КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие менеджмента
Развитие теории управления предприятием в настоящее время во многом основано на изучении теории менеджмента. Менеджмент на сегодняшний день принято рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как науку и практику управления и, во-вторых, как организацию (орган) управления. В качестве науки управления, менеджмент составляет теоретическую базу практики управления. Его основной целью и задачей здесь является обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. В качестве организации (органа) управления, менеджмент представляет собой руководство, которое представляет предприятие или организацию и действует от ее имени. За весь период развития менеджмента как науки, было разработано множество определений. Приведем основные из них: Менеджмент – вид деятельности по руководству людьми в определенной сфере общественной жизни, предполагает умение добиваться поставленных целей, используя труд, навыки, интересы и мотивы поведения других людей. Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления деятельностью предприятия с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Менеджмент – целенаправленный поиск и совершенствование работы с индивидуумами для наиболее эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. Менеджмент – управление социальным объектом, владение профессиональным мастерством, использование классических принципов управления, сочетание противоречивых направлений – отношение к работникам как к личностям и использование всевозможных приемов, в т.ч. некорректных с целью достижения цели. Менеджмент – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента (внутрифирменное управление, управление производством и персоналом). Итак, можно выделить субъекта менеджмента – менеджера и объекта менеджмента – хозяйственную деятельность предприятия или организации в любой отрасли экономики или сфере деятельности. При этом целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности. Важнейшей задачей становится организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Также, к задачам менеджмента можно отнести: - обеспечение автоматизации производства и переход к высококвалифицированному персоналу; - стимулирование работы сотрудников путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; - постоянный мониторинг эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; - постоянный поиск и освоение новых рынков; - определение конкретных целей развития фирмы; - выявление приоритетности, очередности и последовательности целей; - разработка стратегии развития фирмы, задач и путей их решения; - формирование системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды; - определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; - организация контроля выполнения задач. В результате, использование концепций менеджмента для предприятия означает: - его ориентацию на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме запланированную прибыль; - постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальных результатов и меньшими затратами; - хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; - постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; - выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; - необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. В менеджменте можно выделить следующие аспекты: - экономический – управление процессом производства, входе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей; - социально-психологические – характеризуют деятельность группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала; - правовой – структура государственных, политических и экономических институтов, их политика и законодательство; - организационно-технический – оценка ситуации и систематический отбор целей и задач, разработка стратегии, проектирование, выявление ресурсов, организация, руководство и контроль, мотивация. Процесс менеджмента на предприятии проходит в три стадии: - стратегическое управление – выработка цели, построение дерева целей, прогнозирование, перспективное планирование; - оперативное управление – организация (создание нужной структуры и необходимых ресурсов), руководство и мотивация персонала; - контроль – анализ достигнутых результатов. Рассматривая цели, задачи, аспекты и стадии менеджмента, нельзя не отметить кардинальное отличие менеджмента от предпринимательства. Предпринимательство как особый вид деятельности предполагает наличие у субъектов определенного образа мышления, стиля и типа хозяйственного поведения. Предпринимательство подразумевает под собой: - свободу и самостоятельность субъектов в различных направлениях; - организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности; - осуществление деятельности юридическими и физическими лицами от своего имени на свой страх и риск; - осуществляется на постоянной основе; - направленность на достижение коммерческого успеха и наилучшее использование капитала с целью удовлетворения интересов собственников; - наличие экономически обособленных субъектов рынка; - имущественную ответственность. Таким образом, предприниматель с большей степени заботится о своих интересах как собственника, а значит, принимает решения, обеспечивающие большие дивиденды. Более того, предприниматель несет ответственность за свои решения в пределах, соответствующих выбранной организационно-правовой форме предприятия. Поэтому, сознавая степень риска, его решения будут осторожными и менее рисковыми. Менеджмент нацелен на оптимизацию и повышение эффективности работы предприятия в целях его дальнейшего развития. Менеджер может отказываться от больших сиюминутных прибылей в интересах расширения компании и обеспечения будущих, стратегических доходов. Менеджер, не обладая (как правило) правами собственника в большей степени ориентирован на рисковые решения, позволяющие достичь новых высоких показателей. Итак, менеджер - руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы. Это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Поэтому к менеджеру предъявляются высокие требования, включающие: - наличие общих знаний в области управления; - компетентность в технологии; - владение навыками администрирования и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы; - принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; - наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынке; - умение анализировать деятельность конкурентов; - умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры; - знание своих подчиненных, их способностей и возможностей; - знание условий, связывающих фирму и работника и защита интересов на справедливой основе. Менеджеры исполняют три основные роли – роль по принятию решений, предполагающая высокую степень риска, компетенции и ответственности; информационная роль и роль руководителя. Более глубоко роль менеджера была исследована Минцбергом, который выделил 10 ролей менеджера.
Рисунок 2. 10 ролей менеджера
Таким образом, можно выделить три уровня навыков менеджера: – концептуальные навыки, включающие знания экономики, маркетинга, методов управления и т.д.; – психологические навыки, включающие умение общаться, находить к каждому свой подход, вести переговоры и т.д.; технические навыки, заключающиеся в знании и навыках практической работы в избранной сфере деятельности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |