Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3.2. – Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики

Бюджетное финансирование отраслей материального производства. В соответствии с действующей в Российской Федерации бюджетной классификацией в состав расходов бюджетной системы в сферу материального производства включаются расходы на отрасли материального производства и жилищно-коммунальное хозяйство, и относятся они к расходам на финансирование реального сектора экономики страны.

Общеизвестно, что финансы организаций – исходное звено всей финансовой системы государства, т. к. именно в сфере материального производства создается ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы государства. Таким образом, бюджетное финансирование развития предприятий сфер материального производства является одним из приоритетных направлений в развитие экономики страны.

На сегодняшний день, финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет:

· ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов;

· привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка;

· собственных средств предприятий.

Таким образом, в федеральном бюджете на 2006г. на развитие сферы материального производства было выделено 339,3 млрд. руб. (около 8% всех расходов).

В последние годы произошли значительные изменения в структуре источников финансирования развития предприятий: возросла доля собственных источников при значительном сокращение ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы организаций основываются прежде всего на принципе самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюджетной системой по принципу «бюджета – нетто»: организации привлекают ассигнования из бюджета при недостаточности собственных и привлеченных источников в финансировании текущих и инвестиционных затрат.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства определяется следующими причинами:

1. постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;

2. сокращением участия государства в производственных инвестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизаций предприятий;

3. отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному кругу продовольственных и промышленных товаров;

4. жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, достигаемой как путем исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для её развития, так и благодаря контролю за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.

Более того, сокращение объема бюджетного финансирования затрат сферы материального производства, так же связано с переходом к рыночным отношениям. Таким образом, система расходования бюджетных средств и порядок их выделения претерпели существенные изменения. На сегодняшний день бюджетные ассигнования призваны обеспечить решение наиболее крупных и важных государственных задач, таких как:

1. финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукцией и сделать её конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечивающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и т. д.;

2. сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание экономических условий для совершенствования технологий военного и двойного назначения, позволяющих увеличивать на этой основе экспортный потенциал страны;

3. поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств, так и путем предоставления государственных гарантий для этих проектов;

4. сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;

5. создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Об сокращение бюджетного финансирования свидетельствует и динамика затрат на финансирование сфер материального производства в расходах федерального бюджета (Таблица 5):

 

Таблица 5. Доля затрат на финансирование сфер материального производства в расходах федерального бюджета.

Показатели        
Расходы федерального бюджета – всего, %        
В том числе: Промышленность, энергетика и строительство, % 11,4 2,4 3,0 8,0

 

Из представленных данных следует, что в течение 1990 гг. наблюдалось постоянное снижение доли бюджетных расходов на национальную экономику, определяемое в основном дефицитностью бюджета. С начала 2000 г. ситуация изменилась и осуществляется постепенное увеличение доли и объемов финансирования развития национальной экономики.

Однако в региональных и местных бюджетах данные расходы занимают большой удельный вес, о чем свидетельствует структура расходов на национальную экономику по уровням бюджетной системы. Это обусловлено тем, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ именно на эти бюджеты возлагается основная доля расходов на данные цели.

Стоит отметить, что отрасли транспорта и связи строят свою деятельность на условиях самоокупаемости, однако в бюджетах разных уровней предусматривается финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь, связанных с выполнением государственными структурами своих функций в области обеспечения безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигнования на финансирование государственной транспортной компании «Россия», на поддержку северных аэропортов и т. п. На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на содержание государственного гидрографического предприятия, бассейновых подразделений Госморспасслужбы, спасательно-координационной службы, объектов северных портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации расходов, не покрываемых доходами, от их эксплуатации.

Как видно из представленных данных, финансирование отдельных отраслей экономики в большей мере финансируется из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. По некоторым направлениям эта доля доходит почти до 100%. Преобладание средств федерального бюджета в финансировании таких расходов, как, например, расходов на сельское хозяйство и рыболовство обусловлено необходимостью реализации общегосударственных программ развития данных отраслей экономики.

Государственная поддержка и регулирование отраслей экономики. Поддержка отраслей экономики государством проявляется так же в форме:

· государственной инвестиционной политики, в частности:

а) Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП);

б) Федеральные целевые программы (ФЦП);

· реализации приоритетных государственных программ – национальных проектов.

Федеральные целевые программы (ФЦП) и Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития в рамках системы бюджетного планирования и призваны способствовать достижению высоких темпов экономического роста, позитивным структурным изменениям в экономике и повышению ее конкурентоспособности, улучшению качества жизни граждан.

Это основные и наиболее значимые формы государственной поддержки отраслей экономики, которые направлены на её стабилизацию и развитие, затрагивающие все составляющие элементы отраслей экономики, в том числе поддержку малого бизнеса и проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в каждой из отраслей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неналоговые доходы местных бюджетов | Лекция 3.3. – Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.