КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая психология. В 60-е годы ХХ века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии
В 60-е годы ХХ века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма и бихевиоризма, не было попыткой адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, «третья сила» намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека. Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем: 1) подчеркивание роли сознательного опыта; 2) убеждение в целостном характере природы человека; 3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида; 4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека. Таким образом, с точки зрения гуманистов, человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, сама сущность человека движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающий свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Эрих Фромм (1900-1980), Гордон Олпорт (1897-1967), Карл Роджерс (1902-1987), Виктор Франкл (1905-1997), однако именно Абрахам Маслоу (1908-1970) получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. Гуманистическая психология своими корнями уходит в экзистенциональную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», т.е. мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных факторов, либо влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Цит. по 8, с.483). Что касается ведущего гуманиста Абрахама Маслоу, поначалу он был ярым бихевиористом. Однако впоследствии, под влиянием собственного жизненного опыта (рождение первого ребенка, начало второй мировой войны) и знакомства с гуманистическими идеями в философии, гештальт-психологией и психоанализом, он убедился в ограниченности бихевиористского подхода. Еще позже, изучая «пиковые переживания» людей, он станет одним из ученых трансперсональной психологии. С точки зрения Маслоу, каждым человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации (самоактуализация – это наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека). Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом: 1) физиологические потребности – потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе; 2) потребность в безопасности – стремление к стабильности, порядку, защищенности, отсутствию страха и тревоги; 3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе; 4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении; 5) потребность в самоактуализации.
Большая часть работ Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики: · объективное восприятие реальности; · полное приятие своей собственной натуры; · увлеченность и преданность какому-либо делу; · простота и естественность поведения; · потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному; · интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний; · доброжелательное и сочувственное отношение к людям; · нонконформизм (сопротивление внешним давлениям); · демократический тип личности; · творческий подход к жизни; · высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у Адлера). Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения. Методы сбора данных и результаты исследований Маслоу подвергали критике в основном за то, что выборки слишком малы для столь широких обобщений. Кроме того, выбор испытуемых был явно субъективен и основывался лишь на собственных взглядах Маслоу, критерии сбора сформулированы слишком нечетко. Маслоу, хотя и соглашался с тем, что его работы не удовлетворяют строгим критериям научного исследования, все же настаивал на том, что никакими другими средствами феномен самоактуализации исследовать невозможно. Он рассматривал свои работы как сугубо предварительные и не терял надежды, что когда-нибудь они получат должное подтверждение. Другой признанный представитель гуманистической психологии, Карл Роджерс, известен, прежде всего, благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием клиент-центрированная терапия. В отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Роджерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке. Главным мотивом деятельности человека, по мнению Роджерса, является стремление к самоактуализации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенно влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке – Роджерс называл это позитивным вниманием, – то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами: · открытость по отношению к опыту любого типа; · намерение жить полной жизнью в любой момент жизни; · способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих; · чувство свободы в мыслях и поступках; · высокий уровень творчества. Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализировавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью» (1961). Личностно-ориентированная терапия Роджерса оказала большое влияние на развитие психологии. Эта теория была хорошо встречена психологами, прежде всего из-за акцента на личностном начале в человеке. Критике же этот подход подвергали в основном за отсутствие ясности в вопросе о врожденных предпосылках и потенциале самоактуализации, а также за постоянное подчеркивание роли сознательных факторов в ущерб роли бессознательного в психической жизни человека. В остальном же и теория Роджерса, и его метод терапии получили признание и широко используются как в научных исследованиях, так и в клинической практике.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |