Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти в биологических системах

Понятие «память» определить не просто. Это связано с тем, что в разных

областях знаний оно имеет различное наполнение. Под эпибиологической

памятью нужно понимать все, что связано с накоплением, преобразованием,

передачей информации в сообществах, как животных, так и людей.

Выделяют следующие типы памяти: генетическую, иммунную,

неврологическую.

В пределах неврологической памяти можно, например, различать детскую

(эйдетическую) и зрелую память; словесную или слуховую; память о недавнем

прошлом и давно прошедшем; процессы узнавания и воспоминания и др.

Виды памяти можно различать также по некоторым феноменам ее

нарушения: память на действия (процедурную); память на названия

(декларативную – эпизодическую и семантическую).

В соответствии с этапами запоминания принято выделять

кратковременную и долговременную память. Если информация, хранящаяся в

кратковременной памяти (например, номер телефона только что прочитанный

или услышанный), не передается в долговременную память, то она быстро

стирается. В долговременной памяти информация хранится длительно в

доступном для извлечения виде. Следы памяти, или энграммы, упрочняются

каждый раз по мере их извлечения. Процесс упрочения энграмм по мере их

воспроизведения называется консолидацией следов памяти.

Оперативная (рабочая) память связана с хранением информации,

необходимой для решения конкретной задачи, в течение времени, которое

требуется для ее решения. Тем не менее, она отличается от кратковременной

памяти, поскольку к оперативной памяти относятся только те следы, которые

были воспроизведены, тогда как в кратковременной памяти хранится и

воспроизведенная, не воспроизведенная информация. В оперативной памяти

характерно сочетание сиюминутного сознания и мгновенного воспоминания о

накопленной ранее информации. Она имеет дело с фактами и цифрами и

обеспечивает срочную активацию и кратковременное хранение символической

информации, а также возможность манипулирования ею.

Кратковременная память зависит от доступности информации, хранящейся

в долговременной памяти. Эффективность долговременной памяти

определяется сохранностью гиппокампа.

Долговременная память в зависимости от участия сознания в процессе

запоминания информации делится на эксплицитную и имплицитную.

Предполагается, что информация в эксплицитной памяти может храниться

бесконечно долго, тогда как следы имплицитной памяти склонны угасать при

отсутствии использования. Есть основание считать, что имплицитная

памятьвозникла в эволюционном развитии раньше, чем эксплицитная.

Эксплицитная память связана с быстрым осознанным обучением. С ее

помощью человек различает знакомые и незнакомые события.

Многочисленные исследования подтвердили, что структуры, обеспечивающие

функционирование этого типа памяти, находятся в височных областях мозга.

Имплицитная память связана с медленным обучением, при котором

испытуемый иногда сам не знает, чему и как он обучился. Происходит

фиксация причинно-следственных отношений с помощью активности систем

памяти, не касающихся общего запаса знаний. В этом типе обучения участвуют

сенсорные и моторные области мозга, непосредственно контролирующие

сенсорные входы и двигательную активность, которые сочетаются в том или

ином задании. Таким образом, в основе имплицитной памяти лежит условный

рефлекс.

Литература основная: 3.

Литература дополнительная: 8, 14.

Лекция № 9-10. Физиологические аспекты здоровья (4 часа).

План:

1. Человек как система.

2. Здоровье – соматическое и психическое.

3. Диагностика и методы анализа индивидуального здоровья.

4. Прогнозирование здоровья и его критерии.

5. Стресс и адаптации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Потребность, мотивация, эмоция и их роль в формировании поведения | Человек как система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.