Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность техники как феномена

Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Мощными катализаторами прогресса стали сегодня микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение, индустрия информатики. Человек овладевает энергией термоядерного синтеза и осваивает космос. Технология в целом стала важнейшим фактором общественной динамики и ускоренного современного развития.

Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, резко, в десятки раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иными будут сферы руда, управления и досуга.

Среди предшественников современного философского анализа техники следует назвать И.Бекмана, Э.Каппа, Ф.Дессауэра, М.Хайдеггера, К.Шиллинга. Капп стремился понять феномен техники путем выведения ее из развития самой природы. Техника представляет собой некую искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстрата. Машина – не что иное, как проекция органов человека на природный материал. Социальная техника – это итог разрешения проиворечий между органами тела и их функциями, проекция анатомических и физиологических особенностей органов человеческого существа. Такая проекция определяет и обусловливает становление сознания, которое своеобразно продолжает «природную душу».

С этой концепцией, по существу, вел полемику философ-неотомист Дессауэр. Его также интересовала проблема происхождения техники, раскрытия ее сущности. Однако общая ссылка на «природную душу» не удовлетворяла философа. В технике существует какой-то автономный смысл. Дессауэр высказал мысль о существовании неких верховных, предустановленных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысль Бога, проявления светлого разума Творца. Таким образом, философия техники еще в конце XIX века поставила ряд вопросов, над которыми размышляют и сегодня.

Мартин Хайдеггер (1889-1976), немецкий философ-экзистенциалист, поднял широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к философии техники, - возникновение и специализация наук, связь науки и техники, планетарное распространение научной технологии, ее будущее. Техника, по Хайдеггеру, есть способ самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу. Философ толкует ее в духе Дессауэра как некую первооснову, корневое человеческое начало.

Современные исследователи, обращаясь к наследию Хайдеггера, усматривают в нем предшественника самых различных взглядов. Так, А.Димер и Х.Сколимовский видят в исследованиях немецкого философа мощную культурпессиместическую струю. Ведь именно Хайдеггер показал, что техника не просто конструирует «технический мир», в котором она победоносна и универсальна. Нет, она подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия. Присущая ей логика проникает в социальное и человеческое измерение истории.

Хайдеггер, как показывают эти его размышления, резко порвал с традицией европейской философии техники, которая акцентировала свое внимание на непосредственных, «очевидных» достояниях прогресса. Он показал, что последствия вторжения техники многообразны и в отдаленной перспективе даже труднопредсказуемы. Технологическая предопределенность едва ли не фатальна для человека в том смысле. Что содержит в себе некую непререкаемую заданность мышления. Поведения, сознания. В широком миовоззренческом подходе к технике у Хайдеггера обнаруживается и другая, «позитивная» тенденция. Техника оказывается у него не просто средством достижения конкретной цели, инструментом для решения практических задач, а универсальной ценностью вселенского масштаба. По своему статусу техника может быть сопоставлена разве что со значением истины. Следовательно, сущность техники – не делание, не манипулирование, а обнаружение. Он отвергает представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, человек «выдан» технике, «затребован» ею. В этом истоки опасности, которая подстерегает его.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек в техногенном мире | Природы и человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.