Имеют большую долю на медленно развивающемся рынке.
Такие изделия - основной источник доходов от производства и реализации, которые можно использовать для поддержки других товаров.
«Звезды»
Это товары, занимающие значительную долю рынка, а спрос на них растет высокими темпами.
Они требуют затрат для обеспечения дальнейшего роста и в будущем обещают стать «дойными коровами» (то есть генераторами прибыли).
Незначительно воздействуют на рынок (маленькая доля рынка) в развивающейся отрасли (быстрый рост).
Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства.
Предприятие должно решить, следует ли увеличить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики товаров или уйти с рынка. Следовательно, в перспективе такие изделия могут стать «звездами» или исчезнуть с рынка.
«Собаки»
«Хромые утки»
«Сухостой»
Это товары с ограниченным объемом сбыта (маленькая доля на рынке) в зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост).
Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, им не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей и они значительно отстают от конкурентов по объему сбыта. От этих изделий необходимо избавляться как можно быстрее, так как держать на рынке «больной» товар чрезвычайно убыточно. Более того, их присутствие на рынке может нанести ущерб репутации предприятия. Ведь чувство неудовлетворенности покупателей этими товарами может распространиться и на другие изделия фирмы и тем самым подорвать ее авторитет.
Цель фирмы
Вид стратегии
Характеристика
Завоевание или расширение доли рынка
Атакующая
(наступления)
Предлагает активную, агрессивную позицию фирмы на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю.
Считается, что на каждом товарном рынке или рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы прибыль. Например, оптимальным считается сегмент, где присутствует 20% покупателей данного рынка, которые приобретают примерно 80% товара, предлагаемого данной фирмой.
Сохранение имеющейся доли рынка
Оборонительная или удерживающая стратегия
Предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке.
Часто применяют крупные фирмы на известных для них рынках.
Однако она требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам развития НТП и действиям фирм-конкурентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как незамеченное вовремя научно-техническое изобретение конкурентов приведет к снижению их издержек производства и подорвет позиции обороняющегося предприятия. Для этой стратегии справедлива поговорка: «Чтобы остаться на месте, надо бежать изо всех сил».
Уход с рынка
Отступления
Является, как правило, вынужденной, а не сознательно выбираемой. В ряде случаев по определенным товарам, например, технологически устаревающим, фирма осознанно идет на снижение рыночной доли.
Эта стратегия предполагает:
- Постепенное сворачивание операций. В этом случае важно не нарушить связи и деловые контакты по бизнесу, не нанести удара по прежним партнерам, обеспечить трудоустройство сотрудников фирмы.
- Ликвидацию бизнеса. В этом случае важно не допустить утечки информации о готовящемся прекращении бизнеса.
Преимущества
Недостатки
§ матрица позволяет определить позиции предприятия в составе единого портфеля и выделить наиболее перспективные стратегии развития (быстрорастущие направления нуждаются в капиталовложениях, медленно растущие — имеют избыток средств);
§ используются количественные показатели;
§ информация имеет наглядный и выразительный характер.
§ невозможно учесть изменение ситуации, изменение расходов на маркетинг, качества продукции;
§ выводы объективны только по отношению к стабильным условиям рынка.
Матрица Джи-И-Маккензи
(«привлекательность рынка/стратегическое положение предприятия»)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление