Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций. По дисциплине Финансы

по дисциплине "Финансы"

 

Калининград

 

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться и систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен "вывести информацию из долговременной памяти в оперативную", сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (из-за отсутствия времени), он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Настоящий курс лекций имеет целью помочь студентам в решении именно этой задачи применительно к дисциплине "Финансы".

Предлагаемый курс лекций подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов экономических специальностей всех форм обучения.

 

 

Содержание

ТЕМА № 1: Введение в дисциплину "Финансы"………………………..  
ТЕМА № 2: Финансы и финансовая политика…………………………..  
ТЕМА № 3: Финансовая система Российской Федерации……………….  
ТЕМА № 4: Государственный бюджет……………………………………  
ТЕМА № 5: Налоги и налоговая система…………………………………  
ТЕМА № 6: Внебюджетные фонды……………………………………….  
ТЕМА № 7: Государственные и местные финансы……………………….  
Список используемой литературы…………………………………………  
Перечень контрольных вопросов по дисциплине "Финансы"…………...  
Перечень контрольных работ по дисциплине "Финансы"………………..  
  Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.   А.С.Пушкин. Евгений Онегин.

ТЕМА № 1: Введение в дисциплину "Финансы"

Современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков высокоразвитого демократического общества. Свое практическое воплощение это взаимодействие находит в самых различных формах и направлениях: в создании самой инфраструктуры экономической системы; обеспечении благоприятных условий для эффективного функционирования экономики; деятельности полуправительственных экспертно-консультативных организаций с обязательным участием в них деловых кругов; формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики; размещении государственных и муниципальных заказов; корпоративизме в регулировании социально-трудовых отношений и т.д.

Особую значимость и актуальность взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики приобретает в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран, где переход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие произошли при самом активном участии и поддержке государства. Современное положение дел в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о роли и месте властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно экономической и социальной сфер. Однако в настоящее время в России практика такого рода узаконенного взаимодействия и разрешения, возникающих перед обществом проблем находится в процессе совершенствования, что в значительной степени повышает требования к функционированию отечественной экономики.

Это обусловливает необходимость всестороннего исследования отношений, складывающихся между государством и бизнесом, властными и предпринимательскими структурами, государственными учреждениями и отдельными предпринимателями, работодателями и наемными работниками, а также разработок конкретных практических рекомендаций по формированию эффективного механизма принятия решений по широкому комплексу социально-экономических и политических проблем.

В отечественной научной литературе эта проблема исследуется недостаточно. Более того, в последние годы проблема предпринимательства получила достаточно широкое отражение. Многие научные публикации посвящены исследованию сущности и содержания феномена предпринимательства, его генезиса, характеристике преимуществ малого и крупного бизнеса, форм и методов государственной их поддержки. В работах многих авторов обосновывается необходимость государственного регулирования экономических и социальных процессов в современных условиях, формирования институциональных основ ее социальной ориентации. Исследования, в которых затрагиваются те или иные аспекты государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях, самоорганизации современного российского предпринимательства и практики его деятельности подтверждают необходимость реализации комплекса мер по совершенствованию финансово-экономической и хозяйственной структур Российского общества.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку населения.

Очевидно, что успех экономического роста в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Определяющим показателем формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств являются финансовые ресурсы, характеристика и структура которых основана на понятии "Финансы", как самостоятельной экономической категории.

Финансы – это наука о совокупности экономических отношений и взаимосвязей, складывающихся в реальном денежном обороте, обслуживающем сферы производства, обращения и обмена.

Финансы способствуют развитию рыночных институтов, укреплению федеративных основ устройства государства, оптимизации факторов экономической эффективности и социальной справедливости, перераспределению ресурсов в социальную сферу и сферу домашних хозяйств, стимулированию инвестиционной активности предприятий, совершенствованию банковской системы, углублению экономических отношений и формированию международных рынков капиталов.

Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита, зачем нам нужны фондовые биржи, являются ли предлагаемые правительством экономические и социальные программы эффективными, следует ли дальше дотировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, как и зачем нужно совершенствовать налоговую систему и т.д.

Для того, чтобы ответить на эти и ряд других вопросов, необходимо, прежде всего изучить теоретические основы финансов.

Основная задача – понять основу изучения курса "Финансы", его основополагающие теоретические положения – начало начал, отталкиваясь от которых можно и должно углубляться в курс изучаемой дисциплины.

Термин "финансы" произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII – XV в.в.. В дальнейшем термин и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Предметом изучения дисциплины "Финансы" является усвоение знаний о финансовых отношениях связанных с формированием и распределением денежных средств, финансовой деятельности предприятий и организации, а так же определению потребности в финансовых ресурсах, планированию фондов, использованию привлеченных и заемных источников, финансированию затрат, обеспечению эффективного вложения средств. Достаточно велика роль финансов в управлении экономикой. В процессе изучения дисциплины, обучаемые должны знать:

- необходимость, сущность и функции финансов;

- систему формирования и распределения финансовых ресурсов;

- основы устройства финансовой системы государства;

- структуру государственного бюджета и принцип его построения;

- бюджетное устройство и бюджетный процесс;

- формирование доходов и расходов бюджета;

- основные виды внебюджетных фондов;

- систему финансовых отношений, складывающихся у субъектов хозяйствования;

- источники формирования фондов денежных средств и основные направления их использования;

Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которого выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и конкретных субъектов хозяйства.

Знания, полученные в процессе изучения настоящего курса, будут необходимы для успешного изучения специальных дисциплин: страховое и банковское дело, финансовый менеджмент, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, анализ и аудит.

ТЕМА № 2: Финансы и финансовая политика

ЛЕКЦИЯ № 1: Финансы как экономическая категория,

их назначение и содержание

Учебные вопросы:

1. Понятие о финансах и их содержание.

2. Признаки финансов и денежные потоки в финансовых отношениях

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лабораторная работа №4 | ВВЕДЕНИЕ. Актуальность изучения финансов и финансовых отношений выражается в двух основных аспектах:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.