КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие внимания. В психологии выделяют различные виды внимания, но основными являются следующие:
Функции внимания Свойства внимания Виды внимания В психологии выделяют различные виды внимания, но основными являются следующие: 1) Непроизвольное (непреднамеренное) внимание – наиболее простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер; возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта – новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и т.д. Так, например, непроизвольно все смотрят в окно, услышав взрыв или крик; непроизвольно рассматривают человека в яркой или необычной одежде, обращают внимание на резкий запах и т.п. 2) Произвольное (преднамеренное) внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О произвольном внимании говорят, когда деятельность требует от человека волевых усилий. 3) Сосредоточенное внимание направлено на какой-либо один объект или вид деятельности. 4) Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание возникает на основе произвольного в случае ценности и значимости объекта, когда, заставив себя заниматься им, человек увлекается, втягивается в работу. Дальнейшая деятельность уже не требует волевых усилий – работаем, потому что интересно. Концентрация (сосредоточенность) – качество внимания, характеризующее степень сосредоточенности внимания на объекте. Отвлекаемость – чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности. Распределение внимания – способность одновременно заниматься двумя или несколькими делами сразу. Переключение внимания – способность быстрого переноса произвольного внимания с одного вида деятельности на другой. Объем – количество одновременно воспринимаемых предметов при их одновременном однократном предъявлении (по закону Миллера средний показатель 7±2). Устойчивость – качество внимания, характеризующее длительность сосредоточения внимания на объекте. Избирательность внимания – это сосредоточение на наиболее важных предметах. 1 – Тормозная (внимание тормозит ненужные психологические и физиологические процессы). 2 – Избирательная функция позволяет активизировать деятельность в нужном направлении, отвлекаясь от посторонних явлений. 3 – Поддерживающая функция способствует возможности длительное время сознательно выполнять какое-то действие. Внимание можно развивать с помощью психологических упражнений, например: 1. «Игры индейцев» для развития объема внимания: двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов. 2. «Печатная машинка» – это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя – вторая буква, хлопок ученика и т. д. 3. «Кто быстрее?» Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели, Время заданий варьируется в зависимости от возраста (младшие школьники – до 15 мин, подростки – до 30 мин). 4. «Наблюдательность». Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. 5. «Корректура». Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой буки в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах. 6. «Пальцы». Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращают большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5-15 мин. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |