Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции менеджмента

Понятие и сущность функций менеджмента

Тема 6. Функции менеджмента

1. Понятие и сущность функций менеджмента

2. Основные функции менеджмента

3. Процессные функции

4. Функции систем менеджмента

5. Функции профессионализации менеджмента

Представители классической, административной школы управления раскрыли содержание управленческой деятельности. Процесс управления ими был пред­ставлен как процесс реализации пяти функций управления (пла­нирование, организация, мотивация, контроль и руководство) и двух связующих процессов (принятие решений и коммуника­ции). Функции управления, представляющие обособленные виды управленческой деятельности, порождены разделением управ­ленческого труда и объединяют однородные по характеру эле­менты управленческого воздействия.

Процесс управления — совокупность и непрерывная после­довательность взаимосвязанных действий управленческих ра­ботников по реализации функций менеджмента, осуществляе­мых по особой технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системы на основе применения управ­ленческих принципов, методов и средств.

Изучение функций управления — одна из главных задач управления, так как любое их изменение приводит к измене­нию структуры управления. Выделение функций управления обусловлено многообразием управленческой деятельности и ме­стом функций в цепочке: цель — функция — решение. Состав функций, следовательно, определяется реализуемыми целями, а состав решений — всей совокупностью функций управления. Таким образом, функция становится связанной с объектом уп­равления и системой управления, являясь в то же время опре­деленной стадией управления.

Итак, функция управления — это обособленный вид дея­тельности, который объективно необходим для реализации целей функционирования. Это обособленный однородный вид де­ятельности, реализуемый путем принятия решений.

Существует несколько подходов к классификациям функ­ций управления. Мы приведем классификацию профессора А. В. Тихомировой. Автор выделяет четыре группы функций:

♦ основные функции менеджмента;

♦ процессные функции менеджмента;

♦ функции систем менеджмента;

♦ функции профессионализации менеджмента.

 

Основные функции менед­жмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальнос­тью использования в разных сферах деятельности. Главная их осо­бенность в том, что каждая основная функция менеджмента пред­ставляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения об­щих результатов социально-экономической системы.

 

Рис. 11.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

Каждый из шести блоков функций, показанных на схеме, представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, проектом, организацией. В каждом блоке — два вида функций, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции одного блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уровней уп­равления и объектов.

Каждая из основных функций выступает критерием выде­ления функционального менеджмента как самостоятельного про­цесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стра­тегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций дает системное пред­ставление о процессах управления любой социальной и социаль­но-экономической системой.

В рамках каждой основной функции можно определить приоритетные средства воздействия, которые наиболее часто используются менеджерами в процессах управления. Состав при­оритетных средств воздействия выбирается менеджером в зави­симости от конкретной ситуации, поэтому в таблице приводится лишь основной их состав.

Основные функ­ции Приоритетные средства воздействия
  Целеполагание Стратегополагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результат, информация Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация
  Планирование Регулирование Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льго­ты, штрафы, пошлины, лицензии, информация
  Организация Координация Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость
  Мотивация и ак­тивизация Стимулирование Потребности, интересы, мотивы, методы, ожида­ния, установки, власть, лидерство, стиль Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера
  Гуманизация Корпоративность Этика, культура, традиции, образованность, право­вое сознание, профессионализм Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, кли­мат, совместимость, карьера
  Контроль Оценка Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

 

Целеполагание как основная функция менеджмента ориен­тирует социально-экономическую систему во времени и в про­странстве. Ее основное назначение заключается в постановке, определении и формулировании целей управления в соответ­ствии с потребностью народного хозяйства и общества в произ­водимой организацией продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом (персонала, технологии, организации, информации). Цели производственно-хозяйственной организации должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.

Стратегополагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на при­оритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

Основная задача менеджеров — добиваться реальных ко­нечных результатов деятельности организации в данной конк­ретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее пер­сонала, а также своих целей и дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их исполь­зовать. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на дру­гой. В процессе управления осуществляется постоянный про­цесс их согласования, определения их соответствия.

Планирование как основная функция менеджмента пред­ставляет виды деятельности по формированию средств воздей­ствия, обеспечивающих единое направление усилий всех чле­нов организации к достижению общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое понятие имеет свое назначение в системе планирования. Так, концепция — это идея, теоретические и методологические ос­новы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая управленческая проблема для ее воплощения в практику проходит стадию концепции. Прогноз — научное предвидение возможного состояния экономики, общества, конкретной орга­низации в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются, как правило, на достаточно долгий период времени. Программа — законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объеди­ненных единой целью и конкретным конечным результатом. В современных условиях формирование целевых комплексных про­грамм в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельнос­ти персонала, с сокращением бюрократических процедур и по­вышением оперативности управления, с более четкой системой ответственности, координации и регулирования деятельности.

Регулирование — вид деятельности по поддержанию режи­мов функционирования организации в сфере действия объек­тивных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации по взаимодействию государственных и рыночных регуляторов. Данная основная функция выполняет роль адаптации менедж­мента к устанавливаемым государством параметрам, таким как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и реаги­рования на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта (ВВП).

Организация как основная функция менеджмента представ­ляет собой вид деятельности по упорядочению совместной дея­тельности людей для достижения целей. При реализации дан­ной функции оперируют категориями «процесс», «система», «коммуникации», «организационно-стабилизационные методы», «организационно-распорядительные средства». Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в систе­ме управления. Поэтому организация управления — это форми­рование условий устойчивости и гибкости социально-эконо­мической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Координация как основная функция менеджмента представ­ляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. Координация рассматривается как дополнение и расширение функции орга­низации. В процессе данной функции осуществляется коорди­нация преимущественно внешних связей руководителями выс­ших уровней отраслевого, регионального, муниципального уп­равления.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности че­рез формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполага­ется использование следующей последовательности взаимоза­висимых категорий: потребности людей — интересы людей — мотивы деятельности — действия людей. Мотивационный под­ход к управленческой деятельности рассматривается как цент­ральная функция менеджмента.

Стимулирование — основная функция менеджмента, свя­занная с процессом активизации деятельности людей и коллек­тивов путем использования стимулов, рычагов, методов как спо­собов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процес­сах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и орга­низаций. Так, по отношению к организации стимулами, активи­зирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций.

Наиболее действенными по отношению к работникам явля­ются формы материального и морального стимулирования.

Гуманизация как основная функция менеджмента отража­ет социальный характер менеджмента и роль человеческого фак­тора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента — не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы обще­ственных отношений в условиях переориентации кадров рос­сийской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента. Гуманизация отношений касается эти­ки деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания.

Этика менеджмента проявляется в этике деятельности фирм, предприятий, организаций, а также в деятельности ме­неджеров, специалистов и всего их персонала Этика как от­расль знаний рассматривает человеческие отношения и поведе­ние людей с точки зрения их соответствия общепринятым, ра­зумным нормам.

Важное место в составе функции гуманизации занимают виды деятельности по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления.

Корпоративность как основная функция менеджмента включает виды деятельности по формированию корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обес­печивается через воспитание и убеждение, через осознание об­щности идей и интересов по формированию корпоративной куль­туры фирмы, ее социально-психологического климата. Данная функция предполагает деятельность как способ организации управления, при котором имеет место широкое участие персо­нала в творческих процессах разработки и принятия управлен­ческих решений. Результатом данного вида деятельности долж­на стать социальная, экономическая и организационная общ­ность коллектива, коллективный дух, например, предпринима­тельства, или настроенность на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойствен­ные российскому менеджменту.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формировани­ем информации о состоянии и функционировании объекта уп­равления (учет), с анализом информации о процессах в произ­водственно-хозяйственных системах и результатах деятельнос­ти (анализ), с работой по диагностике и оценке процессов раз­вития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управле­ния, называют функцией обратной связи менеджмента с объек­том управления.

 

3. Процессные функции

Основным признаком выделения данного вида функций выступает управленческий цикл, обеспечивающий процесс взаимодействия между объек­том и субъектом управления через выработку и реализацию управленческого решения. Роль управленческого решения зак­лючается в разработке и реализации воздействия, которое ма­териализуется в производственной деятельности и ее продукте. Поэтому управленческое решение можно рассматривать как ре­зультат процесса управления, реализуемый в продукте труда производственной деятельности и выраженный через ее конеч­ные результаты.

Назначе­ние процессных функций менеджмента состоит в обеспечении взаимосвязи объекта и субъекта менеджмента путем реализации выработанных средств взаимодействий через управленческие ре­шения. Процесс управленческих решений характеризуется свой­ствами непрерывности, дискретности, альтернативности, соци­альной значимости, оперативности, результативности.

Состав процессных функ­ций менеджмента:

1) Исследование и диагноз ситуации;

2) Выявление и структуризация проблем;

3) Разработка и обоснование альтернатив;

4) Принятие управленческого решения;

5) Управление реализацией решения;

6) Оценка результативности решения.

Важно также отметить, что основные и процессные функ­ции менеджмента взаимосвязаны.

 

4. Функции систем менеджмента

Это третья группа функций менеджмента, которую выде­ляет автор этой классификации. При формировании систем ме­неджмента кроме следования объективным тенденциям разви­тия экономики и менеджмента от менеджеров требуется прояв­ление большого профессионализма в выборе и оценке опреде­ляющих факторов и условий деятельности. В этой группе функ­ций также важен комплексный подход, применение новейших информационных технологий, использование опыта и интуиции. Основные признаки выделения функций систем менеджмента приведены в таблице.

 

Группа Критерии выделения функций Виды функций менеджмента
1. Функции управления организацией   Тип взаимодействия в системе менеджмента Управление: самостоятельным предприятием; АО; объединением (концерном, консорциу­мом, синдикатом, трестом, ФПГ); ли­зингом, франчайзингом, факторингом; материнской компанией, дочерним предприятием, филиалом
Жизненный цикл изде­лий (услуги) Управление: маркетингом; научными исследованиями; проектными разработ­ками; производством; сбытом; постпроизводственным обслуживанием
Факторы производства Управление: персоналом; информационными ресур­сами; трудовыми ресурсами; материаль­ными ресурсами; продуктом; финансами
2. Функции развития     Параметры воспроиз­веденного процесса Управление: инновационными процессами; инвести­ционными процессами; обновлением потенциала; накоплением потенциала; производственной сферой; непроизвод­ственной сферой; внешнеэкономической деятельностью; межрегиональное; ре­гиональное; межотраслевое; отраслевое
Развитие системы ме­неджмента Управление: экономическим ростом; антикризисное; в условиях кризиса; ста­билизацией

 

Выделены две группы функций, отража­ющие назначение систем менеджмента. Первая группа — функ­ции управления организацией — объединяет признаки, харак­терные для любой производственно-хозяйственной организации, разной формы собственности и разного вида взаимодействия производственных звеньев между собой.

Вторая группа функций, выделяемая по признаку назначе­ния системы менеджмента, — функции развития — основыва­ется на концепции управления воспроизводственными процес­сами, акцентирует внимание на формировании в условиях ры­ночной экономики механизмов управления воспроизводством фак­торов производства, технологии, персонала, информации, т. е. ресурсного, организационного, информационного потенциала. Воспроизводственная концепция менеджмента реализуется в его целях, стратегиях, методах, формах организации.

 

5. Функции профессионализации менеджмента

Профессионали­зация — ключевая особенность менеджмента. Именно професси­онализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой формирования данной особенности менедж­мента служит развитие теории и методологии менеджмента, обоб­щение искусства управления и опыта хозяйствования, действу­ющая разветвленная система подготовки менеджеров, разнооб­разные программы и формы обучения. По критерию профессио­нализации менеджмента выделяют две группы функций:

1. Функции профессионализации деятельности:

♦ ментальности;

♦ интеллектуализации;

♦ инновационности;

♦ предприимчивости;

♦ социальной ответственности и риска;

♦ результативности и эффективности;

♦ качества и конкурентоспособности;

♦ управляемости и оперативности.

2. Функции профессионализма менеджеров:

♦ организованности и решительности;

♦ гуманности и этичности поведения;

♦ компетентности;

♦ правового сознания;

♦ инициативности;

♦ целенаправленности.

С развитием менеджмента функции профессионализации управления обогащаются новым содержанием, возникают но­вые функции. В настоящее время активно исследуются пробле­мы профессионализации функциональных менеджеров, а также проблема профессионализации управленческого персонала, со­здаются модели формирования карьеры по основным управлен­ческим профессиям.

Подготовка профессиональных менеджеров в России, пе­реориентация кадров, повышение квалификации — ключевые проблемы в менеджменте.

Вся рассмотренная совокупность функций воздействует на профессиональные требования, предъявляемые к управленчес­кому аппарату и менеджерам, что и составляет содержание функций профессионализации менеджмента.

Существует также традиционный, классический подход определения количества и содержания функций менеджмента. Он был определен основоположниками менеджмента и дополнен практикой менеджмента. В соответствии с этим подходом цикл управленческой деятельности рассматривается как взаимосвязь пяти управленческих функций и двух связующих процессов. В дальнейшем мы дадим детальную характе­ристику этих видов управленческой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы менеджмента | Управленческие решения и технология их применения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.