Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая активность людей молодого и среднего возраста

Наиболее существенным моментом в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного отношения ребенка к физической тренировке, воспитание активной позиции в отношении к своему здоровью, крепости тела и закалке. Основные социальные, психологические и биологические компоненты физической активности взрослого человека формируются именно в этот, ключевой для развития моторики, период жизни ребенка..

Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма, окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательных координаций при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов.

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. Приобретается способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. В этом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня скоростных и скоростно-силовых способностей.

При этом базовым элементом всего комплекса физических качеств является быстрота. Наибольшее внимание при физической подготовке подростка нужно уделять тренировке скоростных качеств в начале и середине подросткового периода и скоростно-силовых - в конце этого периода.

Для возрастного развития старших школьников ( 15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Отмечаются наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координаций. Завершается развитие центральной нервной системы, достижение высокого уровня совершенства анализаторно-интегративной деятельности коры большого мозга. Возрастает подвижность нервных процессов. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс соотношений возбуждения и торможения (возбуждение по-прежнему преобладает над торможением). Развитие второй сигнальной системы достигает очень высокого уровня.

Важное место в физическом воспитании юношей и девушек должно занимать формирование знания о физической активности - того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, а также других сведений, необходимых для сознательного и предметного управления своей физической активностью, - показатель достижения серьезных успехов в физкультурном воспитании. Не менее важным является и воспитание понимания роли физической активности для достижения высокого уровня здоровья, гармонического совершенства человека. Такое понимание может послужить основой для формирования серьезной, “взрослой”, системы мотивации регулярной физической активности и будет способствовать возникновению и развитию новой формы физкультурных и спортивных интересов, в центре которой находится идея всестороннего гармонического развития физических способностей, а не только спортивная результативность.

В группе людей зрелого возраста (18-55-60 лет) необходимо выделить по крайней мере два периода, отличающиеся по особенностям двигательной активности. Первый из них охватывает возрастной интервал 18-29 лет, второй - 30-55-60 лет. В первом периоде (молодой возраст) человек сохраняет высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности. Во втором периоде наступает медленное, но неуклонное снижение уровня физического потенциала человека. Характер физической активности этого возраста во многом определяется особенностями его учебной и производственной деятельности. Поэтому в обоих периодах зрелого возраста направленность занятий физическими упражнениями должна нести в себе особенности, отвечающие целям профессиональной деятельности.

Для людей молодого возраста наиболее существенным элементом физического воспитания является дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о физической тренировке, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями - как со спортивной, так и с оздоровительной направленностью. Развитие силы и выносливости, овладение умениями и навыками оперативного мышления в сложных игровых ситуациях - основные направления спортивной подготовки и физкультурных знаний в этот период.

У людей второго периода зрелого возраста (30-55-60 лет) необходимо формировать мотивации постоянной и систематической активности профилактического и оздоровительного характера на основе использования разнообразных видов физических упражнений и физического труда, занятий различными видами спорта, закаливания, восстановительных и психорегулирующих мероприятий. Принцип физической подготовки людей зрелого возраста - разнообразие используемых упражнений при невысокой интенсивности тренировочных нагрузок.

Важной психологической особенностью человека молодого возраста является его уверенность в благополучии своего здоровья, ощущение огромного запаса сил и выносливости. Требуется специальная разъяснительная работа с целью воспитания у молодых людей понимания того важного факта, что накопленный в первые два с половиной десятилетия жизни физический потенциал необходимо постоянно поддерживать и что те болезни и патологические состояния, которые они наблюдают у людей пожилого возраста, как правило, являются закономерным результатом бездумной траты здоровья в молодости, безответственного отношения к поддержанию своего физического потенциала на достаточно высоком уровне.

В молодости возможности физического совершенствования, в том числе и достижение личных рекордных результатов, кажутся беспредельными и общедоступными. На самом деле оценка за адаптацию к новому, повышенному уровню физических нагрузок возрастает для организма человека с каждым годом, при этом факторы риска, связанные с физическими и психическими перенапряжениями, возрастают в неконтролируемой прогрессии. Поэтому так важно в молодости и в среднем возрасте оптимизировать двигательную активность, сориентировать человека зрелого возраста на новые цели и новые режимы физической активности.

В третьем десятилетии жизни человек вступает в период так называемого стационарного состояния, который может длиться до шестого десятка лет. Правильная организация физической активности, в соответствии с возрастными особенностями человека, предполагает систематическую физическую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагрузок, разнообразных по характеру воздействия на организм.

Занимающимся физическими упражнениями в молодом и среднем возрасте можно рекомендовать сезонные смены видов занятий минимум два, максимум четыре раза в год. Тренировки следует проводить не более трех раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать 2 часа для лиц молодого возраста и 1,5 часа - для людей среднего и пожилого возраста. Ежедневная утренняя зарядка должна оставаться обязательным элементом режима дня человека зрелого возраста.

Особое внимание нужно уделить оздоровительным и закаливающим мероприятиям. Следует помнить о том, что процесс закаливания по своей сути не отличается от процесса физической тренировки. Поэтому многолетняя индивидуальная система закаливания каждого человека должна иметь свой ритм смены содержания, объемов и интенсивности закаливающих процедур. В противном случае эффект резистентности организма может постепенно утратиться, так как однообразные воздействия не будут стимулировать развитие процессов адаптации, а со временем не остановят их затухания.

Важное место в формировании физической культуры человека зрелого возраста занимает освоение им приемов восстановления умственной и физической работоспособности и психической саморегуляции. Использование в этих целях различных форм физической активности и многообразных вариантов переключений, аутогенной тренировки, водных процедур, бани, массажа и т.п. должно стать привычным элементом здорового образа жизни в период стационарного состояния жизненного цикла человека.

Физическая культура - основной фактор, определяющий состояние здоровья. В малой двигательной активности видятся наибольшие беды современного человека.

Есть немало людей, имеющих сидячую работу и годами не занимающихся оздоровительной гимнастикой. Сразу необходимо сказать, что они не могут даже мечтать о здоровье. И никакие самые лучшие в мире таблетки здесь не помогут. “Занимайтесь физкультурой” - эти слова стали настолько банальными, что их никто не воспринимает всерьез. Однако, в действительности физкультура является одним из лучших средств оздоровления человека.

Общепринятое представление о том, что физкультура тренирует сердечно-сосудистую систему является правильным, но слишком упрощенным и узким. Регулярные физические упражнения в первую очередь гармонизируют деятельность вегетативной нервной системы, отвечающей за порядок в организме и оптимальное согласованное действие всех органов и систем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физическая активность человека как социально-биологический феномен | Упражнения корректирующие форму тела- это силовые упражнения изолированного воздействия, которые укрепляют, подтягивают и формируют отдельные мышечные группы нашего тела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.