КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационно-правовые формы
Экономика туризма - это прикладная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении туристских продуктов, в целях удовлетворения потребностей, при ограниченности туристских ресурсов и конкуренции за их использование. Предприятий отрасли туризма Предприятие и отраслевой рынок. Деятельность предприятия на рынке, как реакция на конкуренцию и условия спроса-предложения. Классификация предприятий по характеру деятельности, масштабам деятельности. Организационно-правовые формы коммерческих организаций (предприятий). Факторы, определяющие выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования предприятия в туристской отрасли.
Тема 1. Предприятие на отраслевом рынке При исследовании предметов экономики туризма с целью более четкого их осмысления целесообразно выделять: · сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; · объект исследования - экономическое явление; · субъект исследования - человек, группа, государство; · предмет исследования - жизнедеятельность «экономического человека», группы, государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся. В процессе хозяйственной деятельности в сфере туризма экономические отношения (и выражающие их существо экономические законы) между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. В качестве объектов этих отношений в экономике туризма, прежде всего, выступают туристские продукты. Субъектами этих отношений являются человек, фирма (группа), государство (общество), осуществляющие туристскую деятельность или способствующие ее осуществлению и приобретающие в связи с этим специфическое терминологическое звучание: туроператоры, турагенты, их контрагенты - исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, развлекательные комплексы и т.д.) и туристы. Экономика туризма изучает частные закономерности, свойственные туризму, специфические условия и факторы, под влиянием которых экономические законы будут действовать в туризме с наибольшей эффективностью. Она раскрывает место и значение туризма в обеспечении социально-экономического развития экономики страны, региона, мира. Экономика туризма, таким образом, позволяет формировать эффективную экономическую политику в туризме как составную часть общей экономической политики государства или содружества государств. Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах. Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие: · объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах; · содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям; · экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы; · экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма; · экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка; · специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли; · экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне. Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты: · фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.); · фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе; · фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами; · специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.); · специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.) · специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и т. д.); · предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов; · предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.); · рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.); · государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах). Туристский спрос сталкивается со специфическим предложением целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют туристскую индустрию. Структура туристской индустрии представлена на рис. 1.
Характерной особенностью индустрии туризма является то, что она объединяет в себе предприятия, производящие как материальные (товары), так и нематериальные1 продукты (услуги). Этим объясняется особенность и сложность экономики индустрии туризма. То есть продукция туриндустрии состоит из материальных и нематериальных товаров, но основой ее, безусловно, является нематериальная составляющая — услуга (сервис). Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов: · первичные — предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. п.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории; · вторичные — предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т. п.); · третичные — как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т. п.). Туристские предприятия — это самостоятельно хозяйствующие субъекты, которые на основе использования имущества трудовым коллективом производят и реализуют продукцию, выполняют работы, оказывает услуги. Туристские предприятия могут иметь различную форму собственности (государственные, частные, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т. д.), производить туристские товары и услуги для одного или более индивидуумов. Все туристские предприятия являются частью туристской индустрии, которая производит товары и услуги. Туристский бизнес представлен исключительно широко: от индивидуальных туристских предприятий до туристских компаний и разнообразных форм их объединений. Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала предприятия и интересов собственника имущества. Туристское предприятие осуществляет виды деятельности, направленные на организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения, посещение путешественниками знакомых и родственников и прочие цели, не запрещенные законодательством и соответствующие уставу. Туристское предприятие выполняет следующие функции: организация; маркетинг; производство; продажа (сбыт); закупка; финансовая деятельность; управление. Каждый работник является исполнителем одной из этих функций и участвует в повышении эффективности производства. Кратко охарактеризуем функции туристского предприятия: 1. Функция организации должна исключать длительное «межсезонье», частые ремонтные работы, простои производственных помещений, чрезмерное административное влияние, неправильное ведение документации, перегрузку служб, очереди на обслуживание. 2. Функция маркетинга состоит в определении и прогнозировании деятельности предприятия с учетом того, какими будут запросы клиентов через несколько лет, каковы будут скорость и стоимость транспортных перевозок, возникнет ли необходимость менять клиентуру, каким клиенты хотели бы видеть предприятие в будущем и т. д. 3. Функция производства состоит в изготовлении и предоставлении качественного туристского продукта и услуг по конкурентоспособной цене и в соответствии с требованиями клиентов. Формирование нового продукта требует взаимодействия производственной службы, знающей технологические требования, с коммерческой и маркетинговой службами, которым известны требования клиентуры. 4. Функция продажи (сбыта). Весь коллектив должен обеспечивать контакты с клиентами, изучать и искать рынки сбыта для реализации туристского продукта своего предприятия. Функция продажи (сбыта) осуществляется через использование: · банка данных клиентуры (списки, адреса лиц и организаций - постоянных и потенциальных клиентов); · системы информационных контактов с клиентами (каталоги, письма, другая корреспонденция, телефонные переговоры, визиты); · обратной связи с клиентурой; · принятого порядка оформления заказов и проверки их выполнения. 5. Функция закупок осуществляется службой закупок, которая должна полностью удовлетворять потребности производства и сырье (товарах), учитывать сроки поставок, вести переговоры по поводу приемлемых закупочных цен. 6. Финансовая функция состоит в осуществлении кредитных и финансовых операций, в том числе своевременных выплат заработной платы, займов и процентов за их использование, контроля за движением средств предприятия, его платежеспособности. 7. Функция управления обеспечивает достижение туристским предприятием финансовой (извлечение' прибыли, которая позволит обеспечить его развитие) и социальной (участие в развитии национальной экономики и, создании долговременных рабочих мест) целей. Стратегия достижения и совмещения этих двух целей разрабатывается дирекцией под контролем владельцев. Руководство туристским предприятием должно быть централизованным, когда нужно быстро принять решение, и с делегированием полномочий (децентрализованным), когда сотрудникам предоставляются автономия и инициатива.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |