КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортные аварии
Аварии на очистных сооружениях Данные аварии подразделяются на две группы: - на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн; - на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ. Транспортная авария - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Транспортные аварии (ТА) различают по видам транспорта: авиационная катастрофа, железнодорожная авария, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), авария на магистральном трубопроводе, авария на подземном транспорте. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза. Железнодорожный транспорт является основным средством перевозки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится свыше 700 тыс. т. хлора, причём иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т. сжиженного хлора. Помимо цистерн, для транспортировки ОХВ могут использоваться различные контейнеры и баллоны. Железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов. Распространённым способом транспортировки ОХВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов более 200 тыс. км., промысловых трубопроводов - 350 тыс. км.). Биолого-социальная чрезвычайная ситуация: - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения широко распространенной инфекционной болезни людей, сельскохозяйственных животных или растений, при которой может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, животных, могут быть уничтожены или пострадать природные и сельскохозяйственные угодья и причинен значительный экономический ущерб. Источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений (ГОСТ Р 22.0.04-95). Для предотвращения последствий биолого-социальных ЧС на пораженной территории вводятся карантин и обсервация. Карантин – это система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию. Обсервация – это режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации. Стоить помнить, что существуют и такие опасные проявления биолого-социальной ЧС, как особо опасная инфекция и эпидемия. Особо опасная инфекция – это состояние зараженности организма людей или животных, проявляющееся в виде инфекционной болезни, прогрессирующей во времени и пространстве и вызывающей тяжелые последствия для здоровья людей и сельскохозяйственных животных либо летальные исходы. Эпидемия – это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемиологическая обстановка: Состояние распространенности инфекционной болезни людей на конкретной территории в определенный промежуток времени. Эпидемический очаг: место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, либо территория, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни. Эпизоотия - болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных. Чума свиней, бруцеллез крупного рогатого скота - это особо опасные заболевания, являются общими для человека и животных. Инфекционная заболеваемость людей: -единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; -групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; -эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний; -эпидемия; -пандемия; -инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии. Инфекционные болезни людей это заболевания, вызванные болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного - к здоровому. Ежегодно на Земле переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд. человек. Эпидемия это массовое распространение инфекционного заболевания людей в какой-либо местности или стране, значительно превышающее общий уровень заболеваемости. Самые опасные заболевания ХХ века СПИД, гепатит Б, В.
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: -единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; -энзоотии; -эпизоотии; -панзоотии; -инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных и водных организмов (гидробионтов) не выявленной этиологии; -инфекционные заболевания водных животных и гидробионтов.
Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: -прогрессирующая эпифитотия; -болезнь сельскохозяйственных растений не выявленной этиологии; -массовое распространение вредителей растений. Эпизоотия: Одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Панзоотия: Массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков. Энзоотия: Одновременное распространение инфекционной болезни среди сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно-экономические условия которых исключают повсеместное распространение данной болезни. Эпизоотический очаг: Место нахождения источника возбудителя инфекционной болезни сельскохозяйственных животных, изолированное таким образом, что становится невозможной передача возбудителя животным, восприимчивым к данной инфекции. Эпифитотия: Массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и/или резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности. Заболевания растений - фитофтороз картофеля, ржавчина и фузариоз зерновых, мучнистая роса. Различные виды пятнистостей. Вредители растений - колорадский жук, саранча, луговой мотылек, вредная черепашка Энфитотия: заболевание растений, возникшее от местного постоянно присутствующего в определенном районе инфекционного начала. Примером энфитотии может служить заражение ржи и пшеницы спорами стеблевой ржавчины с барбариса. Другой вариант Экзофитотии – вспышки болезней, вызванные инфекцией неместного происхождения (занесенные ветром со стороны). по ГОСТ 21507-81 - Защита растений. Термины и определения Панфитотия: Массовое заболевание растений и резкое увеличение вредителей сельскохозяйственных растений на территории нескольких стран или континентов. Динамика проявления ЧС может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья). На предварительной стадии возникновения чрезвычайной ситуации образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного, техногенного или экологического бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса. На первой стадии происходит инициирование природного, техногенного или экологического бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду. На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного, техногенного или экологического бедствия, ликвидация чрезвычайной ситуации. Этот период в некоторых случаях может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация чрезвычайной ситуации заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных и социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности. На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного, техногенного или экологического бедствия. Она имеет место только тогда, когда последствия этих чрезвычайных событий требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и разлития соответствующего региона. Предупреждение ЧС (Управление риском) Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям: - мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; - рациональное размещение производительных сил и сил АСФ на территории субъектов Российской Федерации с учетом природной, техногенной и пожарной безопасности; - внедрение средств автоматизации в процессы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, развитие правовой основы и технической готовности единых дежурных диспетчерских служб (ЕДДС) как органов повседневного управления, в первую очередь, для приема информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и доведения ее до соответствующих органов управления и аварийно-спасательных сил; - предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала; - предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; - разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств; - подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; - декларирование промышленной безопасности; - лицензирование деятельности опасных производственных объектов; - страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; - проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; - государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; - информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; - осуществление государственного пожарного надзора в современных условиях; - подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (рассматривая вопрос состояния и совершенствования территориальных систем обучения населения действиям в ЧС на заседании КЧС и ПБ, как правило, не реже 1-го раза в год). Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Управление риском — это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности — процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основан на мониторинге окружающей среды и анализе риска. Согласно другому определению управление риском — это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время. Для управления риском обычно используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирующий социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Научный подход к принятию решений в целях устойчивого развития общества, т.е. обеспечения безопасности человека и окружающей его среды в условиях повышения качества жизни каждого индивидуума, требует взвешенного и непредвзятого мышления, основанного на количественном анализе риска и последствий от принимаемых решений. Эти решения принимаются в рамках системы управления риском. Мониторинг и прогнозирование заключается в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий. Основными задачами территориальных центров мониторинга являются: - сбор, анализ и представление в соответствующие органы управления территориальных подсистем РСЧС информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов; - организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; - организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций; - создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях в субъектах Российской Федерации; - организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга. В основе мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (снижению риска их возникновения) и уменьшению возможных потерь и ущерба от них (уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций) лежат конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций также весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений. Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним, например, относятся гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водоемы и водотоки от распространения радиационного и химического загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от других поверхностных загрязнений. Гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используются также для защиты от наводнений. К этим мерам относятся и берегоукрепительные работы. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, обвалов, осыпей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах в горной местности. Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций являются мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах. Названные направления превентивных мер могут проводиться в рамках - инженерной защиты территорий и населения от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Конкретные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Эта подготовка осуществляется путем проведения приведенных выше отдельных мероприятий, реализации планов и целевых программ, целенаправленной работы объектов и отраслей экономики в соответствующих режимах функционирования РСЧС. В целях дифференцированного подхода к планированию предупредительных мероприятий осуществляется зонирование территории страны, федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований по критериям природного и техногенного рисков. В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городских и сельских поселениях, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов. Зона возможного опасного землетрясения — территория, в пределах которой интенсивность сейсмического воздействия составит 7 и более баллов. Размеры и местоположение зоны возможного опасного землетрясения определяется по картам сейсмического районирования в соответствии с требованиями СНиП П-7-81-3. Зона вероятного затопления — территория, в пределах которой возможно или прогнозируется покрытие ее водой в результате стихийного бедствия либо повреждения или разрушения гидротехнических сооружений. Размеры зон определяются в соответствии с СНиП 2.06.15-85. Зона вероятного катастрофического затопления — зона вероятного затопления, в которой ожидаются или вероятны гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или уничтожение материальных ценностей, в первую очередь зданий и сооружений, а также ущерб окружающей среде. Зона возможных опасных геологических явлений — территория, в пределах которой возможно или прогнозируется возникновение опасных геологических явлений, способных привести к угрозе для жизни и здоровья людей, ущербу экономики. Границы зон устанавливаются в соответствии с требованиями СНиП 2.01.15-90 и СНиП 2.01.09-90. Зона возможного радиоактивного загрязнения — территория или акватория, на которой возможно загрязнение поверхности земли, зданий, сооружений, атмосферы, воды, либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов радиоактивными веществами в количествах, вызывающих превышение установленного нижнего критериального значения доз облучения населения (критической группы населения). Зона возможного химического заражения — территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени. Приграничная зона — территория, прилегающая, как правило, к государственной границе Российской Федерации, в пределах которой в начальный период военного конфликта наиболее вероятно массированное применение обычных средств поражения и боевых отравляющих веществ. Зона световой маскировки — территория, расположенная между государственной границей и рубежом досягаемости в начальный период военного конфликта тактической и палубной авиацией вероятного противника. Зона возможных разрушений — территория городов, муниципальных образований и объектов экономики, на которой возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 30 кПа (0,3 кгс/см2) и более, а также сейсмическое воздействие, вызывающее разрушение зданий, сооружений и коммуникаций. Границы зон возможных разрушений установлены СНиП 2.01.51-90. Зона возможного образования завалов — часть территории зоны возможных разрушений, включающая участки расположения зданий и сооружений с прилегающей к ним местностью, на которой возможно образование завалов, обрушение конструкций этих зданий и сооружений. Загородная зона — территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, вероятного катастрофического затопления и подготовленная для размещения эвакуируемого населения. Возможно частичное или полное наложение двух и более зон возможной опасности. На такой территории предупредительные мероприятия проводятся от всех видов опасности, соответствующих налагаемым зонам. Основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожаров, а также обеспечение безопасности людей на водных объектах Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций осуществляют следующие мероприятия: - определяют наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и надзора за водными объектами, требующие разработки территориальных нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы в соответствии с федеральными законами; - организуют мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и пожаров, анализ и управление риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработку паспортов безопасности территории, потенциально опасных объектов и организаций; - осуществляют создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях; - организуют разработку и реализацию комплекса превентивных организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по всем направлениям предупреждения чрезвычайных ситуаций; - организуют подготовку руководящего состава и населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; - организуют систему оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях, взаимодействие со средствами массовой информации; - организуют взаимодействие органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при осуществлении мероприятий по снижению риска и смягчению последствий в случае террористических актов; - принимают участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности; - разрабатывают предложения по финансированию мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности; - создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время весьма эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера является декларирование промышленной безопасности. Оно является одним из ключевых элементов системы управления промышленной безопасностью, поскольку эта процедура требует всесторонней оценки всех остальных элементов системы управления промышленной безопасности в эксплуатирующей организации и сведения информации об их функционировании в единый документ. Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является составной частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах. Лицензирование видов деятельности на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется, как правило, уполномоченными на то республиканскими, краевыми и областными органами технической инспекции, госэнерго-надзора, госпожнадзора, транспортной инспекции, органами по охране окружающей среды, природных ресурсов и другими лицензионными органами по решению территориальных органов исполнительной власти. Роль территориальных органов управления РСЧС в вопросе лицензирования определяется интересами предупреждения техногенных и других чрезвычайных ситуаций. Они могут выступать в роли координатора этого вида деятельности между различными ведомственными лицензионными органами. В ряде субъектов Российской Федерации такую роль выполняют центры лицензирования при администрациях субъектов Российской Федерации. Порядок лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, а также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, устанавливаются специальным нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Непосредственно обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и природной среде ввел Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года № 116-ФЗ. Целью этого страхования является повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 936) для осуществления обязательного страхования должны определяться: - объекты, подлежащие обязательному страхованию; - риски, от которых они должны быть застрахованы; - минимальные размеры страховых сумм.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |