Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние и перспективы белорусско-российских отношений. Строительство Союзного государства Беларуси и России

 

Рассмотрим основные вехи в строительстве Союзного государства.

21 февраля 1995 г. в Минске был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, призванный прийти на смену договору между Российской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 г. В статье второй Договора указывалось, что договаривающиеся Стороны будут тесно сотрудничать в целях сохранения мира, укрепления стабильности, региональной и глобальной безопасности. Они будут координировать свою внешнеполитическую деятельность, уделяя приоритетное внимание созданию системы коллективной безопасности в мире и на европейском континенте, усилению миротворческой роли ООН и ее взаимодействия с европейскими региональными и субрегиональными организациями, форумами и соглашениями, содействию в урегулировании межгосударственных и иных конфликтов, затрагивающих их интересы, дальнейшему продвижению процесса сокращения вооруженных сил и вооружений.

29 марта 1996 г. был заключен Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

2 апреля 1996 г. в Москве был заключен Договор об образовании сообщества России и Беларуси. В статье третьей указывалось, что Стороны согласовывают свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью. В целях обеспечения надежной безопасности Стороны разрабатывают общие принципы военного строительства, использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством.

2 апреля 1997 г. в Москве был заключен Договор о Союзе Беларуси и России. В статье второй среди целей Союза указывались, в том числе, и следующие: обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью; содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире. В статье пятой говорилось, что Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются, и не направлен против третьих государств.

23 мая 1997 г. в Москве был принят Устав к Договору о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. В статье восьмой Устава указывалось, что в политической сфере задачами Союза являются:

а) согласование позиций и действий при решении общих политических проблем;

б) выработка общих позиций по международным вопросам, представляющим взаимный интерес;

в) осуществление согласованных мер по обеспечению международного мира и безопасности, в том числе путем достижения международных договоренностей об ограничении и сокращении вооружений и военных расходов, о ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения;

г) содействие развитию демократии в Союзе, соблюдению и защите прав и основных свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В статье одиннадцатой Устава раскрывались задачи Союза в сфере обеспечения безопасности:

а) принятие в случае необходимости совместных мер по предотвращению угрозы суверенитету и независимости каждого из государств–участников Союза;

б) координация деятельности государств–участников Союза в области военного строительства и развития их вооруженных сил, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер с учетом интересов государств–участников Союза для поддержания как их обороноспособности, так и обороноспособности Союза в целом;

в) разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, создание объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил государств–участников Союза;

г) осуществление согласованной пограничной политики, разработка и реализация совместных программ по пограничным вопросам, организация взаимодействия органов управления пограничными войсками государств–участников Союза по охране границ Союза;

д) борьба с коррупцией, терроризмом и другими видами преступности.

25 декабря 1998 г. была принята Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации. В ней говорилось, в частности, что неуклонное продвижение двух государств по пути к добровольному объединению основывается на совпадении интересов и тесном взаимодействии в политической, геостратегической, экономической, гуманитарной, оборонной областях, в последовательном проведении согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств.

8 декабря 1999 г. в Москве был подписанДоговор о создании Союзного государства.

Согласно статье второй Договора о создании Союзного государства его целями являются:

· обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств–участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

· создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств–участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

· неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

· проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

· формирование единой правовой системы демократического государства;

· проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

· обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

· укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

В статье шестой отмечалось:

· каждое государство–участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности;

· государства–участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами–участниками по взаимной договоренности.

8 декабря 1999 г. была принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Программа предполагала выполнение 19 мероприятий, из них внешнеполитическую сферу тесно затрагивали следующие:

· проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

· осуществление совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск;

· проведение единой пограничной политики.

В то же время приход к власти в России нового политического руководства в начале XXI в. ознаменовался выдвижением претензий к Беларуси, появлением тенденции выдвижения обвинений в «нахлебничестве», успешном экономическом развитии за счет России. По этому поводу заслуживает внимание замечание члена Комиссии международного права ООН И. И. Лукашука о том, что «углубляющаяся взаимозависимость государств диктует необходимость тщательного учета последствий реализации национальных интересов. Нередки случаи, когда то, что на первый взгляд представляет собой чистый выигрыш для одного государства и потерю для другого, в конечном счете оказывается выигрышем для обоих. В результате нередко приходится как бы жертвовать собственными интересами в пользу другого государства, но в конечном счете от такой «жертвы» выигрывают обе стороны»[39]. Замечание автора полностью оправдалось в отношениях Беларуси и России в 1990-х гг. Кажущаяся жертва России – низкие цены на энергоресурсы для Беларуси обернулись катализатором оживления промышленности самой российской стороны. Белорусские предприятия, становясь на ноги, тянули за собой российские предприятия-смежники, обеспечивая работой миллионы россиян.

Россия лишь в последние годы отошла от края пропасти, куда пришла вслед за дудкой западного крысолова в 1990-х гг. В то же время, как ни горько это говорить, спасена от дальнейшей деградации Россия была вовсе не стратегическим планированием осознавшего возможности участия в процессах глобализации с учетом достижения национальных интересов руководства Российской Федерации. Спасло Россию резкое повышение цен на продаваемые ей энергоресурсы, которое произошло во многом благодаря уверенной реализации курса на преследование национальных интересов руководством когда-то нищего коммунистического Китая, многократно увеличившего промышленный потенциал без перехода к либеральной демократии, совершенного Россией, что привело к росту цен на сырье на мировых рынках. В результате неожиданного дождя из долларов, полученных от экспорта подорожавших минерального сырья, металлов, драгоценных камней и изделий из них[40], Россия преодолела угрозу ожидаемого дефолта в 2003 г., когда выплаты по внешнему долгу должны были составить огромную сумму почти в два десятка миллиардов долларов. Только в результате этой не зависящей от него удачи новое российское руководство оказалось способно приступить к созданию сколько-нибудь независимой большой стратегии, призванной вернуть хотя бы часть утраченного из-за бесконечных уступок Западу геополитического потенциала. И стратегия эта все еще далека от совершенства, что наглядно показали события с газовым кризисом в отношениях России и Беларуси 2006/2007 гг. Сравним современную стратегию России со стратегией ее предшественника на мировой арене – Советского Союза. Главным козырем геополитики СССР были гуманизм, бескорыстность, готовность помочь оказавшимся в трудной ситуации союзникам. Именно за счет использования такого имиджа геополитическая мощь СССР была так велика. На обыгрывании именно этих факторов выстроена чрезвычайно успешная стратегия увеличения геополитической мощи КНР в последнее десятилетие. И именно этот имидж должна пытаться вернуть себе Россия, потому что другие ниши уже заняты. В мире полно алчных стран, бесцеремонно преследующих свои интересы за счет слабых государств во главе со своим лидером – США. Это сомнительный имидж, и по накалу международного терроризма против стран Запада мы видим все его недостатки. Есть у России и представление о негативных последствиях подражания имиджу США – на примере СССР, устроившего себе собственный Вьетнам в Афганистане. Тем не менее, в декабре 2006 – январе 2007 г. вся мощь государственного аппарата России была обрушена на последнего верного союзника в СНГ, постоянно находящегося в очень сложной геополитической обстановке в результате соседства с тремя странами блока НАТО – Республику Беларусь. Под лозунгом возвращения 2–3 млрд долл. в год, которые экономика Беларуси выигрывает в результате существования Союзного государства с Российской Федерацией в результате особых союзных цен на энергоресурсы. Бей своих, чтобы чужие боялись?

С точки зрения правил ведения геополитической игры странами, претендующими на значимую роль в глобальных политических процессах, нормальным является, когда они оказывают финансовую поддержку странам, последовательно поддерживающим их инициативы. К примеру, Китай для ускорения создания зоны свободной торговли со странами АСЕАН «… взял на себя оплату практически всего процесса интеграции. Встречи специалистов и бизнесменов, действующих в разных сферах, фестивали молодежи и культурные обмены – все оплачивается из китайского бюджета»[41]. Между тем Китай обладает намного более низким уровнем ВНП на душу населения, чем Россия. США ежегодно перечисляет миллиарды долларов Израилю, сотни миллионов Грузии и десяткам другим своих союзников по всему миру. Венесуэла, претендующая на региональное лидерство в Латинской Америке, снабжает по субсидируемым ценам нефтью половину латиноамериканских государств. Россия, золотовалютные запасы которой превышают запасы Венесуэлы в шестнадцать раз, размер населения превосходит население Венесуэлы в пять раз, располагает ядерным оружием и средствами доставки, претендуя на роль державы мирового уровня, в противоречие существующим правилам геополитической игры попыталась сэкономить на единственном верном союзнике в СНГ – Беларуси, с которым наиболее далеко зашли интеграционные процессы. Но давление на Беларусь не достигло своей цели. Экономика Беларуси показала уверенный рост и в условиях отмены большинства преференций, законно использованных ранее в Союзном государстве.

Позитивные ожидания в сфере белорусско-российской интеграции связываются с ростом товарооборота, достигшего 27 874 млн долл. США по итогам 2010 г. (46,4% от всего объема внешнеторгового оборота Республики Беларусь по итогам 2010 г.) и возросшего на 18,9% к уровню 2009 г. При этом экспорт составил 9 816 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 46,1 процента. Импорт составил 18 058 млн долл. Отрицательное сальдо составляет 8 242 млн долл., главным образом в связи с резким подорожанием энергоресурсов, поставляемых из России (в несколько раз за прошедшие 4 года).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы и перспективы создания единого экономического пространства Содружества | Состояние и перспективы белорусско-украинских отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.