Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы развития туризма

Туризм – это двумерный социальный феномен. С одной стороны, - это срез определенной социальной реальности (в статистическом понимании туризма), с другой стороны, туризм – это конгломерат сложных социальных процессов, протекающих в самом туризме (в динамическом понимании туризма). Поэтому для того, чтобы понять социальную картину туризма, следует обратиться к социальным факторам его развития.

Исходным пунктом в определении факторов развития современного туризма является принятие принципа, согласно которому туризм является компенсационным (выравнивающим) феноменом общественной жизни. При этом следует помнить о том, что происхождение и развитие туризма заключаются в слабой способности человека адаптироваться к окружающей среде. Это проявляется, например, в том, что промышленная цивилизация и рост спроса на туризм взаимосвязаны. Так, промышленная цивилизация приводит к росту туристических услуг, что обеспечивается возросшими возможностями путешествий в результате развития личного и общественного транспорта, ростом влияния СМИ, подъемом уровня образования, изменением стилей жизни и т.п.

Отдельную группу стимуляторов развития туризма составляют разнообразные потребности людей.

В общественных науках (в основном в социологии) потребности играют особую роль, поскольку определяют потребность в различных благах и услугах, в рамках которых располагается и туризм. В свете теории А. Маслова, люди обладают специфической структурой потребностей, в соответствии с которой каждый человек проходит через четыре фазы развития потребностей: основных, общественных, самоопределения и самореализации.

Туризм как специфическую группу потребностей следует отнести к группе потребностей более высокого порядка, т.е. самоопределения и самореализации. Туристическая активность позволяет человеку самореализоваться. Социально-экономическое развитие общества и рост материальных возможностей приводят к тому, что происходит переоценка ценностей, при которой ценности высшего порядка могут перейти разряд основных. На примере развития рынка туристических услуг хорошо просматриваются такие перемещения: путешествия, бывшие прежде предметом роскоши (потребности высшего порядка), становятся в результате переоценки постоянной потребностью низшего порядка. При этом туристические потребности становятся двигателем развития туризма. Перед конкретизацией потребностей должны появиться конкретные и убедительные мотивации, или побуждения, склоняющие человека к определенному поведению и регулирующие это поведение.

Потребности занятия туризмом могут действительно воплотиться тогда, когда появляются очередные факторы, стимулирующие или организующие их развитие. В практике такое состояние наполняется туристическими благами и услугами.

В рамках социальных факторов развития туризма следует отметить следующие:

· Постоянное приспосабливание туристических предложений к изменяющимся потребностям рынка туристических услуг (например, характерное для современного туризма превышение предложений туристических услуг над их спросом). Такое положение привело к появлению маркетинга туристических услуг. В свою очередь в рамках стратегий туристического маркетинга, охватывающего четыре основные переменные (продукт, дистрибуцию (распределение), продвижение и цены), особое внимание отводится проблеме продаж туристического продукта.

· К социальным факторам развития туризма относится также туристическая политика государства как составной элемент общей экономической политики. Развитие и продвижение туристических предложений является существенным элементом современной экономической политики большинства государств.

Число факторов, воздействующих на развитие туризма, весьма значительно. Эти факторы можно сгруппировать в зависимости от силы их влияния на развитие туризма. Возможны также и иные критерии их классификации. Например, известный польский социолог туризма В. Гаворецкий предлагает классифицировать эти факторы на:

· объективные и субъективные, т.е. вызывающие туристические потребности, а также обуславливающие или организующие их удовлетворение;

· спроса и предложения, а также иные универсальные с точки зрения рынка феномены;

· экономические и внеэкономические[1].

По критерию причины развития туризма можно классифицировать четыре группы: исторические предпосылки (промышленная и технологическая революция), социальные предпосылки (свободное время, право на отпуск, рост материального благосостояния людей, желание познания и посещения), экономические предпосылки (спрос, предложение, доход и прибыли, связанные с туризмом), политические предпосылки (социальная политика государства, туристическая политика, войны, терроризм)[2].

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции, история и факторы развития туризма | Тема 1. 2. Значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.