Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Февраля 1861 г. - отмена крепостного права

Общая характеристика культуры второй половины ХІХ в.

Крестьянская реформа должна была стать последним аккордом в ликвидации тяжелого наследия Петра Ι. Прорубая свое окно в Европу, первый российский император поставил все сословия, не исключая дворянства в полную зависимость от государства. Тактически это обеспечило успешную реализацию завоевательных планов царя, стратегически - на многие 10-летия лишило страну всякого подобия гражданского общества. Следующие 150 лет после смерти Петра государство постепенно освобождало своих подданных. Крестьяне в этом ряду стояли последними. Но выяснилось, что далеко не для всех свобода лучше, чем несвобода. Малообразованные, за многие века отученные от самостоятельного принятия решений, не привыкшие к рыночной конкуренции, новоявленные «свободные сельские обыватели» с радостью зацепились за общину - лазейку для сохранения рабства, оставленную правительством из чисто тактических соображений. В итоге:

- экономика развивалась значительно медленнее, чем могла бы;

- пресловутый класс собственников так и не возник;

- опирающееся на него свободное общество - тоже.

Не став по-настоящему свободными, свое недовольство крестьяне продолжали выражать по старинке - бунтом. Когда через несколько 10-летий его всеми правдами и неправдами возглавила интеллигенция, он превратится в череду страшных революций. А главным национальным историческим героем остался Петр Ι, закрепостивший народ, а не Александр ΙΙ, попытавшийся его раскрепостить.

Реформы затронули все сферы жизни общества:

1) военная реформа (1874 г.)

Была связана с генералом Д.А.Милютиным, ставшим военным министром:

- многолетнее рекрутство заменялось всеобщей воинской повинностью (срок службы сократился до 5-7 лет),

- были отменены телесные наказания в армии и суровая муштра;

- предоставление ряда льгот при отбывании воинской повинности по семейному положению и образованию (напр., людям с высшим образованием сокращали срок службы);

- были созданы юнкерских училищ и военных академий;

- солдат теперь обучали не только военному делу, но и грамоте, возмещая тем самым недостаток образования в русской деревне.

2) судебная реформа (1864 г.)

Способствовала появлению таких выдающихся деятелей юриспруденции, как А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, А.И.Урусов и др.:

- появляется состязательный элемент, т.к. вводятся

а) институт присяжных поверенных (адвокатуры)

б) институт присяжных заседателей;

- судопроизводство приобретает открытый характер (допускаются зрители)

3) образовательная реформа (1864 г.)

- наряду с церковно-приходскими школами, дававшими начальное образование, появляются земские школы (грамотность населения за 1860-1890гг. увеличилась в 3 раза);

- открываются женские гимназии (к 1890г - около 200);

- появились первые ростки высшего женского образования,

- увеличивается число учащихся гуманитарных классических гимназий (за 1860-1890гг. в 3 раза).

4) земская реформа (1864 г.)

- появляются земства

- выборные всесословные органы местного самоуправления;

- утверждены городская дума и городское самоуправление;

- средства, получаемые земством за счет местных налогов (1/20часть в каждой губернии) с предприятий, помещиков, крестьян, направлялись на новые школы (за 1870 - 1880 гг. открылись 10тыс. школ), больницы, на борьбу с голодом и нуждой.

К середине 19 в. ставшее уже хроническим противостояние консервативных и демократических сил в русской культуре приобретает характер оппозиции дворянской и разночинской культур, выдвигавших свои эстетические и нравственные, политические и научно-познавательные нормы, ценности, установки. Рождение и утверждение в общественной жизни разночинской интеллигенции, образовавшейся из разных классов общества (дворян, духовенства, мещан, а позднее и крестьянства), привело к изменению приоритетов в строении русской культуры. Это в значительной степени предопределило роль литературы и литературной критики в русской культуре второй половины 19 в.

Товарищество передвижников

9ноября1863г. в Академии художеств разразился скандал, какого не было за все 100лет ее существования. 14 выпускников, допущенных к конкурсу на золотую медаль, отказались писать картины на предложенную академическим Советом тему из скандинавской мифологии: «Пир в Валгалле». Речь идет о 13 художниках, к которым присоединился один скульптор. Имена некоторых из них прочно вошли в историю русского искусства: И.Крамской, К.Маковский и др. В прошении, поданном на имя ректора Академии, известного исторического живописца Федора Антоновича Бруни, они просили им право свободного выбора сюжета, но получили отказ. Тогда молодые люди решились на отчаянный поступок: оставить Академию. При этом они лишались ее поддержки и шанса получить пенсионерскую поездку за границей.

Этот скандал вошел в историю русского искусства под названием «бунта 14 - ти». Вряд ли можно считать случайным. По сути дела, он оказался заключительным аккордом многолетнего кризиса Академии художеств. К середине 19 в. она перестала быть передовым учебным заведением, каким считалась в 18 в. Время шло, менялась жизнь, вкусы, художественные стили, но не менялась только сама Академия: та же система образования, те же требования, те же порядки.

Императорская Академия со дня своего основания была подчинена министерству двора. Это давало право царским сановникам подчас весьма бесцеремонно вмешиваться в ее жизнь. Академия выполняла бесконечные заказы двора: портреты императора для министерств, портреты собак императора для его комнаты и пр.

Академия постепенно теряла былую славу и авторитет. Теряла она и монополию на художественное образование в России. В 1843г. в Москве открылось Училище живописи, ваяния и зодчества. Созданное вдали от столицы и царского двора, московское училище живее отзывалось на запросы времени. Здесь в разное время учились и преподавали - И.Шишкин, В.Перов, А.Саврасов, И.Левитан, К.Коровин, В.Серов.

В том же году, когда разразился «бунт 14-ти», узник Алексеевского равелина Петропавловской крепости Николай Гаврилович Чернышевский заканчивал роман «Что делать?». Два этих события, на первый взгляд, не связанные между собой, тесно переплелись. Роман Чернышевского, ставший катехизисом «бунтующей» молодежи, вдохновил оставивших Академию юношей создать свою художественную артель, наподобие той, что была описана Чернышевским. Только вместе, сообща могли начинающие живописцы, не имевшие ни связей, ни протекций, выжить.

Они принимали заказы на портреты, иконы, копии с картин, делали рисунки для иллюстрированных журналов. Крамской, например, участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. Заработанные деньги он поделил между товарищами по Артели. Несколько художников поселились в одной квартире с общим залом и отдельными комнатами - мастерскими. Хозяйство вела жена Крамского. Летом художники нередко вместе выезжали в деревню, снимали какой-нибудь сарай под мастерскую, а осенью привозили в Петербург множество этюдов и законченных картин. Артельщики устраивали «четверги», на которых сообща занимались живописью, спорили об искусстве. Самым активным в спорах был Крамской - человек горячий, принципиальный, мудрый. Артельщики уважительно называли его «докой». В 1864г. члены Артели устроили в Нижнем Новгороде свою единственную выставку. Картины, представленные на ней, были совсем не академического содержания. Тем не менее, Артель просуществовала на удивление долго - около 10 лет, хотя изначально казалась нежизнеспособной, ведь основана она была на утопичной идее коммунного общежития, провозглашена абсолютное материальное равенство, не учитывая личной заинтересованности художников.

Дело Артели не пропало даром. Оно дало толчок к созданию Товарищества передвижных художественных выставок, или, коротко, Товарищества передвижников. Мысль о Товариществе впервые родилась у художника Григория Мясоедова, вернувшегося из заграничной пенсионерской поездки. Он наблюдал там различные формы объединения художников и решил перенести их опыт на российскую почву. Инициативу Мясоедова поддержали его петербургские товарищи.

В ноябре1870г. был принят Устав нового объединения, который подписали члены - учредители - художники Перов, Крамской, Ге, Шишкин, Маковский и др. Товарищество, в отличие от Артели, не было производственной коммуной:

1) оно было выставочным объединением;

2) каждый член объединения был экономически независимым (деньги от продажи картин шли не в общий котел, а авторам);

3) была устранена прежняя «уравниловка».

Главнойцелью Товарищества стала организация «во всех городах Империи передвижных художественных выставок». Об этом говорилось в первом параграфе принятого Устава. Само слово «передвижник» появилось в связи с программой «передвижения» выставок по стране. Они призваны были познакомить русское общество с современным отечественным искусством, привить любовь к нему. Это представляется своеобразной программой «хождения в народ», но не с революционной агитацией, как у народников, а с благородной просветительской целью художественного воспитания.

Выставочная деятельность передвижников помимо просветительской преследовала еще одну немаловажную цель - облегчить художникам продажу их произведений. Ведь среди передвижников не было богатых, материально независимых людей. Все они жили лишь продажей картин. Любое полотно продавалось всякому, желавшему его купить. Вход на передвижные выставки был платным: вырученные средства шли на покрытие расходов по перевозке картин и устройству выставок.

Демократическая критика с восторгом приняла первую выставку передвижников. В журнале «Отечественные записки» (его выпускал Некрасов) Салтыков-Щедрин посвятил ей специальный обзор. Первая передвижная выставка вслед за столицей была показана в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее увидело 30 тыс.человек. С тех пор передвижные выставки стали ежегодными. Их устраивали во многих городах России: в Саратове, Кишиневе, Астрахани, Одессе и др. С 1871 по 1923г. прошло 48 выставок. Не было, наверное, в России ни одного крупного художника, за исключением представителей академической школы, который бы хоть раз не принял в них участие: Перов, Крамской, Репин, Левитан, Суриков, Шишкин, Серов, Васнецов, Поленов, Саврасов, Куинджи, Верещагин и др. Более ста живописцев состояли членами Товарищества и еще столько же участвовали в его выставочной деятельности.

Идейная программа передвижников покоилась на двух китах:

- реализм;

- народность.

Их появление было тесно связано с теми переменами, которые произошли в России во второй половине 19 в. Отмена крепостного права и последовавшие за этим широкие буржуазные реформы изменили страну. На смену дворянской пришла новая культура, ведущая роль в которой стали играть разночинцы. Большинство передвижников вышло из простого народа.

Интересы и нужды народа были близки и понятны им. Для народа они хотели работать, народ они желали просвещать. Правда, под словом «народ», наверное, следует подразумевать не деревенского мужика, не малопросвещенного городского рабочего, которые вряд ли ходили на выставки передвижников. Их посещали преимущественно демократически настроенная интеллигенция, купечество, чиновничество, студенты. Обращение к народной теме привело передвижников к реализму, который и стал главным принципом их творчества. Реализм они понимали как следование правде жизни. Всякая идеализация окружающего мира казалась им отступлением от правды, проявлением академической «лжи».

Реализм и народность передвижников решительным образом поддержал крупнейший художественный критик второй половины 19в. Владимир Васильевич Стасов. Он родился в семье известного архитектора, получил юридическое образование, но от карьеры юриста отказался. Он начинает изучать историю искусств. Этому в какой-то степени способствовало знакомство с Демидовым. В 1851г. (Стасову исполнилось 27 лет) Анатоль Демидов (потомок знаменитой династии горнозаводчиков, собиратель произведений искусства, покровитель К.Брюллова) делает Стасову заманчивое предложение. Богач приобрел в Италии, около Флоренции, роскошное поместье с великолепным старинным дворцом, а заодно и титул князя Сан - Донато. Он пригласил Стасова сделать опись собранных им во дворце художественных сокровищ. Стасов провел в Италии 3 года, объездил всю страну, посетив десятки старинных городков и музеев. Хорошо владея итальянским языком, он перечитал массу книг по искусству и музыке. Вернувшись на родину, Стасов нашел место работы по душе - художественный отдел Публичной библиотеки в Петербурге. Здесь были собраны рукописи, гравюры и многочисленные исследования по искусству. Этот отдел он возглавлял до самой смерти. Параллельно редактировал «Известия Археологического общества», состоял секретарем и устроителем этнографического отделения Географического музея, писал многочисленные художественно-критические статьи. Круг его интересов был необычайно широк: музыка, живопись, архитектура, скульптура, русский фольклор. Стасов поддерживал композиторов «Могучей кучки» (М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, М.Балакирев, М.Балакирев, Ц.Кюи). Одним из первых оценил значение передвижничества, став его главным идеологом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика русской культуры первой половины ХІХ в | Функции языка в отношении к обществу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.