КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Контроль в процессе управления
Контроль — это наблюдение за достижением организацией своих целей и корректировка отклонений от них. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Контроль связывает воедино все функции управления, так как позволяет менеджерам поддерживать приемлемое положение дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации или переориентации в деятельности организации. Итак, контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. В 20-е гг. XX века Анри Файоль, основоположник классической, административной школы управления дал четкое определение контроля: «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия». Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по реагированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование организаций. Существует несколько классификаций контроля. В соответствии с первой различают две формы контроля — финансовый контроль и административный. Финансовый контроль охватывает все сферы деятельности организации и осуществляется на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнивать плановые расходы с фактическими. Финансовый контроль осуществляют специальные подразделения: планово-финансовое управление, бухгалтерия, отдельные экономисты и бухгалтеры в подразделениях. Функция контроля значительно усилилась в связи с использованием компьютерной техники, которая позволяет осуществлять ускоренно процесс сбора информации, необходимой для реализации данной функции. Применение компьютерной техники также позволяет сформировать и систему централизованного контроля, обеспечивающую своевременный контроль результатов финансовой деятельности организации. Административный контроль ведется на всех уровнях управления организацией и призван оценивать деятельность сотрудников (контроль исполнения). Административный контроль осуществляется постоянно как специальными подразделениями, так и руководителями на всех уровнях управления организацией. Различают также два вида контроля: оперативный и управленческий, или стратегический, — контроллинг. Им будет дана характеристика при рассмотрении этапов контроля. Процесс контроля включает три этапа: 1. Предварительный контроль. Предварительный контроль позволяет проверить готовность организации к началу работы. Эта проверка осуществляется по трем основным направлениям: ♦ управленческие решения; ♦ персонал (человеческие ресурсы); ♦ состояние материальных и финансовых ресурсов компании. 2. Текущий контроль. Основным видом контроля считается текущий. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже вдет, и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. В рамках текущего контроля можно выделить два типа контроля: оперативный и управленческий стратегический, — контроллинг. Оперативный контроль — это контроль за производственно-хозяйственной деятельностью организации (за технологией, качеством продукции и т. п.). Задачей оперативного контроля является обеспечение выполнения производственной программы в режиме текущего времени. Контроллинг нацелен на обеспечение рационального использования ресурсов и конкурентоспособности предприятия и продукции. Он определяет эффективность работы организации, использование ее ресурсов (т. е. производительность труда, материалоемкость, прибыльность). Область задач контроллинга шире только контроля. Он связывает результаты анализа отклонений со всеми уровнями процесса принятия решений, инициирует корректировки в них и в таком понимании является управленческой задачей первостепенной важности. Контроллинг — это система управления. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако это нечто отличное и даже противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг — это управление будущим для обеспечения длительного функционирования организации и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Для текущего контроля характерным является установление стандартов, или нормативов, подлежащих регулярному контролю. Стандарты (нормативы) — это критерии, по которым можно оценивать результаты деятельности. Существует три вида нормативов: натуральные, стоимостные и временные. К натуральным относятся нормы расхода материалов на единицу продукции. К стоимостным нормативам можно отнести смету предстоящих расходов. Временные стандарты определяют время, необходимое для осуществления той или иной задачи. Измерения— самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. Затраты, связанные с измерениями, зачастую предопределяют, стоит ли вообще заниматься контролем. Ведь основная цель контроля состоит не столько в том, чтобы установить, что же происходит на самом деле, а в том, чтобы снизить расходы на производство и увеличить прибыль, и излишние затраты здесь ни к чему. 3. Заключительный контроль. Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов. Он требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования. Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена. Схематично управленческий цикл контроля можно представить в виде схемы следующим образом. Модель циклического процесса контроля 1. Первый этап - Установка стандартов - Выработка показателей результативности 2. Второй этап - Сравнение достигнутых результатов со стандартами - Установка масштаба отклонений - Использование принципа исключения - Измерение результатов - Информирование о результатах
3. Третий этап - Выбор линии поведения (Ничего не предпринимается) - Устранение отклонений, пересмотр стандартов
Именно контроль дает информацию менеджеру о необходимости корректировок (обратная связь) в системе управления. Объектами контроля являются характеристики организации как системы: характеристики входа (все виды ресурсов), процесса (процесса производства изделий или услуг) и выхода (продукта). Контроль в организациях должен осуществляться системно, т.е. контролю подвергаются ресурсы, процесс, продукт. Контроль ресурсов осуществляется на всех стадиях процесса производства и распространяется на все системные характеристики организации. При контроле материальных ресурсов подробно рассматривается техническая, организационная, экономическая целесообразность их применения. Рассматривая техническую целесообразность применения материальных ресурсов, исследуют все возможные материалы и ресурсы, которые можно применить для достижения выбранных характеристик изделия. Организационная целесообразность выбора проявляется в том, что на данной стадии оцениваются все возможности получения ресурсов на тех условиях, которые удовлетворяют организацию. Окончательный выбор ресурсов производится после экономической оценки выбранных материалов. К мероприятиям, обеспечивающим эффективный контроль, относится и выбор такого поставщика, который доказал свою надежность и возможность поставлять материалы в соответствии с техническими и организационными условиями Важное условие состоит в возможности формирования минимальных запасов. Контроль материальных ресурсов осуществляется на всех стадиях: предварительной, текущей и заключительной. Предварительный контроль человеческих ресурсов проводится путем подбора сотрудников, имеющих деловые и профессиональные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Контроль человеческих ресурсов осуществляется и в ходе работы путем оценки выполнения должностных обязанностей, деловой активности и результативности работы сотрудника. Результаты контроля позволяют сделать выводы о необходимости повышения квалификации сотрудника, установлении справедливых размеров выплат заработной платы или его увольнении. Контроль человеческих ресурсов также осуществляется на всех трех стадиях контроля. Контроль финансовых ресурсов проводится с целью оценки деятельности организации или отдельных ее подразделений. Контроль финансовых ресурсов — главный инструмент выработки политики и принятия решений для достижения намеченных текущих и перспективных целей. Контроль осуществляется по стандартным формам, принятым во многих компаниях. Сроки контроля регламентированы, анализ показателей контроля осуществляется на всех уровнях управления организации. Финансовый контроль осуществляют финансовые службы, которые собирают и обрабатывают результаты деятельности за истекший период, отклонения от плановых показателей, в особенности по прибыли и затратам. Контроль оказывает сильное влияние на поведение людей. Неудачно спроектированная система контроля может сделать поведение работников ориентированным на нее, т. е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей, что может вести к выдаче искаженной информации. Организация контроля является одной из самых сложных задач современного менеджмента. Для эффективного его осуществления необходим ряд условий: ♦ наличие планов: чем более точные, полные и интегрированные планы, тем эффективнее может быть осуществлен контроль; ♦ развитый учет (бухгалтерский, финансовый, управленческий); ♦ отлаженная информационная система.
Точная, своевременная и адресная информация — основа эффективного контроля; организационная структура с четко определенной ответственностью руководителей сфер деятельности, производственных и управленческих подразделений, должностных лиц. Чтобы контроль был эффективным, можно определить несколько современных к нему требований. Это: ♦ нацеленность на достижение конкретных результатов; ♦ стратегический характер контроля; ♦ своевременность; ♦ гибкость — простота; ♦ экономичность.
Тема 12. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Общая характеристика процесса мотивации. 2. Теории мотивации 3. Формы стимулирования труда работников
1. Общая характеристика процесса мотивации. Руководитель всегда должен помнить, что даже идеальные планы и совершенная организационная структура не имеют никакого смысла, если люди фактически не выполняют предписанную им работу. Поэтому основная задача мотивации заключается в том, чтобы служащие выполняли свои функции в соответствии с планом и делегированными им обязанностями и полномочиями. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивация — процесс стимулирования человека или группы к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация — это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Потребность — это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других возникающих параллельно с ним мотивов. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. Стимулирование— процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Основные задачи мотивации: ♦ формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; ♦ обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутриорганизационного общения; ♦ формирование у каждого руководителя демократических (коллегиальных) подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным мотивирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость за свое предприятие. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека. Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной. Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации в менеджменте: - Неочевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. - Изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Сами потребности могут противоречить друг другу либо же, наоборот, усиливать действия отдельных потребностей. - Различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других.
2. Теории мотивации Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такая теория базируется на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. Идентификация внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это термин американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дэвида Мак-Клелланда). Содержательные теории мотивации включают: · теорию иерархии потребностей (теория Маслоу); · теорию потребностей высших уровней (теория Мак-Клелланда); · двухфакторную теорию (теория Герцберга). Процессуальные теории мотивации — более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера). Названные теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. С учетом того, что структура потребностей человека определяется его местом в организации или ранее приобретенным опытом, можно сказать, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа (теории). То, что оказывается лучшим для мотивации одних людей, оказывается совершенно непригодным для других. Содержательные теории мотивации. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу. В 1943 г. психолог Абрахам Маслоу высказал предложение, что человеческое поведение определяется широким спектром потребностей. Он разбил эти потребности на пять категорий и расположил их в определенной иерархии, которые показаны на схеме.
Согласно концепции Маслоу апеллировать к потребностям более высоких уровней иерархии возможно лишь после того, как удовлетворены потребности более низких уровней. В итоге вывод: если вы — руководитель, то вам нужно решить, какие активные потребности движут людьми. Поскольку со временем эти потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, сработавшая один раз, будет эффективно работать все время. Оказав большое влияние на развитие теории и практики управления, теория иерархического построения потребностей Маслоу не определяет природу тех или иных потребностей. Жизнь показала, что потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов; необязательно должно быть жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу. И удовлетворение верхней группы потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. В теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные особенности людей, а ведь руководитель должен знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждения. Разные люди любят разные вещи. 2.Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 50-х гг. XXв. Ф. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях. Герцберг выделил две категории факторов: ♦ гигиена; ♦ мотивация. Гигиенические факторы — связаны с условиями выполнения работы. К ним относятся: заработок; межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; степень непосредственного контроля за работой и др. При отсутствии этих факторов у человека возникает неудовлетворение работой, но они недостаточны для мотивации. Мотиваторы — факторы человеческих отношений в бизнесе, которые способны усиливать мотивацию, они связаны с характером и сущностью самой работы. К ним относятся: успех; продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; высокая степень ответственности; возможности профессионального роста. Наличие этих факторов мотивирует людей на выполнение работы. Теория Герцберга — это продолжение и развитие теории Маслоу: мотиваторы сосредоточены на верхних уровнях иерархии потребностей Маслоу, тогда как гигиенические факторы представляют собой потребности нижних уровней. 3. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда. Эта концепция потребностей в продолжение предыдущих изучает и описывает влияние на поведение человека потребности высших уровней: достижения, потребности соучастия и потребности властвования (потребность власти, потребность успеха и потребность в причастности). Потребность власти — желание воздействовать на других людей. Это необязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном понимании, а, скорее, потребность к проявлению своего влияния. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т. п. Мак-Клелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Процессуальные теории мотивации В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: 1. Теория ожиданий. Теория ожиданий своими корнями уходит в 30-е гг. и связана в значительной мере с разработками Курта Левина. Основными же разработчиками данной концепции применительно к мотивации и поведению человека в организации можно назвать В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера. Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |