КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды памяти в биологических системах
Понятие «память» определить не просто. Это связано с тем, что в разных областях знаний оно имеет различное наполнение. Под эпибиологической памятью нужно понимать все, что связано с накоплением, преобразованием, передачей информации в сообществах, как животных, так и людей. Выделяют следующие типы памяти: генетическую, иммунную, неврологическую. В пределах неврологической памяти можно, например, различать детскую (эйдетическую) и зрелую память; словесную или слуховую; память о недавнем прошлом и давно прошедшем; процессы узнавания и воспоминания и др. Виды памяти можно различать также по некоторым феноменам ее нарушения: память на действия (процедурную); память на названия (декларативную – эпизодическую и семантическую). В соответствии с этапами запоминания принято выделять кратковременную и долговременную память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти (например, номер телефона только что прочитанный или услышанный), не передается в долговременную память, то она быстро стирается. В долговременной памяти информация хранится длительно в доступном для извлечения виде. Следы памяти, или энграммы, упрочняются каждый раз по мере их извлечения. Процесс упрочения энграмм по мере их воспроизведения называется консолидацией следов памяти. Оперативная (рабочая) память связана с хранением информации, необходимой для решения конкретной задачи, в течение времени, которое требуется для ее решения. Тем не менее, она отличается от кратковременной памяти, поскольку к оперативной памяти относятся только те следы, которые были воспроизведены, тогда как в кратковременной памяти хранится и воспроизведенная, не воспроизведенная информация. В оперативной памяти характерно сочетание сиюминутного сознания и мгновенного воспоминания о накопленной ранее информации. Она имеет дело с фактами и цифрами и обеспечивает срочную активацию и кратковременное хранение символической информации, а также возможность манипулирования ею. Кратковременная память зависит от доступности информации, хранящейся в долговременной памяти. Эффективность долговременной памяти определяется сохранностью гиппокампа. Долговременная память в зависимости от участия сознания в процессе запоминания информации делится на эксплицитную и имплицитную. Предполагается, что информация в эксплицитной памяти может храниться бесконечно долго, тогда как следы имплицитной памяти склонны угасать при отсутствии использования. Есть основание считать, что имплицитная памятьвозникла в эволюционном развитии раньше, чем эксплицитная. Эксплицитная память связана с быстрым осознанным обучением. С ее помощью человек различает знакомые и незнакомые события. Многочисленные исследования подтвердили, что структуры, обеспечивающие функционирование этого типа памяти, находятся в височных областях мозга. Имплицитная память связана с медленным обучением, при котором испытуемый иногда сам не знает, чему и как он обучился. Происходит фиксация причинно-следственных отношений с помощью активности систем памяти, не касающихся общего запаса знаний. В этом типе обучения участвуют сенсорные и моторные области мозга, непосредственно контролирующие сенсорные входы и двигательную активность, которые сочетаются в том или ином задании. Таким образом, в основе имплицитной памяти лежит условный рефлекс. Литература основная: 3. Литература дополнительная: 8, 14. Лекция № 9-10. Физиологические аспекты здоровья (4 часа). План: 1. Человек как система. 2. Здоровье – соматическое и психическое. 3. Диагностика и методы анализа индивидуального здоровья. 4. Прогнозирование здоровья и его критерии. 5. Стресс и адаптации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |