Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные компоненты физической культуры

Субъективные факторы.

К субъективным факторам относится накопление положительного опыта и знаний из поколения в поколение. Многократно повторяя определенные действия с целью правильного освоения какое-то движения, древний человек впервые осознал явление упражняемости. В первобытном обществе широко были распространены приемы многократного предварительного проигрывания ситуаций предстоящей охоты или войны.

Археологические исследования на различных континентах, представленные в наскальных рисунках, на которых показано как охотник упражняется в метании копья или другого орудия в нарисованное на песке животное либо чучело, подтверждают нам не только процесс тренировки, но и возможность передачи через рисунок определенных знаний о движении и тактики их применения.

Если в играх охотник добивался хорошего результата, то считалось, что и охота будет успешной. Или, например, если какая-то община готовилась к войне, то они разделялись на два лагеря, одна половина представляла врагов и при этом они обязательно должны были быть разгромлены, тогда во время настоящей битвы предполагалась победа.

Таким образом, объективные и субъективные факторы в жизни первобытного человека, относящиеся к его физической культуре, подтолкнули его к выделению физических упражнений из трудовых действий в отдельную систему, в последующем получившую название «Физическое воспитание» (схема 1).

Физические упражнения, даже в примитивной форме, развивали навыки первобытного человека и количественно и качественно, позволяя ему подняться выше в своем развитии. На данном этапе главной целью выступала качественная подготовка к труду (схема 2).

Схема 1

 

  Физическая культура  
       
  Физическое воспитание (физическая подготовка)   Спорт  
         
             

В период рабовладельческого строя, когда стали появляться государства, физическое воспитание начинает приобретать классовый характер. Для ведения захватнических войн, подавления сопротивления рабов рабовладельцам нужны были физически сильные воины. Физическое воспитание дополняется военно-оборонной функцией. (схема 2).

 

Схема 2

Схема функций физической культуры в обществе

Физическая культура

Подготовка к труду   Военно-оборонная   Рекреативно-оздоровительная   Сохранение генофонда нации

 

Наиболее типичными для этой эпохи были системы физического воспитания Древней Греции. Так в Спарте физическим воспитанием детей до 7 лет занималась семья. Затем мальчики направлялись в общественные дома, в которых велось жесткое и суровое воспитание. Рацион питания у них был достаточно скудный, спали на жестком ложе из тростника и ходили во всякое время года в легкой одежде и без обуви, но при этом большое значение отводилось занятиям физическими упражнениями. В 18 лет юноши подвергались суровым испытаниям, только после которых им выдавалось оружие, и они становились воинами. Это является ярким примером формирования военно-оборонной функции физического воспитания, которая всячески поддерживалась государством.

Одной из важнейших государственных задач в Спарте считалось физическое воспитание женщин. Молодые спартанки до замужества выполняли те же физические упражнения, что и юноши. Плутарх писал, что “девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильными и крепкими и, чтобы такими же были рождаемые ими дети”.

Женщины Спарты гордились тем, что их потомство - это мужественные, сильные и смелые люди.

В Афинах воспитание было более гармоничным. Из афинянина готовили всесторонне образованного человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание. Характерно, что физическая подготовка молодежи осуществлялась в государственных школах, а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верных стражей Афин от врагов.

Всего в Древней Греции было около 40 городов-государств, физическое воспитание в которых проводилось по примеру спартанской или афинской систем.

Большое общественно-политическое значение в Древней Греции имели Олимпийские игры. Древнегреческие предания связывают возникновение игр с именами мифических героев Пелопса и Геракла. Более поздние предания указывают, что в 884 г. до н.э. между правителями государств Элиды и Спарты было заключено соглашение о регулярном проведении в Олимпии (Элида) общегреческих праздников дружбы, посвященных Зевсу Олимпийскому. Сведений о первых олимпийских играх нет, но начиная с 776 года до нашей эры вводится запись победителей и нумерация игр, игры проводились каждые 1417 дней (4 года). Во время Игр всякие военные действия между греческими городами прекращались. Наступало олимпийское перемирие.

Изначально состязания проводились в беге, в последующем в прыжках, метаниях, кулачном бое, езде на колесницах. С 444 года до нашей эры частью программы Игр стал конкурс искусств, тем самым, показывая единство физического и эстетического элементов формирования личности. Победителям Игр воздавались большие почести. Игры проводились и после подчинения греческих земель Риму. Состязания атлетов устраивались регулярно в течение 1168 лет, но в 394 г.н.э. император Феодосий, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и указом запретил их проведение.

Рассмотрев информацию об Олимпийских играх, мы с уверенность можем констатировать, что в данный период в структуре физической культуры выделяется «спорт» как ее составной элемент (Схема 1).

Физическая культура в феодальную эпоху имело ярко выраженный военный характер. Военно-физическое воспитание феодалов было направлено на овладение семью рыцарскими доблестями - верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи. Целью такого воспитания было подготовить физически сильных воинов-рыцарей, способных вести внешние войны и подавлять внутри страны восстания крестьян и ремесленников. Физическая культура в период феодализма в еще большей степени приобретает классовый характер, уменьшая функцию обеспечение трудовой деятельности и увеличивая военную направленность, а через рыцарские турниры, развивая спорт.

При капитализме физическая культура достигла более высокой степени совершенства, постепенно меняется ее классовый характер, охватывая все большие слои общества. Расширяется производство, увеличивается контингент армий, постоянно требуется приток здоровых, хорошо физически подготовленных молодых людей. Началось массовое развитие физической культуры, обогатились ее средства и методы, появились преподаватели физического воспитания. Возникают спортивные аристократические клубы, с хорошо оснащенной базой для занятий, а в противовес им организуются рабочие спортивные союзы. Возрождается олимпийское движение (1896 г.).

Родоначальником современного олимпийского движения является француз барон Пьер де Кубертен. В данный период окончательно формируются два основных направления физической культуры: физическое воспитание; спорт. Данные направления в общем и целом основываются на одних и тех же средствах и методах, но различаются по ряду принципов.

Рассматривая физическую культуру нашей страны, следует отметить, что коренных отличий в системе ее становления не наблюдается. Культурные памятники свидетельствуют, что у всех народов нашей страны существовали элементы физического воспитания и спорта, несущие свои специфические особенности.

Родоначальником системы физического воспитания в России считается Петр Францевич Лесгафт. Среди многочисленных заслуг П.Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимает созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце XIX – начале ХХ в.в. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и используется в современной теории и практики физического воспитания. Особое внимание заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статьи «О физическом образовании в профессиональной школе» и др. сохранили свою научную значимость и в современных условиях.

Деятельность П.Ф. Лесгафта как основателя системы подготовки кадров по физическому образованию началась с 1874 года, когда он был приглашен на работу в Главное управление военных учебных заведений. В это время государство испытывала острую потребность в учителях гимнастики. Лесгафту поручают ознакомиться с опытом подготовки учителей физического воспитания за рубежом. За два года удалось провести критический анализ многих сложившихся теорий, и одновременно разработать собственную теорию физического образования и основы системы подготовки кадров.

В после революционной России продолжилось становление системы физического воспитания. В октябре 1919 года был создан Петроградский институт физической культуры, а в январе 1920 года - в Москве создается Главная военная школа физического образования, которая в декабре 1920 года преобразуется в Центральный институт физической культуры. В стране вводится система Всевобуча (всеобщего военного образования), немаловажное значение в которой занимают вопросы физического воспитания.

В период с 1921 года по 1941 год в стране идет бурное развитие физкультурного движения, создаются спортивные общества “Динамо”, “Спартак” и другие. В этот период, в физическом воспитании, наблюдается слияние его функций в единое, отвечающее насущным интересам государства, это подготовка к труду и военному делу. Появляются первые научные исследования о влиянии средств и методов физического воспитания на профессиональную деятельность человека. В 1931 году в стране вводится Всесоюзный физкультурный комплекс “Готов к труду и обороне СССР”, который в дальнейшем совершенствовался, уточнялись его задачи, нормы и требования. С 1 марта 1972 года вводится новый комплекс, который имел своей целью способствовать формированию морального и духовного облика человека, его всестороннего гармонического развития, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовки населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Решая оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи, комплекс ГТО содействовал внедрению физической культуры в повседневную жизнь, вовлекал в регулярные занятия физическими упражнениями и спортом людей разного возраста и являлся нормативной базой всей системы физического воспитания. Комплекс состоял из 5 ступеней, которые предназначались для людей определенного возраста, начиная с 10 лет и заканчивая 60 -ю годами. Преимущество его заключалось в том, что он проводился на государственном уровне и выступал обязательной нормативной основой во всех государственных учебных заведениях.

Но к сожалению следует отметить, что заорганизованность в вопросе развития системы ГТО привела к развалу данного комплекса.

В послевоенные годы страна вступила в полосу восстановления разрушенного народного хозяйства. Тяжелые жизненные условия, основная часть населения вышла из войны значительно подорвав здоровье. Система физического воспитания раскрывает новое направление – рекреативно-оздоровительное, которое является достаточно актуальным и в настоящее время.

Рассмотрим только один из характерных примеров. Если в 1939 году смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составляла 11%, в 1959 году - 36%, в 1971 году - 48,3%, в 1983 году - 52%, то к настоящему времени она достигает 60%. Основной причиной породившей такое состояние является гиподинамия (снижение двигательной активности человека) и резкое возрастание стрессовых факторов. К сожалению, а может быть и нет, организм человека за многие тысячелетия не претерпел физиологических изменений, которые предусматривают ответ физическими действиями на все стрессовые ситуации. Из этого проистекает оздоровительная сущность физической культуры, которая способна эффективно противостоять не только сердечно-сосудистым заболеваниям, но и многим другим. Преимущество физических упражнений перед лекарствами то, что у них не возникает разрушительного привыкания, требующего постоянного увеличения дозы.

Оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволил бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни в среднем на 14-22 года.

С развитием научно-технического прогресса человечество столкнулось с колоссальным числом проблем экологических, экономических и демографического характера. Ограниченная способность воспроизводства здорового народонаселения к началу следующего тысячелетия может обернуться глобальной катастрофой.

Одним из действенных средств может выступать физическая культура, находящее всестороннюю поддержку со стороны государства, решая задачи укрепления здоровье, формирования здорового образа жизни.

Решение данной проблемы начинается с реализации охраны здоровья в основных законодательных актах любого государства. Во всем мире высшим достижением человеческого разума в области законотворчества принято считать «Декларацию прав и свобод человека» (1948 г.). Ее положения являются основой для выработки государствами основного закона – Конституции. С 5 сентября 1991 года на Съезде народных депутатов СССР декларация была принята для нашей страны.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепляет вопросы охраны здоровья, факторов способствующих его укреплению, через ряд статей.

Статья 7 п. 2. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей…

Статья 41 п. 2. В российской федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряются деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта …

Статья 43 п. 1. Каждый имеет право на образование. п.5 Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…

Данная статья предусматривает включение в государственные образовательные стандарты всех уровней, начиная с дошкольного, разделов касающихся вопросов физического воспитания (физической подготовки).

Реализуя положения Конституции в вопросах физической культуры изначально 29 апреля 1999 года был принят Закон РФ о физической культуре и спорте (№80 – ФЗ), в последующем в него были внесены изменения и он вышел в новой редакции 4.12.07 №329-ФЗ. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.

Целями и задачами настоящего Федерального закона являются: создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

 

Завершая рассмотрение данного вопроса, следует подчеркнуть, что физическая культура, как социальный феномен, присуща любому обществу и чем выше общая культура общества, тем в большей степени находит свое развитие физическая культура, как один из главных факторов укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и в конечном итоге сохранения нации.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА) КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

 

На основе предыдущего материала мы рассмотрели становление физической культуры как элемента общей культуры общества. При этом мы выделили в отдельный элемент физической культуры - физическое воспитание.

Так что же это такое физическое воспитание? Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей.

Цель физического воспитания - воспитать физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Реализация цели связана с решением трех групп задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных.

Оздоровительные задачи обуславливают гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, закаливание, повышение устойчивости организма против различных, особенно так называемых простудных заболеваний, обеспечение творческого долголетия.

Здоровье человека здесь выступает как социально-экономический фактор, позволяющий обществу нормально развиваться, накапливая определенные материальные и духовные ценности.

Воспитательные задачи направлены на воспитание высоких моральных, волевых и эстетических качеств личности, развитие двигательных (физических) качеств и формирования умений управлять ими, т.е. правильно распределять свои силы, противостоять утомлению.

Человек физически развитый, обладающий необходимыми двигательными умениями и навыками, не вступает в противоречие с физиологическими законами развития организма, в большей степени способен реализовать себя как творческая личность.

Образовательные задачи связаны с формированием специальных знаний, необходимых для широкого использования средств физического воспитания в производственной деятельности и повседневной жизни, а также жизненно важных прикладных и спортивных двигательных умений и навыков.

О значении физического образования человека, как отмечалось выше, указывал П.Ф. Лесгафт уже в конце XIX века, и с развитием цивилизации образовательные задачи физического воспитания будут иметь большую степень актуальности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества | Компоненты структуры спорта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.