Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов государственного управления финансами: структура, функции, полномочия

Управление финансами – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами представляет собой сложный процесс взаимодействия управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) подсистем. Объектом управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются организационные структуры, осуществляющие управление.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, прогнозирование, оперативное управление, контроль.

Финансовое прогнозирование предшествует планированию и заключается в оценке множества вариантов и в определении возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровне.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определяются показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, конкретные пути, а также методы, используемые для достижения выбранной цели. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Принципы финансового управления – это основные требования, предъявляемые государственным органам управления финансами, выполнение которых является обязательным при осуществлении ими деятельности по финансовому управлению. Эти требования сводятся к следующему:

· управленческая деятельность всегда зависима от конечной цели;

· эта цель должна соответствовать интересам всех членов общества;

· при реализации этой цели необходимо учитывать действие объективных экономических законов;

· использование экономических законов должно осуществляться с учетом реальных экономических условий как внутри страны, так и за ее пределами.

Главная цель финансового управления – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

· обеспечение макроэкономической сбалансированности;

· снижение государственного долга;

· достижение сбалансированного бюджета;

· обеспечение устойчивости национальной валюты.

Сущность финансового управления раскрывается в его функциях. Функции (или формы) финансового управления – это определенный вид целенаправленного воздействия финансовых органов на финансовую систему, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

К их числу относят:

· финансовый анализ, прогнозирование и планирование;

· программирование состояния финансовой системы, ее функционирования и развития;

· мобилизация финансовых ресурсов и их рациональное использование;

· финансовое регулирование (организацию и координирование);

· финансовое стимулирование;

· принятие финансового законодательства;

· финансовый контроль.

В прямой зависимости от функций финансового управления находятся методы. Система финансовых методов включает:

· методы финансового анализа;

· методы финансового планирования и прогнозирования;

· методы финансового регулирования;

· методы мобилизации финансовых ресурсов;

· методы информационно-правового обеспечения субъектов финансовых отношений;

· методы финансового контроля.[2]

Управление финансами осуществляется учреждениями, относящимися к представительным и исполнительным органам власти. Представительными органами власти, участвующими в процессе управления общественными финансами, являются государственная, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, тер­риториальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов; ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе исполнения бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

К органам государственного управления финансами относят:

1. Государственные органы власти, осуществляющие общее управление финансами:

· Президент РФ (администрацию Президента);

· Парламент РФ (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы);

· Правительство РФ как единый центр управления финансами.

2. Органы государственного управления финансами министерского уровня:

· Министерство финансов РФ;

· Федеральная налоговая служба(ФНС России);

· Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор);

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);

· Федеральная служба по финансовому мониторингу;

· Федеральное казначейство;

· Министерство экономического развития и торговли РФ;

· Банк России;

· Счетная палата РФ.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает принятые Парламентом РФ законы, в т.ч. "О федеральном бюджете на текущий год", имеет право "вето" на все принятые законы.

Парламент РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность в стране.

Правительство РФ обеспечивает единство всех направлений финансовой политики, рассматривает федеральный бюджет, координирует всю текущую деятельность финансовых исполнительных органов власти РФ.

Министерство финансов РФ является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление финансами.

Оно осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей народного хозяйства, организует разработку проекта "Закона о федеральном бюджете на текущий год", принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны, организует исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий по рациональному расходованию бюджетных средств в строгом соответствии с их целевым назначением.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 237 от 6 марта 1998 г., на Министерство финансов РФ возложены следующие основные функции:

• подготовка предложений и реализация мер по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• разработка проектов федерального бюджета и прогноза кон­солидированного бюджета РФ;

• исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

• подготовка предложений и реализация мер, направленных на совершенствование структуры государственных расходов;

• совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление методического руководства в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

• разработка и реализация единой политики формирования структуры государственных заимствований; осуществление в установленном порядке эмиссии государственных ценных бумаг;

• лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью; ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

• реализация необходимых мер по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями

• установление порядка ведений бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций, форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Министерство финансов РФ принимает участие:

- в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

- разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и.структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

- подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

- подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

- разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;

- разработке предложений по совершенствованию системы фе­деральных органов исполнительной власти и их структуры;

- разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

- разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

- разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

• разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

• составление проекта и исполнение федерального бюджета;

• обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

• разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках ее погашения;

• совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

• осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ имеет следующую структуру: Цен­тральный аппарат Министерства финансов РФ; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора; Федеральное казначейство.

Федеральная налоговая служба разрабатывает и проводит единую государственную налоговую политику, осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции страхового надзора Минфина РФ;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере;

Федеральное казначейство осуществляет и организует кассовое исполнение федерального бюджета, контроль за поступлением и расходованием средств бюджета, регулирует отношения между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана.

Министерству экономического развития и торговли РФ переданы функции по принятию нормативных правовых актов в сфере деятельности бывших Министерства по антимонопольной политике, Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, Государственного таможенного комитета, Госкомстата, Росимущества и разработки баланса финансовых ресурсов страны. После реорганизации Минэкономразвитию подведомственны:

Федеральная таможенная служба,

Федеральное агентство по государственным резервам,

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости,

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Центральный банк РФ (Банк России) совместно с Федеральным казначейством РФ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях управление финансами осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Территориальные финансовые органы, являясь функциональными подразделениями территориальных администраций, входят в систему Министерства финансов РФ. Этим обеспечивается единство бюджетной базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единство порядка формирования доходов, финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета средств всех звеньев бюджетной системы[3].

Территориальные финансовые органы обеспечивают: разработку и реализацию единой финансовой политики территориальной администрации, составление и исполнение территориального бюджета, исполнительно-распорядительные функции в сфере управления финансами территории. В соответствии с этими основными они осуществляют также следующие функции:

в области формирования единой финансовой политики

• совершенствуют систему управления финансами области, района, города, поселения;

• совершенствуют систему аккумуляции финансовых ресурсов;

• определяют порядок формирования и использования целевых бюджетных фондов;

• формируют территориальную бюджетную политику;

• определяют порядок мобилизации доходов и финансирования расходов;

• концентрируют финансовые ресурсы на приоритетных направлениях социально-экономической деятельности развития территории;

• готовят предложения по финансовому обеспечению тер­риториальных программ и заказов;

в области решения задач финансового воздействия на оптими­зацию развития экономики и социальной сферы территории:

• осуществляют разработку финансового, налогового и кредитного механизмов финансово-экономических мероприятий по развитию рыночных отношений, повышению эффективности экономики территории;

• участвуют в прогнозировании финансового плана социально-экономического развития на финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективы;

в области управления бюджетным процессом:

• формируют проекты бюджетов, обеспечивают их исполнение, корректируют бюджетные назначения с учетом динамики иен и поступлений доходов в бюджет;

• осуществляют контроль за исполнением бюджета, целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из бюджета комплексам, предприятиям, учреждениям и организациям;

• совершенствуют структуру бюджетных расходов с учетом проводимых преобразований в экономике и необходимости выборочной поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, развития социально-культурной сферы;

в области обеспечения доходов бюджета:

• готовят предложения по совершенствованию территориального налогового законодательства;

в области обеспечения эффективного взаимодействия звеньев единой финансовой системы:

• осуществляют методическое руководство деятельностью органов администрации в области финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер;

• готовят предложения об укреплении территориальных финансов;

• координации деятельности финансовых органов и органов территориальной администрации;

в области развития и регулирования финансового рынка:

• участвуют в разработке политики формирования, функционирования и развития рынка ценных, бумаг;

• участвуют в регулировании рынка ценных бумаг, анализе финансовых аспектов развития фондового рынка и разработке предложений по его совершенствованию.

Территориальные финансовые органы определяют источники формирования территориальных целевых бюджетных фондов, а также осуществляют методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью бюджетных организаций и учреждений, оказывают методическую помощь предприятиям, организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета, по приведению их систем бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями законодательства.

Для выполнения своих задач и функций территориальные орга­ны финансов обладают необходимыми полномочиями. Они имеют право:

- получать от территориальных органов исполнительной власти, налоговых органов, предприятий и учреждений, финансируемых из территориального бюджета, сведения и материалы, необходимые для составления проекта бюджета, отчета о его выполнении;

- получать от распорядителей кредитов по внебюджетным средствам материалы о расходовании этих средств, планы и отчеты;

- получать от организаций и учреждений, в том числе банковских, сведения и материалы, необходимые для осуществления
контроля за рациональным целевым расходованием средств,
выделяемых из бюджета.

Задачи и функции структурных подразделений территориальных финансов:

Бюджетное управление (отдел) - важнейшее структурное подразделение территориального финансового органа. Основными его задачами являются:

- подготовка предложений по совершенствованию бюджетной систе­мы и бюджетных отношений, включая межбюджетные отношения на соответствующей территории;

- участие в разработке и реализации единой финансовой, бюджетной политики;

- составление проектов территориальных бюджетов и формирование бюджетного послания глав территориальных администраций на со­ответствующий финансовый год;

- рассмотрение вопросов о целесообразности и размерах оказания финансовой помощи из бюджета различным отраслям экономики и муниципальным образованиям;

- участие в осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых из бюджета.

В соответствии с возложенными на него задачами бюджетное управле­ние выполняет следующие основные функции:

- подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы, развитию и совершенствованию бюджетных отношений на соответствующей территории;

- разрабатывает проекты территориальных законов и формирует бюджетное послание на соответствующий финансовый год;

- готовит проекты нормативных актов по вопросам составления бюджета и прогноза на соответствующий финансовый год;

- составляет роспись расходов бюджета;

- совместно с соответствующими исполнительными органами разрабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий в части социальной защиты отдельных категорий граждан;

- участвует в подготовке предложений, направленных на совершенствование структуры бюджетных расходов, улучшение состояния расчетов и платежей;

- осуществляет краткосрочное планирование по кассовому исполнению бюджета на следующий месяц;

- совместно с управлением казначейства участвует в определении лимитов бюджетных обязательств для получателей средств бюджета;

- составляет перспективный финансовый план;

- участвует в осуществлении контроля за целевым и рациональным использованием средств бюджета;

- участвует в подготовке предложений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности в отраслях народного хозяйства и бюджетной сфере;

- участвует в подготовке заключений по предложениям о предоставлении ссуд за счет средств бюджета;

- участвует в подготовке предложений по выделению средств из ре­зервного фонда территориальной администрации на непредвиденные расходы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые основы финансовой деятельности государства | Структура органов управления финансами в системе МЧС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.224 сек.