КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таким образом, принцип максимизации выгоды опровергается в исследованиях экономистов и в исследованиях психологов (Г. Саймон, К
Выбор и способ предъявления условий выбора. Выбор и расчет Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых событий путем умножения. . Известны следующие основные виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей: § эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых § эффект наглядности (переоценка вероятностей ярких, запоминающихся событий); § эффект эгоцентризма (недостаточный учет априорной информации и использование преимущественно собственного опыта); § эффект консерватизма; · эффект Ирвина (переоценивается вероятность желательного события и недооценивается вероятность нежелательного); § эффект якоря (влияние точки отсчета, с чем сравнивается); § эффект края (недооценивается возможность вероятных событий и · эффект Монте - Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними § эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным). В экономике часто констатируется тот факт, что во многих экономических ситуациях люди, более способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество над людьми ненаблюдательными, заторможенными или склонными принимать решение под влиянием импульса. В то же время интуитивный подход при оценке вероятностей может быть проявлением дефицита времени или экономии энергии. Вместе с тем, применение интуиции, ее развитие и тренировка может быть мощным инструментом при принятии решений. Итак, люди учитывают вероятность событий, причем определенность желанна сама по себе, но в разных ситуациях неопределенность, риск, вероятность событий воспринимаются по-разному. В поисках психологических причин непостоянства экономических решений обнаружилось влияние на рискованность выбора его условий, контекста. Способ, с помощью которого людям предъявляются рискованные выборы, имеет большое значение. А. Тверски и Д. Канеман писали о "рамках" решения, под которыми понимаются представления человека, принимающего решение о действиях, результатах и непредвиденных обстоятельствах, связанных с конкретным выбором. Рамки, устанавливаемые человеком при принятии решения, зависят от формулировки проблемы, а также от его норм, привычек и личных характеристик, ценностей. Эрроу и др.) Рациональное решение - только один из вариантов принятия решения. Лекция 3. Экономическое поведение: аффективные компоненты Аффективные факторы экономического поведения включают в себя эмоции, чувства, переживания. Эмоции – психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношение субъекта к объекту в ситуации неопределенности. Эмоции окрашивают и закрепляют индивидуальный опыт человека и таким образом влияют на его поведение в том числе и экономическое. Модальность эмоций (положительные или отрицательные) стимулирует или тормозит потребительскую активность. Поэтому очень активно используются различные факторы (слуховые, зрительные, обонятельные...) поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в рекламах. Чем экспрессивнее товар (вызывает более яркие эмоции), тем в большей степени подавляются когнитивные (расчет) компоненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обдуманным. Экспрессивность товара может быть связана с престижем, модностью, нежели с функциональностью и его назначением. Экспрессивный товар откладывает свой отпечаток на образе «Я», представлении о себе. Поэтому оценка товара происходит по принципу «это мне нравится», «это мне подходит»..., нежели «это настоящий хлопок, а значит ткань здоровая» или «эта вещь добротная и недорогая»..... Те же закономерности срабатывают и у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации на бирже, что стимулирует больший риск. Благодаря эмоциям активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации. Согласно закона Иеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания. Фактор сложности, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выяснилось, что при простых заданиях следует поддерживать высокий уровень возбуждения во избежание вялости. Сложные задания требуют невысокого уровня возбуждения, а средние - среднего уровня возбуждения. В состоянии повышенного возбуждения люди скорее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоянии низкого – более сложными. Если в ситуации ответственности в трудовой или учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат работы, значит нагнетание напряженности и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Закон проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт, тем больше вероятность в ситуации перегрузки информацией (ситуация выбора) допустить ошибку. Информационная перегрузка может быть спровоцирована разнообразием товара, ценой, надежностью, престижностью, дефицитом времени и т.д. Влияет на экономическое поведение и личный эмоциональный профиль, а именно содержание, характер, преобладающих эмоций и чувств, которые каждому человеку особенно желанны.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |