Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики

Основные понятия

Цели темы

Факторы риска.

Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики.

Демографическая ситуация в России.

Тема 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение

ЛЕКЦИЯ 1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

ЛЕКЦИЙ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п ТЕМА Время
1. Тема 1.1.Общественное здоровье и здравоохранение  
2. Тема 1.2. Концепции здоровья  
3. Тема 1.3. Потребности человека в разные возрастные периоды  
4. Тема 1.4. Рост и развитие  
5. Тема 3.3. Здоровье семьи  
6. Тема 4.1. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста  

Цели и задачи учебной дисциплины –

(Выписка из ФГОСа)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;

· выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;

· обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;

· основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;

· периоды жизнедеятельности человека;

· анатомо-физиологические и психологические особенности человека;

· основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;

· универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;

· значение семьи в жизни человека

 

 

 

"Я введу тебя в мир того,

Каким надо быть, чтобы быть

Человеком – Умным,

Красивым и Здоровым".

(И. Кант).

План:

Студент должен уметь:

• рассчитать основные демографические показатели;

• оценить демографическую ситуацию в России, районе профессиональной деятельности;

Демография

Население

Статика населения

Динамика населения

Рождаемость

Социальная мобильность

Общая плодовитость

Механическое движение

Смертность

Половозрастная структура

Естественное движение

Естественный прирост населения

Факторы риска

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Эта аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, увы, элементарно забываем.

Быть здоровым … Молодые о здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. " Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно … " (П.Я. Чаадаев). Но чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его. Да в молодости всякие неприятности (в их числе и болезни) воспринимаются "вдруг" – как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслуженны. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщают к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду. Народная мудрость говорит, что две вещи обнаруживает свою истинную ценность после их потери – молодость и здоровье. Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна больному – здоровье. Здоровье каждого – в его собственных руках. Недаром в народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. Все так. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями, которые помогли бы вам выбрать наиболее рациональный путь к здоровью с учетом личных физиологических возможностей, а также присмотреться к накопленному другими опыту.

Может показаться неожиданным, что в начале XXI в. был поставлен вопрос о cохранении здоровья человека. Ведь с самого зарождения врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, обеспечиваемое, прежде всего его сохранением и укреплением, а лечение болезней составляло вторую часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они владыки, были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины придавали первостепенное значение здоровью как великому дару природы.

Но медицинский работник сам должен быть здоров. Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья.

В силу ряда причин со временем медицина становится все более лечебной, узкоспециализированной, госпитальной и по сути своей является наукой о болезнях и менее всего – о здоровье. Это нашло даже отражение в статье Большой медицинской энциклопедии ("Медицина – одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека") (с.471), в которой вообще нет слова "здоровье".

Современный этап развития цивилизации привел, с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой – к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до – и пере адаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens. Снижение функциональных резервов органов, систем, всего организма в целом, нарушение механизмов саморегуляции, реактивности и резистентности, уменьшение количества и ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства – вот далеко не полный перечень признаков, отличающих наших современников от их предков. Как следствие, возникают эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, появляются новые виды патологии (более 30 в последние 30 лет, в т.ч. СПИД, лихорадка Эбола, так называемая хроническая усталость), возвращаются “старые” заболевания (туберкулез, малярия и т.д.) Кроме того, в последнее время врачи все чаще сталкиваются с патологическими состояниями, носящими характер полисиндромных. Каждый “узкий” специалист при этом вполне обоснованно практически каждому больному может поставить “свой” диагноз. Попытки воздействовать на каждый синдром в отдельности – бесперспективны. Медицина и общество в целом подходят к пониманию того, что стратегия достижения здоровья человека через лечение не может решить возникших проблем и является “тупиковой”.

Во второй половине 20 в., когда возникла и получила широкое распространение эпидемия хронических неинфекционных заболеваний, становится все более очевидным, что для достижения здоровья населения все больше предпочтение следует отдавать второй стратегии – охране здоровья практически здорового человека. Однако выяснилось, что гигиеническая наука, возглавившая эту стратегию, не в состоянии решить эту проблему. Это связано, прежде всего, с тем, что в центре внимания гигиены оказался не сам человек и его здоровье, а те условия, в которых он существует.

Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

Охрана и укрепление здоровья, как индивида, так и коллектива основывается на улучшении защитной способности и приспособляемости организма и, с другой стороны, на создании условий жизни и труда, предотвращающих и уменьшающих самую возможность соприкосновения с факторами, вызывающими заболевания. И если второе зависит от экономических и социальных условий, то первое – от самого человека. К сожалению, далеко не все люди знают, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладает человеческий организм, как их сохранить, развить и использовать, чтобы на многие годы продлить активную и счастливую жизнь, как найти и использовать позитивные для здоровья стороны образа жизни.

Считаю нужным коснуться возрастающей роли сбережения здоровья здоровых как основы первичной профилактики в период создания новых экономических рыночных отношений. Как ни кажется парадоксально, именно рыночные отношения, в соответствии с которыми медицинская услуга квалифицируется как товар со своей себестоимостью и прибылью от ее реализации и, казалось бы, возрастанием номинала диагностических и лечебных услуг и сокращением профилактики, которые трудно оценить и еще труднее выгодно продать, сопровождаются усилением профилактической активности.

В самом деле, в условиях рынка здоровье приобретает растущую потребительскую стоимость: во-первых, для самого работающего человека, потому что его самочувствие – важная сторона качества, ценности самого работника и его труда. Уже сегодня боязно потерять работу и заработок сказывается на сокращении заболеваемости с временной утратой трудоспособности, удерживает некоторых от злоупотребления алкоголем, от других вредных привычек, становится все более экономически невыгодным иметь нездоровых работников и предприятиям, так как это увеличивает издержки производства. Гораздо экономичнее предусматривать затраты на охрану труда, технику безопасности, профилактические гигиенические, санитарно-технические меры, нежели нести убытки от трудовых потерь из-за нездоровья работающих, оплату штрафов, пособий по нетрудоспособности и т.д.

Формированию активного отношения к своему здоровью, повышению значимости и ценности здоровья для человека, как видите, надо учиться всему обществу. Это самый важный шаг к выздоровлению России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мишель де Монтень | Демографическая ситуация в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.