Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфигурация карьеры по Д.Драйверу

 

Линейная карьера. Человек с самого начала трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни подымается по иерархической лестнице. Например, рабочий - мастер - бригадир - начальник цеха - главный инженер - директор предприятия - министерство и т.д. У людей, целенаправленно сооружающих карьеру, линейная конфигурация является одной из наиболее распространенных.

Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабиль" конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень своего мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это достаточно распространенный вид карьеры. К числу таких специалистов можно отнести такие профессии, как: учитель врач и другие специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении.

Спиральная карьера. Характерна для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо продвигаются в своем статусе и ранге. Однако лет через 5-7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново.

Кратковременная карьера. Люди часто переходят с одной работы на другую. Сюда относятся неквалифицированные и недисциплинированные работники.

Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его выдвигают. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. Q таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.

Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т.п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности. в силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низкого уровня.

Деньги и карьера. Проблема отношения человека к деньгам является с одной стороны обыденной, а с другой стороны достаточно многозначной, так как оказывает влияние на различные стороны жизни личности, и в первую очередь на профессиональную сферу (отношение к труду и построение карьеры). В то же время согласно единогласному мнению зарубежных и отечественных исследователей деньги в современном обществе представляют собой одно из самых главных культурных табу.

Деньги в жизни человечества появились 10 тыс. лет назад для реализации ряда функций: меры стоимости, посредничество в обмене благ, средства платежа и накопления. Деньги, отражая политические события народа, государства менялись и по форме, и количественному содержанию. Общепризнанно, что массовое влияние оказывают деньги на психическое состояние людей во время различных кризисных ситуаций - естественных и экономических катастроф, например, войны, инфляции, революции, смены идеологии (падении покупательской способности денег).

Многочисленные исследования зарубежных психологов, изучавших проблему отношения к деньгам и психическим здоровьем людей различных стран, социальных групп и т.д., позволили выявить широкий спектр таких взаимосвязей. Так, было показано существование корреляции между средним доходом на душу населения и средним размером денежных знаков. Согласно проведенным исследованиям, в странах с наименьшим доходом - купюры и монеты были большего размера, что расценивается специалистами как свидетельство о наличии у населения национально-психологического компенсаторного механизма неудовлетворительным экономическим состоянием страны. Результаты исследования показали, что на денежное поведение людей влияет классово-групповой признак. Банкиры стремятся ограничивать себя в тратах. Предприниматели расценивают деньги как фактор безопасности, влияния на людей. Деньги для предпринимателя являются предметом гордости, оценки труда, престижности и адаптированности в мире. Психологи представили несколько классификаций денежных комплексов и соответствующих типов личностей, например: скряга, транжира, торгаш, игрок, денежный мешок. Согласно опросам деньги для многих людей могут являться символами: удачливости, благополучия, морального зла, обеспечения комфорта и др. Специалисты считают, что люди с психосоматическими болезнями страдают синдромом экономической осторожности, который проявляется накопительством, отказе себе во всем, денежном фанатизме. Также наблюдается следующая закономерность: взрослые люди, притеснявшиеся в детстве, считают деньги символом свободы от других и символом власти. Психологи считают, что люди, озабоченные денежными проблемами, по сравнению с контрольной группой могут чаще проявлять гнев, тревожность, беспомощность, тревожность (Макаров В.В., 2001; Малинин Е.Д., 1999; Морозов А.В., 2000).

Особый интерес для практических психологов представляет анализ моделей отношения людей разных стран (идеологий, религий) к деньгам.

Так, в американской модели добродетель тесно связана с деньгами. В соответствии с протестантской этикой цель жизни рядового американца заключается не в погоне за быстрым обогащением, а в прочном преуспевании, которое требует трудолюбия, скопидомства, презрения бедности и терпения.

Напротив, в русской культуре прочно складывалось представление о тлетворном влиянии денег, о чем могут свидетельствовать пословицы о деньгах: лишние деньги – лишняя забота, богатому не спится – богатый вора боится; богатство родителей – порча детям; пусти душу в ад, будешь богат; за деньги нельзя купить друга – зато можно приобрести врагов поприличнее. Данные пословицы являются девизами бедняцкой среды, т.е. установками психологии бедности. Но, общепризнанно, что бедняцкая среда проповедует пассивное насилие над окружающими (жесткое манипулирование), так как бедность унизительна, является показателем несостоятельности, тотального жизненного проигрыша. Среда бедняков так же обесценивает людей творческих, стремящихся изменить рутинное отношение к работе, приклеивая клички «выскочки», «карьериста», выпячивая свои «бедняцкие убеждения». Следующие убеждения перечеркивают стремление творческой личности к самоактуализации, к профессионализму, а именно: ищи надежную и не очень трудную работу; скромность украшает человека; деньги не приносят счастья, не стоит о них думать, не стоит зарабатывать много (Макаров В.В., 2001; Малинин Е.Д., 1999; Морозов А.В., 2000 и др.).

Советской идеология поддерживала психологию бедности, что отражалось и на отношение к труду, а в конечном итоге - и на отношение к построению карьеры. Психология бедности в массовом сознании советских людей может быть описана с помощью четырех мифах о деньгах: деньги как всеобщая необходимость (1); деньги как нечто неисчислимое (2); были бы деньги, остальное будет (3); деньги как прямой путь к счастью (4). Миф «деньги как всеобщая необходимость» включает в себя три группы мотивов: 1) главным мотивом для зарабатывания денег является замену деньгами дефицит чего-либо (обаяния, сексапильности, коммуникабельности); 2) лень, так как только деньги дают возможность лениться и при этом ничуть не проигрывать в комфорте; 3) деньги дают власть, повышают самооценку, что наиболее ярко проявляется у мужчин. В практической психологии миф «деньги как нечто неисчислимое» подразумевает следующее: денег никогда не бывает слишком много. В то же время люди подозревают, что деньги нужны не вообще, а на что-то определенное (квартиру, образование, лечение, яхту) и, соответственно, имеют ограниченную сумму. Наоборот, если деньги стремятся к бесконечности, человек теряет способность радоваться результатам своей деятельности, и радоваться жизни вообще. Еще более странные вещи происходят с детьми, так как если желаемое появляется сразу же, то подарки теряют всякий смысл для ребенка, потому что он уверен в том, что получает только необходимое. Заблуждение «были бы деньги, остальное будет» порождает огромное количество очень состоятельных людей, которые не способны четко сформулировать свои желания, поэтому рекомендуется сначала составить список собственных потребностей, при этом описав их красочно и подробно. Наиболее трудным для понимания является миф «деньги как прямой путь к счастью», так как зарабатывать деньги считается престижным, в то время как прилагать усилия на строительство счастья не является приоритетным. Соответственно, решать эти две задачи предполагается поочереди: сначала – деньги, потом – счастье. Именно последнее заблуждение приводит к появлению как успешных бизнесменов, так и несчастных членов их семей. Если человек зарабатывает деньги на любовь, он и получает количественную, обусловленную деньгами любовь, которая выражается шеренгой длинноногих девушек, жизненным кредо которых является желание стать женой успешного бизнесмена, т.е. заключить обеспеченный брак (Васильева Т.Н., Фокина Т.А., 2003).

Прямым следствием влияния психологии бедности в России является «легкомысленное» отношение к деньгам, к труду, к построению карьеры. Например, результаты социологического опроса выпускников ряда вузов России, проведенного в 1994 г. Институтом социально-психологических исследований РАН показали, что будущие специалисты скорее ориентированы на работу в государственных учреждениях с небольшой, но ежемесячной зарплатой. Следовательно, у будущих специалистов отмечается ориентация на гарантированную бедность и отсутствие установки на риск, предприимчивость (Малинин Е.Д., 1999).

Новейший девиз постсоветского общества – «деньги решают все» являясь новой реальностью нашей страны, идет вразрез с массовым осознанием денежной атрибутики большинства русских людей. Хотя, представители уголовной субкультуры деньги уважали всегда и считали деньги прямо декларируемой основной ценностью, игнорируя отрицание денег большинством людей. Поэтому, именно представители уголовной субкультуры и сосредоточили в своих руках деньги, а значит власть в обществе, что и привело как к массовому обнищанию народа, так и к общей криминализации общества (Бункина М.К.,1994). В психологической литературе, касающейся периода переходного времени, описаны причины массового обнищания народа и тотальной криминизации общества в России: 1) резкий переход от социализма к рынку (издержки экономической политики государства); 2) упование стратегией сиюминутных целей; 3) незнание имущественно-денежных отношений, так как население воспитывалось в эпохе плановой экономики и благополучного экономического статуса (Макаров В.В., 2001).

В настоящее время отмечаются и новые тенденции в массовом сознании людей современной России, которые имеют отношение к денежной атрибутике, отношения к труду и к работе. Например, по результатам многочисленных опросов участники тренинговых групп обозначают реальное значение денег в жизни современного человека. По мнению участников опроса, люди придают деньгам следующие значения: 1) возможность жить, не думая о мелочах; 2) средство к существованию, возможность обучаться и учить детей; 3) мощнейший энергетический источник; 4) потребность в безопасности; 5) мощный стимулятор, эффектор, мотиватор; 6) власть, престиж, привилегия, способность действовать, оказывать влияние на других, сопротивляться влиянию (манипуляции) со стороны; 7) один из главных регуляторов жизни в свободном обществе, стимулятор инициативы, информатор социальной ценности; 8) квинтэссенция мужской доблести. Из перечисленного следует, что деньги для современного человека являются или эквивалентом энергии, или жизненным временем, помноженным на энергию; или эквивалент качественной жизни (возможность качественно отдохнуть, заняться любимым делом, приобрести качественные вещи и т.д.); и, наконец, «отчеканенная свобода».

Особый интерес для работы практического психолога представляет проблема отношения к деньгам и поведенческие паттерны людей разного пола. По мнению зарубежных и отечественных исследователей мужчины и женщины по-разному относятся к деньгам. Например, существует миф о том, что женщины легко, часто и крайне неразумно тратят деньги. Хотя и бытует мнение о том, что мужчины более прижимисты с деньгами, чем женщины. В литературных источникам описаны различные варианты типов скряги-мужчины и женщины-транжирки. Например, классическим представителем негативного образа рыцаря копейки или пародией на мужскую жадность является сказочный персонаж – Кощей Бессмертный. В рамках жанра Кощея Бессмертного видно, что жадный мужчина предпочитает смерть над своим скарбом. В то время как, Старуха из «Сказки о рыбаке и золотой рыбке», являясь пародийным персонажем женской ненасытности, пытается реализовать все свои мечты. У жадной, «ненасытной» женщины отличный от мужчины способ обращения с деньгами – женщина хочет все получить, всем воспользоваться прежде, чем все потерять. Таким образом, народная мудрость подметила прямо противоположные варианты обращения с деньгами жадных людей разного пола.

С точки зрения практической психологии можно определить количество, сумму и предмет денежных затрат и женщин, и мужчин. Как правило, женщины расходуют деньги или на семью (от стирального порошка до мебели), или на то, что можно продать – золото, ковры, антиквариат. Иногда сами женщины могут «именовать» себя «транжирами», покупая дорогую косметику, красивые безделушки, что по наблюдениям психологов расценивается как симптом депрессии. В то же самое время согласно установкам практической психологии вещетерапия (шопингтерапия) значительнее полезнее лекарств и, разумеется, намного дешевле заграничного отдыха (Вагин И., Глушай, 2002; Тарас А.Е., Сельченок К.В., 1999).

Мужчины, наоборот, позволяют себе тратить деньги или на развлечения (казино, рестораны, ипподромы и т.д.), или на так называемые «игрушки» -«понты», которые кроме них никому не нужны - дорогое старинное оружие, супердорогую аудиотехнику. В случае финансового краха «понты» за короткое время трудно реализовать, так как аудиотехника морально устаревает за год, а старинное оружие требует эксперта.

Исследователи также отмечают, что женщины стараются брать в долг минимально необходимые суммы, а мужчины - столько, сколько могут или надеются заработать. Отсутствие денег женщины рассматривают как проблему, которую необходимо решить в ближайшее время, и, наоборот, мужчины зацикливаются на проблеме, составляя основную массу безработных и основную массу химически зависимых людей (Тарас А.Е., Сельченок К.В., 1999). По наблюдениям психологов женщины по сравнению с мужчинами, как правило, аккуратнее и уважительнее обращаются с деньгами. Так, любая женщина никогда не называет деньги «грязными», «деревянными», «зелеными», «капустой», не рассовывает деньги по всем карманам. Следовательно, женщины и мужчины по отношению к деньгам проявляют разные поведенческие стили. Современные женщины, прячась за наигранным романтизмом и легкомысленностью, склонны чаще проявлять здоровый практицизм по отношению к деньгам, чем мужчины, тем самым опровергая миф о женском неумении обращаться с деньгами.

Таким образом, в психологической литературе обсуждаются проблемы психологии денег, функции денег и денежного отношения, способы зарабатывания денег – т.е. значение денег в жизни современного человека.

Универсальная формула жизненного успеха: желание (первый шаг), вера (второй шаг), самовнушение (третий шаг), специальные знания (четвертый шаг), воображение (пятый шаг), планирование (шестой шаг), седьмой шаг – настойчивость, взаимодействие с «мозговым штурмом» (восьмой шаг). Три элемента формулы, из рассматриваемых восьми, являются главными, определяющими: 1) страстное желание успеха в конкретных области и в конкретном его выражении; 2) планирование деятельности по достижению поставленных целей; 3) настойчивость в реализации планов, не признающая поражения.

Вопросы для обсуждения:

1. Карьера: основные понятия.

2. Виды карьеры (линейная, стабильная, спиральная и др.).

3. Философия денег и профессиональная карьера. Мифы о деньгах.

4. Динамика профессионального успеха.

5. Психотехники профессионального успеха. Формула жизненного успеха.

Литература

1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриенко.- М., 1997, 2001, 2002.

2. Деловое общение:УМП/ НФМГЭИ, Т.Н. Васильева., Т.А. Фокина - Н. Новгород, 2003.

Дополнительная литература

1. Пряжников Н.С. Карьера своими силами. Деловая профориентационная игра: Метод. рекомендации. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 2001.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М., 2003.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд. – М., 2007.

4. Зеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М., 2005.

5. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. – М.: НПО «МОДЭК», 1999.

6. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб.: Издательство «Союз», 2000.

7. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

8. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии – путь к успеху: Тесты и рекомендации; дайджест популярных профессий; деловое общение и этикет; регулирование конфликтов и стрессов; управление своим «Я».- Дубна: ООО «Феникс +», 2000.

9. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. – М., 2000.

10. Хилл Н. План достижения успеха. – Мн., 2002.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 17. Психология успешной карьеры | Г. Лессинг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.