь голосуют за то, что примерно соответсвует их запросам.Результаты даже в лучшем случае будут весьма обобщенными, что облегчает манипулирование общественным мнением. Участие в политических кампаниях предполагает активное взаимодействие с другими людьми, проявление большей инициативы. Роль личных контактов с политиками очень велика, это неконфликтный стиль общения, ориентированный на патрненрстов по любым проблемам, от глобальных (война в Чечне, Афганистане, на Балканах) до индивидуальных проблем. В структуре поведения избирателей американские политологи выделяют два измерения: активность и предпочтение. В США в 70 годах ХХ века активность избирателей выражалась следующим образом [87] -
Активность - активисты в организациях (0,25%) - помощники (5%) - лидеры общественного мнения (25%) - голосующие (от 25 до 35%) - неголосующие (от 30 до 40%) - аполитичные (от 3 до 7%)
Предпочтение же отдавали либо демократам, либо республиканцем, подразделяя их на стойких, слабых и независимых. К политической апатии ведет кризис участия – нежелание граждан участвовать в общественной жизни, равнодушие к ценностям демократии. В перходных системах главная причина апатии - недостаточно быстрые темпы введения гражданских свобод и образования организационных условий участия. Другая причина – отчуждение между избирателями и правительством, источником которой может быть бюрократизация государственного управления, коррупция политиков. В модернизированных соревновательных системах признается, что политическая система функционирует стабильно и в интересах людей. Население не политизировано, не ориентировано на конфликтное участие. Индивидуальное участие не имеет непосредственного значения, так как ситуация предсказуема. Вот эта политическая предсказуемость и становится причиной апатии в модернизированных системах.
Эффективность политической системы зависит от политической активности граждан. В современном демократическом обществе основной формой активности большинства граждан являются участие в выборах, которые происходят регулярно (через 4 года, или через 6 лет, через 12 как установлено законом). Президент обычно избирается на 4 года, считается, что такой срок достаточно для реализации своей программы. Местные органы власти тоже избираются на 4 года (исключение составляет Германия –12 лет). Внеочередные выборы назначаются ввиду болезни политика, занимающего выборный пост. В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. В истории человечества борьба за всеобщее избирательное право связана с борьбой за отмену имущественного и образовательного ценза (образовательный ценз сохранился сегодня в Латинской Америке, в Африке и Азии он отменен). Длительной была так же борьба за предоставление избирательного права женщинам. В 1902 году всеобщее избирательное право для женщин с 21 года впервые провозгласила Австралия. В Финляндии оно было введено с 1906 года, в России с февраля 1917 года, в Англии – с 1918 года, в США – с 1920, в Италии –с 1945 года, в Швейцарии – с 1971 года, в Лихтенштейне – с1984 года. Кроме того, для кандидатов на высокие государственные посты существует высокий ценз оседлости, они должны прожить в стране не менее 15 лет. Со дня официального объявления даты выборов, начинается предвыборная кампания: составляются списки избирателей, выдвигаются и регистрируются кандидаты, идет предвыборная агитация, проводится голосованеи; по завершении избирательной кампании организуется подсчет голосов и подводятся итоги выборов. Выборы проводят по избирательным округам. Они создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей. Здесь нужно учитывать много факторов: административно-террирториальные границы, численность населения, проживание этнических меньшинств и т.д. Обычно ссиски избирателей составляют местные органы власти, но иногда (Малайзия,США) избиратели сами должны явиться на избирательные участки и зарегистрироваться. Существует несколько способов выдвижение кандидатов. В Англии, Бельгии, Дании достаточно подать заявление самого кандидата с несколькими подписями избирателей. Иногда нужна петиция от имени партии (Австрия, Индия, Германия, Швейцария). Проводят и первичные выборы – праймериз (ЮАР), чтобы выявит наиболее влиятельного кандидата. При регистрации вносится залог – материальное подтверждение серьезности намерений претендента. В Англии сумма залога – 1500 фунтов стерлингов, в Индии –500 рупий, во Франции –1 тысяча франков. Залог не возвращается, если кандидат не получил миниум голосов. Большие средства тратятся на предвыборную кампанию, смысл которой в том, чтобы избиратель познакомился с программами претендентов и сделал осознанный выбор. Партии проводят митинги и собрания, выступают в прессе и на телевидении. Современная избирательная кампания – дорогостоящее предприятие, поскольку связано с прессой и телевидением. К этой работе широко привлекают социологов, психологов, политологов, пиерменов. Часть расходоа на предвыборную кампанию берет на себя государство. Предвыборная кампания заканчивается за день до голосования. Оно бывает тайным, в некоторых странах применяются специальные машины, чтобы избежать подтасовки результатов голосования. Существуют правила опредления результатов голосования, совокупность таких правил называется избирательной системой. Основные избирательные системы, распространенные сегодня в мире – мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При этом мажоритарно избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. Есть две разновидности мажоритарной систиемы –абсолютного и относительного большинства. При абсолютной системе побеждаетр кандидлат, набравший 50% голосов плюс один голос, при отновсительной системе побюеда отдается тому, кто набрал больше голосов, чем каждый из его соперников в отдельности. У мажоритарной системы имеютмся нгедостатки: при ее применении голоса, поданные сверх необходимых кандидату, не учитываются, оказываются лишними и предпочтение получает крупная партия, особенно при разобщенной оппозиции.При мажоритарной истеме возможна победа партии и получение ею большинства мест в парламенте, за которую проголосовало меньшинство избирателей. В осбенно трудные условия мажоритарная истема ставит мелкие партии. В настоящее время эта система применяется в Индии,Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции. Японии. В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США принята вестминстерская система (система относительного большинства с голосованием в один тур). Преимущества мажоритарной ситемы в том, что, усиливая крупные партии, она создает стабильные правительства. Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциальная избирательная система. Рассмотрим пример: в избирательном округе выставлены два списка (от партии А и Б), а выбраны должны быть 3 депутата. В гоолосовании приняло участие 180 тысяч человек. Число поданных голосов делится на количество мест(3), получается квота =60 тысячам. За спсиок А подано 110 тысяч голосо и она укладывается в квоту один раз при остатке 50 тысяч. Партия Б получила 70 тысяч, тоже один раз плюс остаток 10 тысяч. Обе партии получили по 1месту в парламенте, при опредлении третьего свободного места учитывается, что отсаток у партии А больше, она получает еще одно место (второй депутат по списку). В некоторых странах голосуют за партию в целом и за отдельного кандидата (Швейцария, Италия, Австрия). Пропорциональная система позволяет определить долю представительства мелких партий, но способствует дроблению политических сил. Для преодоления этих недостатков вводится заградительный пункт (обычно 5%). Ныне пропорциональная система действет в Автсрии, Бельгии, Греции, Люксембурге, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, а так же в Латиноамериканских странах.[88] В некоторых государствах функционирует смешанная система, в частности у нас. В России применяют и мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. К выбрам близки такие формы политического участия как референдум и плебисцит (прямая демократия). Родина референдума – Швейцария. Референдум – это голосование по законодательному или внутри и внешнеполитическому вопросу. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, правительству, общественным органзациям. При подготовке референдумов избирательныве округа не создаются, принятым считается решение, за котрое проголосовало большинство граждан. В США и Швейцарии широко распротсарнены местные референдумы. Референдум имеет свои слабые стороны: велико число не участвующих в голосовании, решение принимается незначительным ьольшинством, общественное мнение может измениться. Официально принято считать, что решение должно поддержать квалифицированное большинство- две трети граждан, участвующих в голосовании. Плебисцит – опрос голосованием населения о принадлежности территории, где оьно проживает тому или другому государству. Во внутриполитической жизни – это вопрос о доверии главе правительства. Во Франции плебисцит узаконил монархию Луи Бонапрта, В Германии референдум 19 августа 1934 года передал власть Гитлеру (90 % выступили за избрание его президентом).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |