Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти

Память

Функции представлений

Свойства (особенности) представлений

Виды представлений

1) по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.);

2) по степени обобщенности (единичные и общие);

3) по степени проявления волевых усилий (произвольные, непроизвольные);

4) по продолжительности (оперативные, кратковременные, долговременные).

Привязанность к конкретным условиям – характерна благодаря тому, что представление это воспоминание о чем-то ранее воспринятом или созданном воображением.

Схематичность – это воспоминание образа в общих чертах, без уточнения его особенностей.

Высокая степень осмысленности – связана с процессом мышления, которое сопровождает наше восприятие и воображение.

Уточненность образов – заключается в возможности представить более точные детали конкретного предмета и дать его детальное описание.

1 – Сигнальная функция состоит в том, что отражается не только образ предмета, уже воспринятый ранее, но и вся информация о нем, накопленная до этого времени.

2 – Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

3 – Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации – ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при моторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Существует множество различных классификаций видов памяти. Рассмотрим некоторые из них.

1. По степени проявления волевых усилий:

- Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

- Произвольная память (информациязапоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говори и, о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

2. По характеру психической активности:

- Двигательная – память на движения. Данный вид памяти считается генетически первичным.

- Эмоциональная – память на переживания. Этот вид памяти формируется практически одновременно с двигательной.

- Наглядно-образная – память на образы. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Данный вид памяти формируется после двигательной.

- Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Это высший тип памяти, который присущ только человеку. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.).

3. По типу материала:

- Сенсорная память связана с видами ощущений. Она бывает зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная и обонятельная.

- Вербальная память связана с запоминанием и воспроизведением вербального материала.

4. По длительности сохранения информации:

- иконическая (мгновенная) память – вид памяти, рассчитанный только на момент восприятия информации при помощи органов чувств (0,1 – 0,5 сек.);

- кратковременная память характеризуется ограниченным временем (от 1-20 сек. до нескольких минут) сохранения воспринимаемой информации. Средний объем кратковременной памяти также определяется законом Миллера: 7±2;

- долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации;

- оперативная память обслуживает актуальную деятельность человека благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей задачи;

- промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную намять. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Свойства памяти характеризуют ее продуктивность (эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности).

Объем – отражает количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой информации.

Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

Точность – показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Готовность памяти свидетельствует о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Длительность свидетельствует о способности человека удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В связи с определением длительности, используют соответствующую классификацию (кратковременная, оперативная, долговременная память и т.д.)

Для долговременной памяти свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием.

Исследования процесса забывания выявили интересную особенность: наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Представления | Факторы забывания и способы его уменьшения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.