Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Формы политического участия. Выборы. Избирательные системы

 

 

Политическое участие – это прежде всего совместные действия социально-политических сил в политическом процессе, это представительство и защита своих интересов с помощью определенных методов, средств и приемов, это реакция на политические события.

Политический процесс – это динамическая сторона политической системы. Основа политического процесса – политическое поведение и действие. Политический процесс имеет три стадии: конституирование, или создание политической системы; функционирование (состоит из циклов принятия решений, реализации и контроля за их выполнением); и развитие, или смена политической системы.

Политическаая ситуация зависит от многих условий:

- политически стабильная обстановка;

- реформаторская ситуация, которая может привести к конструированию новой политической системы, как в России в 90 годах ХХ века;

- революционная ситуация, как в России в 1917 году;

- политический застой, когда система не претерпивает изменений, как в СССР периода правления Л.И.Брежнева;

- конфликтная ситуация, характеризающаяся столкновением политичских сил, как в России в октябре 1993 года (столкновение Верховного Совета и президента страны).

Таким образом, политическое участие – вовлеченность в политический процесс.

Основные формы политического участия: предвыборная активность, лоббистская деятельность, организационная активность, установление контактов, конфликтная форма участия (насилие – революция, гражданская война).

Прослеживаются два типа политического участия – с высокой (ведение избирательных кампаний, участие в демонстраицях, насильственныхдействиях) и низкой (подчиненеие закону, участие в голосовании, защита страны) степенью вовлеченности. Некоторые виды воздействия на власть большинство населения считает неподустимыми, это подкуп, подрывные акции, терроризм.

Политическое участие может быть индивидуальным и коллективным, оргнизованным и стихийным, мирным и насильственным, законным и незаконным, эффективным и неэффективным, мобилизованным (под чьим-нибудь руковдством) и автономным (каждый сам по себе).

Процесс политизации личности связан с индивидуализированными условиями – с социальным статусом человека, его классовой принадлежностью, измерением которых может служить образование, доход, профессия. Индивиды, занимающие высокий уровень по этим показателям, демонстрируют более высокую степень приверженности данной системе и проявляют большую политическую активность (см таблицы 1 и 2). [85]

 

  Англия Италия США
Образование      
Начальное 6,5 (593) 5,7 (692) 6,6 (339)
Среднее 6,9 (322) 6,6 (245) 7,2 (443)
Высшее 7,4 (48) 6,4 (54) 7,5 (188)
Общий показатель 6,7 (963) 6,0 (942) 7,1 (970)
Профессия      
Неквалифицированные и фермеры 6,6 (307) 5,6 (339) 6,7 (86)
Квалифицированные 6,5 (279) 5,9 (157) 7,0 (392)
Малый бизнес 7,0 (199) 6,4 (229) 7,3 (267)
Администрация 7,3 (90) 6,7 (43) 7,6 (101)
Общий показатель 6,7 (875) 6,9 (760) 7,1 (846)
Доход      
Низкий 6,1 (115) 6,1 (31) 6,6 (980)
Средненизкий 6,6 (377) 6,1 (130) 6,9 (90)
Средний 6,8 (289) 6,1 (130) 6,9 (99)
Средневысокий 7,1 (73) 6,5 (97) 7,3 (217)
Высокий 7,2 (59) 6,7 (62) 7,3 (466)
Общий показатель 6,7 (913) 6,3 (541) 7,2 (952)

 

Градация годовых доходов.

(очень высокие доходы исключены)

 

  Англия (фунты стерлингов) Италия (лиры) США (доллары)
Низкий   200 000  
Средненизкий   400 000  
Средневысокий   1000 000  
Высокий выше Выше выше

 

Немалую роль играют и социодемографические факторы – например, эмпирические исследования не раз доказывали, что женщины проявляют меньшую политическую активность в сравнении с мужчинами. Влияние пола на участие в политической жизни страны в разных странах неодинаково. В традиционных обществах участие женщин значительно ниже. В странах, где невысоко уровень социально-экономического развития, тоже велик разрыв между мужчиной и женщиной в обладании реальными возможностями для участия в политической жизни.В модернизированных государствах значение и роль женщины выше, чем в менее модернизированных. Где низкие стандарты жизенного уровня, роль женщин принижена, они не имеют ни времени, ни средств заниматься политикой.Дело осложняется тем, что в глазах общественного мнения роль лиедра-политика зачастую ассоциируется с мужчиной.

В вопросе о возрасте общим для западных аналитиков являеться утверждение о том, что молодежь настроена более экстремистски, она поддерживает крайние политические взгляды, в то время как пожилые люди опираются на трезвый анализ общекства.

Определенное влияние на характер политического участия оказывает место жительства индивида – городские жители более активны, чем сельские. Но самые интенсивные впечатления о политическом участии индивиды получают в семье. Конечно, есть различия в статусе семьи. Так, семьи с высоким доходом и уровнем образования прививают более активный и ответственный тип политической культуры. Низкий статус семьи предопределяет некритическое восприятие власти, комформизм (соглашательство).

Но не только внешнее окружение индивида играет роль в мотивации политического поведения. Многое зависит от того, кае человек воспринимает внешний мир, ведь реальный и воображаемый мир не всегда совпадают. Мы формируем аналог реального мира. Кроме того, вовлеченность в политику так же различна. Американские исследователи в 70 годах ХХ века выявили следующую зависимость в этой области [86]:

 

Высокая вовлеченность Низкая вовлеченность  
Мужчины Женщины
Белые Чернокожие
От 35 лет и выше Менее 35 лет
Высокий уровень образования Низкий уровень образования
Горожане Сельские жители
Члены многих организаций Отсутствие членства
Специалисты,бизнесмены Неквалифицированные рабочие

 

Большинство людей хотят принимать участие в правительственных решениях, но, как ни странно, ничего для этого не делают. Некоторые специалисты-политологи считают, что их затставляет воздерживаться рациональный подчсет выгод и затрат. Ведь резульататми участия пользуются все, поэтому велик соблазн воспользоваться этими результатами «за чужой счет».(Точка зрения А.Даунса в его книге «Экономическая теория демократии»). И все же многие предпочитают активное участие в политике, так как это способствует развитию и самоутвреждению личности, наполняет жизнь индивида смыслом и значимостью.

Формы политического участия многообразны: голосование, участие в политических кампнаиях, контакты с политиками, участие в местной политическорй жизни, участие в конфликтах, движениях протеста, участие в выборах, наконец, политическая апатия.

При голосовании инициатива исходит от небольшой части граждан, избиратели лишь голосуют за то, что примерно соответсвует их запросам.Результаты даже в лучшем случае будут весьма обобщенными, что облегчает манипулирование общественным мнением.

Участие в политических кампаниях предполагает активное взаимодействие с другими людьми, проявление большей инициативы.

Роль личных контактов с политиками очень велика, это неконфликтный стиль общения, ориентированный на патрненрстов по любым проблемам, от глобальных (война в Чечне, Афганистане, на Балканах) до индивидуальных проблем.

В структуре поведения избирателей американские политологи выделяют два измерения: активность и предпочтение. В США в 70 годах ХХ века активность избирателей выражалась следующим образом [87] -

 

Активность

- активисты в организациях (0,25%)

- помощники (5%)

- лидеры общественного мнения (25%)

- голосующие (от 25 до 35%)

- неголосующие (от 30 до 40%)

- аполитичные (от 3 до 7%)

 

Предпочтение же отдавали либо демократам, либо республиканцем, подразделяя их на стойких, слабых и независимых.

К политической апатии ведет кризис участия – нежелание граждан участвовать в общественной жизни, равнодушие к ценностям демократии. В перходных системах главная причина апатии - недостаточно быстрые темпы введения гражданских свобод и образования организационных условий участия. Другая причина – отчуждение между избирателями и правительством, источником которой может быть бюрократизация государственного управления, коррупция политиков. В модернизированных соревновательных системах признается, что политическая система функционирует стабильно и в интересах людей. Население не политизировано, не ориентировано на конфликтное участие. Индивидуальное участие не имеет непосредственного значения, так как ситуация предсказуема. Вот эта политическая предсказуемость и становится причиной апатии в модернизированных системах.

Эффективность политической системы зависит от политической активности граждан. В современном демократическом обществе основной формой активности большинства граждан являются участие в выборах, которые происходят регулярно (через 4 года, или через 6 лет, через 12 как установлено законом).

Президент обычно избирается на 4 года, считается, что такой срок достаточно для реализации своей программы. Местные органы власти тоже избираются на 4 года (исключение составляет Германия –12 лет). Внеочередные выборы назначаются ввиду болезни политика, занимающего выборный пост.

В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. В истории человечества борьба за всеобщее избирательное право связана с борьбой за отмену имущественного и образовательного ценза (образовательный ценз сохранился сегодня в Латинской Америке, в Африке и Азии он отменен). Длительной была так же борьба за предоставление избирательного права женщинам. В 1902 году всеобщее избирательное право для женщин с 21 года впервые провозгласила Австралия. В Финляндии оно было введено с 1906 года, в России с февраля 1917 года, в Англии – с 1918 года, в США – с 1920, в Италии –с 1945 года, в Швейцарии – с 1971 года, в Лихтенштейне – с1984 года.

Кроме того, для кандидатов на высокие государственные посты существует высокий ценз оседлости, они должны прожить в стране не менее 15 лет.

Со дня официального объявления даты выборов, начинается предвыборная кампания: составляются списки избирателей, выдвигаются и регистрируются кандидаты, идет предвыборная агитация, проводится голосованеи; по завершении избирательной кампании организуется подсчет голосов и подводятся итоги выборов. Выборы проводят по избирательным округам. Они создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей. Здесь нужно учитывать много факторов: административно-террирториальные границы, численность населения, проживание этнических меньшинств и т.д. Обычно ссиски избирателей составляют местные органы власти, но иногда (Малайзия,США) избиратели сами должны явиться на избирательные участки и зарегистрироваться.

Существует несколько способов выдвижение кандидатов. В Англии, Бельгии, Дании достаточно подать заявление самого кандидата с несколькими подписями избирателей. Иногда нужна петиция от имени партии (Австрия, Индия, Германия, Швейцария). Проводят и первичные выборы – праймериз (ЮАР), чтобы выявит наиболее влиятельного кандидата. При регистрации вносится залог – материальное подтверждение серьезности намерений претендента. В Англии сумма залога – 1500 фунтов стерлингов, в Индии –500 рупий, во Франции –1 тысяча франков. Залог не возвращается, если кандидат не получил миниум голосов.

Большие средства тратятся на предвыборную кампанию, смысл которой в том, чтобы избиратель познакомился с программами претендентов и сделал осознанный выбор. Партии проводят митинги и собрания, выступают в прессе и на телевидении. Современная избирательная кампания – дорогостоящее предприятие, поскольку связано с прессой и телевидением. К этой работе широко привлекают социологов, психологов, политологов, пиерменов. Часть расходоа на предвыборную кампанию берет на себя государство. Предвыборная кампания заканчивается за день до голосования. Оно бывает тайным, в некоторых странах применяются специальные машины, чтобы избежать подтасовки результатов голосования.

Существуют правила опредления результатов голосования, совокупность таких правил называется избирательной системой.

Основные избирательные системы, распространенные сегодня в мире – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

При этом мажоритарно избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. Есть две разновидности мажоритарной систиемы –абсолютного и относительного большинства. При абсолютной системе побеждаетр кандидлат, набравший 50% голосов плюс один голос, при отновсительной системе побюеда отдается тому, кто набрал больше голосов, чем каждый из его соперников в отдельности. У мажоритарной системы имеютмся нгедостатки: при ее применении голоса, поданные сверх необходимых кандидату, не учитываются, оказываются лишними и предпочтение получает крупная партия, особенно при разобщенной оппозиции.При мажоритарной истеме возможна победа партии и получение ею большинства мест в парламенте, за которую проголосовало меньшинство избирателей. В осбенно трудные условия мажоритарная истема ставит мелкие партии. В настоящее время эта система применяется в Индии,Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции. Японии. В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США принята вестминстерская система (система относительного большинства с голосованием в один тур).

Преимущества мажоритарной ситемы в том, что, усиливая крупные партии, она создает стабильные правительства.

Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциальная избирательная система. Рассмотрим пример: в избирательном округе выставлены два списка (от партии А и Б), а выбраны должны быть 3 депутата. В гоолосовании приняло участие 180 тысяч человек. Число поданных голосов делится на количество мест(3), получается квота =60 тысячам. За спсиок А подано 110 тысяч голосо и она укладывается в квоту один раз при остатке 50 тысяч. Партия Б получила 70 тысяч, тоже один раз плюс остаток 10 тысяч. Обе партии получили по 1месту в парламенте, при опредлении третьего свободного места учитывается, что отсаток у партии А больше, она получает еще одно место (второй депутат по списку). В некоторых странах голосуют за партию в целом и за отдельного кандидата (Швейцария, Италия, Австрия). Пропорциональная система позволяет определить долю представительства мелких партий, но способствует дроблению политических сил. Для преодоления этих недостатков вводится заградительный пункт (обычно 5%). Ныне пропорциональная система действет в Автсрии, Бельгии, Греции, Люксембурге, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, а так же в Латиноамериканских странах.[88]

В некоторых государствах функционирует смешанная система, в частности у нас. В России применяют и мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

К выбрам близки такие формы политического участия как референдум и плебисцит (прямая демократия). Родина референдума – Швейцария. Референдум – это голосование по законодательному или внутри и внешнеполитическому вопросу. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, правительству, общественным органзациям. При подготовке референдумов избирательныве округа не создаются, принятым считается решение, за котрое проголосовало большинство граждан. В США и Швейцарии широко распротсарнены местные референдумы. Референдум имеет свои слабые стороны: велико число не участвующих в голосовании, решение принимается незначительным ьольшинством, общественное мнение может измениться. Официально принято считать, что решение должно поддержать квалифицированное большинство- две трети граждан, участвующих в голосовании.

Плебисцит – опрос голосованием населения о принадлежности территории, где оьно проживает тому или другому государству. Во внутриполитической жизни – это вопрос о доверии главе правительства. Во Франции плебисцит узаконил монархию Луи Бонапрта, В Германии референдум 19 августа 1934 года передал власть Гитлеру (90 % выступили за избрание его президентом).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9. Место и роль партий в политической системе и государстве | Лекция 11. Политический конфликт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.