КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Два процесса и две тенденции культурного развития
Разделенность современного мира и основные аспекты глобализации Но обнадёживающие успехи глобализации не должны вводить в заблуждение, поскольку мир по-прежнему разделён сегодня национальными традициями, языками, верованиями, обычаями, темпераментами – всем тем, что включает в себя термин «культура». Несмотря на взаимозависимость во множестве областей, человечество сегодня, как и прежде, не ощущает себя вполне и абсолютно целостным и единым. Сегодня водораздел проходит между Востоком и Западом, Севером и Югом, Центром и периферией. У мусульман традиционно существует деление на «дар ал-ислам» (обитель мира) и «дар ал-гарб» (обитель войны). Три мировые религии не представляются монолитно-едиными - каждая из них имеет различные направления, между которыми существуют межконфессиональные противоречия и разногласия. В ХХ веке после холодной войны американские учёные делили человечество на две сферы: «зону мира» (Запад и Япония – это 15% мирового населения) и «зону нестабильности» (все остальные страны). Самюэль Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций», ставшей одним из самых популярных геополитических исследований 90-х годов ХХ века, выделил 5 существующих цивилизаций: Китай (цивилизация, претендующая на то, чтобы быть государством), Япония (цивилизация, являющаяся государством), индуистская, исламская и западная цивилизации. Он считает целесообразным добавить к ним ещё и православную, и латиноамериканскую, и, возможно, африканскую цивилизации. Сегодня любая страна представляет собой мультикультурное общество, состоящее из этнических, религиозных языковых и расовых групп, каждую из которых объединяет собственная культура, историческое наследие, человеческие ценности, образ жизни. Из 191 стран, официально признанных ООН, 30 стран имеют национальное или религиозное меньшинство, составляющее 30% от общего населения. Например, в Германии проживает 2,4 млн. этнических турок, и это, не – считая детей, рождённых в семьях этнических турок и считающихся гражданами Германии, даже если они воспитываются в исключительно турецкой культуре. Религиозно нынешний мир можно представить как мир, «сложенный» из трех мировой религий («буддийский мир», «христианский мир» и «мир ислама») и национальных религий (иудаизм, синтоизм и др.). Религии разделяют людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом или полуарабом, но он не может быть полу-католиком или полу-буддистом. В настоящее время люди всё больше себя идентифицируют не соответственно гражданству или национальности, а сопоставляя себя с более широкими культурными образованиями, в соответствии со своей религиозной принадлежностью. Таким культурно разноликим выглядит сегодняшний мир и современный этап процесса глобализации. Поэтому задача интеграции народов и государств в единую мировую цивилизационную систему, в единое культурное пространство, далека от решения. Преодоление религиозной уникальности и соответствующих противоречий является самой трудноразрешимой проблемой в деле глобализации, и здесь оказываются беспомощны и пушки, и музы, и телефон с Интернетом. Глобализация – это процесс, в ходе которого в глобальных масштабах исчезают барьеры для перемещения информации, капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Понятие «глобализация» включает в себя семь аспектов: информационный, демографический, политический, экономический, технологический, экологический и культурный. - Информационный аспект – это бурное развитие каналов передачи информации. - Демографический аспект – это усиливающаяся интенсивность миграционных процессов. - Политический аспект – это постепенное ограничение суверенитета национальных государств путём создания международных политических организаций, наделяемых правом вмешательства не только в международные отношения, но и в их внутренние дела. - Экономический аспект - это изменение мировой экономики и превращение её в единый хозяйственный механизм. - Технологический аспект – это быстрое распространение по всему миру новейших технологий и инноваций. - Экологический аспект – это растущая угроза уничтожения природной среды, среды обитания человека. - Культурный аспект – это создание глобальной культуры. Как и другие аспекты глобализации он пока не может дать никаких точных прогнозов, а именно - как глобальная культура будет выглядеть в будущем. Причём вопросы культуры - это не просто первоочередные, но и основообразующее, потому что культурные основы человечества древнее, старше других цивилизационных составляющих человечества. Культурная составляющая глобализации, возможно, является важнейшей, хотя политика и экономика оказывают огромное влияние на прогресс культуры. Однако решение социально-политических задач, экономических проблем, и даже экологических, всегда имеет специфическую культурную окраску, т.е. все решения принимаются исходя из ценностей и традиций своей, национальной культуры. Например, ответом Китая на глобализационные вторжения стало строительство «второй китайской стены» - создание мощной национальной экономики. Первая стена отгораживала от вторжения кочевых народов, новая экономическая стена – залог государственного могущества и неуязвимости в современном изменившемся мире «без стен» и барьеров. Сильному государству труднее навязывать и диктовать какие бы то ни было условия извне. Очевидно, что более всего процессам глобализации «сопротивляется» сфера духовной жизни: национально-культурный менталитет (как общий параметр порядка каждой культуры) и художественно-эстетическая деятельность (как специальный параметр порядка) остаются маркёрами культурного своеобразия, национального самосознания и мироощущения. Тому опять же пример Китая, так как цель китайской модернизации - это сохранение традиций.
В культурной сфере глобализация порождает два крайне противоречивых процесса: с одной стороны - она открывает широчайший доступ к ценностям других национальных культур, способствует их взаимообогащению, способствует осознанию своей национальной самобытности. С другой стороны, она ведёт к униформизации (усреднению, упразднению национальных особенностей и уникальности), стандартизации культурного и духовного мира разных народов. Отсюда исходят два вектора культурной глобализации: - открытость – взаимопроникновение и сближение культур, возникновение некой новой цивилизации, интегрирующей цивилизации ресурсы разных стран и народов; - закрытость – стремление сохранить идентичность, ведущее к нарастанию культурных и цивилизационных противоречий, усиление тенденций к изоляционизму и обособлению, боязнь утраты национального лица. Таким образом, налицо одновременное развитие двух разнонаправленных и взаимоисключающих тенденций – интеграции и дифференциации. Эта коллизия проявляется как в «горизонтальной плоскости» - в раскрытии новых возможностей развития человека и культуры через постижение всего многообразия мира, так и «по вертикали» - в усилении традиционалистских и патриотических тенденций вопреки процессам универсализации и унификации. Поэтому сейчас сложно спрогнозировать будущее глобализации и ответить на вопрос о том, станет ли культурная глобализация объединяющей силой, или же наоборот – станет силой разделяющей.
5. Глобализация культуры – точка полифуркации Небезынтересно рассмотреть проблему глобализации с точки зрения синергетики, поскольку слово это, в переводе с греческого, означает «сотрудничество», «содействие». Для этого целесообразно рассмотреть проблему глобализации через призму этой науки и с использованием соответствующей терминологии. Синергетика изучает сложные системы с очень большим, сравнимым с бесконечностью, количеством элементов. Она претендует на открытие универсальных законов и механизмов самоорганизации, как в живой, так и в неживой природе. Именно такой самоорганизующейся системой можно представить нашу планету со всеми населяющими её народами и происходящими на ней процессами. Ведь человечество - это сложносочетаемое общество многоразнообразных культур, которые на протяжении долгого времени сосуществовали друг с другом, чаще воюя, нежели сотрудничая. Сложные системы бывают с положительной и отрицательной обратной связью, но предметом изучения в синергетике являются системы только с положительной обратной связью, каковыми являются изменяющиеся системы. (В отличие от неизменных, т.е. неживых, механизмов (а не организмов), имеющих отрицательную обратную связь - ими занимается кибернетика). Синергетика имеет дело с необратимыми процессами (прошлое состояние организма не восстанавливается), протекающими с повышением уровня энтропии (энтропия - мера беспорядка, хаоса, дисгармонии) в открытых системах, т.е. в тех, где происходит обмен веществом, энергией и информацией. В таких самоорганизующихся живых системах наступает момент наивысшего (кризисного) развития (момент бифуркации - ветвления), когда система либо начинает разрушаться (дезорганизация), либо начинает происходить процесс организации, но уже на принципиально по иному. Всё искусственное, сотворённое человеком, существует по законам необходимости и обратимости, в то время как всё, происходящее в естественных системах, случайно и необратимо, подобно хаотическому движению. Развитие же всемирной цивилизация вполне возможно представить системой естественной, поскольку сама история своей хаотичностью указывает на это. Задачей синергетики как раз и является объяснение возникновения порядка из хаоса. Точкой (моментом) бифуркации в синергетике называется, как было сказано выше, то состояние системы, когда она вынуждена противостоять энтропии, дезорганизации, распаду, превращению системы в хаос при беспорядочном (и потому непредсказуемом) движении её элементов. В случае положительного прохождения точки бифуркации элементы начинают действовать согласованно, в унисон, и такое поведение элементов называется когерентным (т.е. согласованным). Направление развития системы после момента бифуркации непредсказуемо, поскольку будущее в таких системах не заложено в настоящем. Однако культурная система такова, что развитие её как системы зависит и от настоящего, и прошлого (сложившихся традиций), и от воли участвующих, и принятых ими решений, то есть слагаемые слишком многочисленны, взаимозависимы между собой и зависимы от традиционных культурных особенностей национальных, экономических, этико-политических, эстетико-художественных и даже бытовых особенностей. Непредсказуемость эту сегодня называют полифуркацией, имея в виду непрогнозируемую многовариантность дальнейшей организации системы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |