Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность налогов

Понятие налогов и сборов

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:• налог; сбор, гос. пошлина

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в фор­ме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления де­нежных средств в целях финансового обеспечения деятель­ности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из ус­ловий совершения в отношении плательщиков сборов госу­дарственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предо­ставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Налог — необходимое условие существования государ­ства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогопла­тельщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произ­вольное лишение собственника его имущества, оно пред­ставляет собой законное изъятие части имущества, вытека­ющее из конституционной публично-правовой обязанности.

Налоги в российской экономической науке рассматрива­ются как один из элементов системы финансов, являющих­ся в свою очередь элементом экономики.

При таком подходе налог как экономическая категория считается определенной разновидностью производственных отношений. С точки зрения экономики налоги — это сово­купность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП в целях фор­мирования централизованных денежных фондов государства.

Возникновение системы налогообложения стало необходимым условием создания и функционирования сис­темы государственной власти. Передача обществом госу­дарству целого ряда полномочий, связанных, в том числе, с обеспечением охраны общественного порядка, законода­тельным регулированием общественной жизни, потребовало выделения соответствующих ресурсов. В то же время, обладая столь серьезными, полномочиями, государство не могло вести экономико-финансовую деятельность наравне с ины­ми экономическими и финансовыми субъектами.

Решение возникшей задачи было достигнуто путем создания системы обязательного налогообложения. На определенном этапе исторического развития все субъекты, осуществляющие экономическую и финансовую деятельность, приняли обязательство по отчислению в адрес государства или его представителей конкретной доли имеющихся в их распоряжении товарно-материальных ценностей в обмен на гарантии выполнения государством своих обязательств перед обществом.

С развитием системы налогообложения в целях упоря­дочения исполнения товарно-материальных потребностей государства, а также повышения эффективности использо­вании переданных обществом государству ресурсов была создана система, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств стал именовать­ся бюджетным процессом.

Потребности государства для ис­полнения своих обязательств перед обществом на опреде­ленных исторических этапах весьма существенно менялись, и поэтому наполнение государственного бюджета могло производиться не только финансовыми, но и отдельными экономическими ресурсами. Например, до сегодняшнего дня существует так называемый золотой запас государства.

На современном этапе нельзя говорить о полностью фи­нансовом характере бюджетного процесса. Хотя бюджет со­временного государства чаще всего имеет именно финансо­вое выражение, отдельные элементы бюджетного процесса не обладают четкой финансовой формой либо им свой­ственна смешанная сущность. Наиболее ярко данная осо­бенность современного бюджетного процесса проявляется на стадии формирования бюджета. В большинстве совре­менных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются не финансовые, а именно на­логовые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и пу­тем передачи в адрес государства части товарно-материаль­ных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

В то же время часть государственных доходов формиру­ется и благодаря сугубо финансовым или даже экономиче­ским механизмам. Примером формирования доходной части государственного бюджета при помощи финансовых меха­низмов может служить поступление арендной платы за пользование государственной собственностью, экономи­ческих — получение дохода от введения и использования механизма государственных монополий.

Основная функция налогов — фискальная — состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправ­ления финансовыми ресурсами, необходимыми для реше­ния возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.

В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспредели­тельных отношений, представленных органичной совокуп­ностью приходных и расходных бюджетных операций. фискальная функция налогов касается только одной сторо­ны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.

В числе дополнительных (косвенных) функций нало­гов следует назвать:

• регулирующую;

• социальную;

• контрольную.

Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций для:

общей корректировки производственной и социаль­ной активности;

защиты национальной экономики от недобросове­стной конкуренции и внешнеэкономической товарной экс­пансии;

развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности.

Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекатель­ность национального рынка товаров и услуг.

Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для реше­ния задач социального характера имеет цель обеспечения с стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и рево­люций

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение и развитие налогообложения | Элементы налога и их характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.