Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и общество

2.1. Итак, культура принадлежит миру человеческого общества, являясь обязательным атрибутом [3] его и чтобы понять, что есть культура, необходимо, прежде всего, соотнести её с обществом.

Определений термина “общество” множество. Но пока ограничимся простым указанием на то, что общество – множество людей, обладающих внутренним единством в определённых пространственных и временных границах. Источником этого единства служит взаимодействие людей. Можно сказать, что общество – множество людей, постоянно взаимодействующих друг с другом.

 

Парсонс Т., Parsons T. (1902-1979) – авторитетный теоретик-социолог из США, где абстрактные теоретические изыскания не в чести. Его тексты темны и многословны, определения не умещаются на страницу. Он создавал генеральные теории в стиле XIX века, в том числе структурно-функциональную. Главный труд – “Структура социального действия” был опубликован в 1937 году. У Парсонса множество интерпретаторов, пытающихся растолковать, что именно он хотел сказать в своих книгах. Постараемся вслед за Т. Парсонсом рассмотреть содержание этого взаимодействия и тем самым понять природу общества. Общество представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких элементов: актеров, действующих в соответствии со своими мотивами; целей, преследуемых актерами в процессе действия; внешних ситуаций, которые предоставляют актерам стимулы действия и необходимые инструменты; правил и норм, которым актер подчиняется сознательно или бессознательно.

 

Актёра не следует отождествлять с личностью или тем более с человеком. Актёр – носитель определённых социальных функций, которые необходимо исполнять в определённых ситуациях. Поскольку функций и ситуаций много, то человек в обществе выступает в разных амплуа, иначе говоря, обладает множеством актёрских ролей.

Постоянство социальных ролей, единство правил, сходство внешних ситуаций создают социальную связь между актерами. Эта связь устойчива, вновь и вновь повторяема и, что самое главное, институционализирована, т.е. оснащена внутренними регуляторами (нормами, правилами), обязательными для всех актёров.

Взаимодействие между актёрами всегда предметно. Оно разворачивается вокруг определённых проблем, которые необходимо решать.

Социальные связи группируются по темам: экономическим, политическим, военным, образовательным, семейным и т.п., образуя соответствующие социальные подсистемы общества. Каждая из подсистем обладает собственными институтами и, стало быть, функционирует по собственным правилам. В то же время внутреннее строение подсистем то же самое, что и у большой системы, те же элементы: актёры, цели, внешние ситуации, правила и нормы.

Соединительным звеном между подсистемами является человек, который поочередно исполняет разные социальные роли то в экономике, то в политике, то в семье и т.п.

Благодаря человеку, умеющему играть по различным правилам, общество сохраняет своё единство, не распадаясь на экономическое, политическое или семейное.

Итак, общество – большая система, в основе которой – сложное взаимодействие людей, реализующих свои интересы в разных областях по согласованным правилам и нормам.

2.2. Исходя из понимания общества как большой социальной системы, попытаемся найти в ней место культуры. Задача непроста, ибо, как уже отмечалось, нет единого понимания того, что такое культура.

Если исходить из институционального подхода, то здесь представляется возможным выделить культуру в отдельную подсистему, т.е. в некоторый набор институтов, объединенных общим характером деятельности, согласованных и составляющих единый ансамбль: образование, искусство, религия, мораль. Каждый из этих институтов предполагает взаимодействие актеров, совершаемое по строгим правилам: это – нравственные требования (императивы), религиозные каноны, дидактические принципы или эстетические идеалы.

Таким образом, в обществе можно обнаружить то, что характеризует собственно культурный род деятельности и, следовательно, подсистему, подобную другим. Но тогда мы вступаем в противоречие с мыслью, высказанной ранее, что культура - есть атрибут всего человеческого мира, всей человеческой практики, всех социальных явлений. Культура – есть то, что отличает человеческий мир от природного. Замкнув культуру только на выше перечисленных институтах, мы оставляем в стороне такие сферы деятельности как экономика, политика, семья, что не может быть признано достоверным.

Культура – есть особый вид деятельности, позволяющий человеку переходить от одной социальной роли к другой, менять свое амплуа в театре жизни: быть студентом и покупателем, сыном (дочерью) и партнером, женихом (невестой) и избирателем. Иными словами, культура, при определении ее структуры, должна быть соотнесена не просто с деятельностью, а с определенной стороной этой деятельности, с ее специфическим свойством - человеческой деятельностью.

Специфическим является то, что эта деятельность – есть творческое приспособление к внешнему миру (прежде всего, через труд).

Культура – есть творческое преобразующее воздействие общественного человека (группы, общества) на окружающий мир и на свою собственную сущность.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Парадигма высокой культуры | Культура как социологическое явление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.