Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация правоохранительных органов: прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ

Задачи и функции информатизации правоохранительных органов.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Тема 5. Информатизация правоохранительной деятельности

Задачи и функции информатизации правоохранительных органов.
Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.

Структура и состав автоматизированных информационных систем следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности.

Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще.

Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны.

Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации.

Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:

-формирование информационных правовых ресурсов;

-максимально возможное компьютерное оснащение;

-использование современных информационных технологий.

Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и др.

Общим для всех них является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.

Например, обобщение правоприменительной практики (расследовании уголовных дел) может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.

Информатизация прокуратуры.

Деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей органов на местах связана с надзором за исполнением законов и расследованием уголовных дел по наиболее опасным преступлениям.

В силу этого прокуратура получает и обрабатывает большие объемы правовой, политической и социально-экономической информации.

В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО «Прокуратура»).

Цель Концепции заключается в создании за сравнительно короткий срок на всей территории страны единой информационной системы, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Система, в частности, включает следующие задачи:

-создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;

-создание городских, районных и региональных информационно-вычислительных сетей системы прокуратуры, а также центральной информационной сети аппарата Генеральной прокуратуры РФ;

-создание глобальной информационно-вычислительную сети, объединяющей центральную и региональную сети.

Генеральная прокуратура поддерживает тесную связь с информационными системами федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Информатизация органов прокуратуры сосредоточена, в основном, на центральном и областном уровнях. Правда, в последнее время фрагменты современных подходов информационного обеспечения наблюдаются и на районном (городском) уровне. Отдельные городские прокуратуры имеют все компоненты информационной системы.

Министерство юстиции РФ.

Автоматизированная система информационного обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

Министерство юстиции РФ.

Автоматизированная система информационного обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

Основная функция АСИО «Юстиция» – сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в органы и учреждения юстиции, что заменяет традиционные («аналоговые») методы ее обработки.

Центральным звеном системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ), который был создан в 1975 году для обеспечения правовой информацией высших органов власти и управления. Продолжая выполнять эту функцию в качестве национального центра, НЦПИ предоставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.

Созданная в Центре справочная правовая база "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов.

Информация, содержащаяся в базе данных системы "Эталон", обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных "Эталон", включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме.

Научный центр правовой информации проводит значительную работу по созданию в регионах центров правовой информатизации (ЦПИ). Одна из задач этих центров – обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой информатизации создаются во всех регионах РФ.

Концепция и программа информатизации органов и учреждений юстиции предусматривает создание сети центров правовой информатизации в субъектах Федерации, передающих нормативную методическую и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, передачу статистической отчетности из судов и нотариальных контор в органы юстиции.

В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию региональных баз правовой информации.

Региональная система представляет собой совокупность автоматизированных информационных центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств передачи информации в единый программно-технический комплекс.

Основное назначение региональных систем — аккумуляция данных о нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и иные документы региональных органов государственной власти).

Министерство внутренних дел РФ.

Специфика деятельности органов внутренних дел заключается в их функциях:

-охрана общественного порядка;

-охрана собственности;

-охрана прав и законных интересов граждан от преступных посягательств;

-предупреждение и пресечение правонарушений;

-раскрытие и расследование преступлений;

-обеспечение работы разрешительной системы;

-обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

Министерство внутренних дел формирует огромные массивы справочной информации, имеющей правовой характер, так она используется правоохранительными и судебными органами в ходе правоприменительной деятельности.

Например, МВД РФ ведет и использует федеральные учеты, поддерживает банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов.

Основные направления работ по этой проблеме изложены в "Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью", утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции разработаны принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу.

Основными задачами информационно-вычислительных систем органов внутренних дел России являются:

-внедрение перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, локальных вычислительных сетей, типовых программных средств и автоматизированных рабочих мест для обобщения и анализа информации, информационной поддержки оперативно-служебной деятельности горрайлиноргана внутренних дел;

-обеспечение единообразия и совместимости средств вычислительной техники и телекоммуникаций, работоспособности общесистемных и прикладных программных средств, их адаптации с учетом специфики эксплуатируемых автоматизируемых систем обработки информации.

Система интегрированных баз данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, складывается из:

-федерального и отраслевых информационных центров;

-зональных информационных центров, объединяющих данные нескольких территориальных управлений внутренних дел субъектов Федерации;

-региональных информационных центров, содержащих криминальную информацию органов внутренних дел районного звена.

С учетом административно - территориального деления РФ определены три уровня управления и соответственно три уровня информационно-вычислительных сетей.

Федеральный уровень

В информационный фонд данного уровня входит: пофамильная и дактилоскопическая картотеки осужденных и подучетных лиц, досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений; досье на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников; оперативная информация об организованных и коррумпированных преступных группах; сведения о преступлениях и правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них и иная информация.

На федеральном уровне создан и функционирует Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ — специализированное информационное подразделение, располагающее многопрофильными централизованными массивами информации.

Региональный уровень

Региональный уровень управления образуют министерства внутренних дел республик в составе РФ, главные управления и управления внутренних дел администраций краев, областей, городов — всего 98 органов.

При управлениях внутренних дел на местах созданы специализированные подразделения — информационные центры (ИЦ).

На региональном уровне формируются информационные фонды: о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учета, уголовным делам; о лицах, осужденных за совершение преступлений; о лицах, разыскиваемых и без вести пропавших, неопознанных трупах граждан; о предметах преступного посягательства и орудиях совершения преступлений; дактилоскопические учеты и фотоучеты и т. д.

Местный уровень

На местном уровне функционируют отделы внутренних дел администраций городов и районов, линейные органы внутренних дел на транспорте. Здесь на основе документов первичного учета формируется банк данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, где содержится информация о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера и других правонарушениях, правонарушителях и преступниках и другая информация, представляющая интерес для органов внутренних дел.

Важнейшей задачей при реализации проектов информатизации органов внутренних дел является использование ими информационных технологий в ходе осуществления оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Следует отметить, что это направление правовой информатики получило наибольшее распространение и использование в правоприменительной практике еще в так называемую «докомпьютерную» эпоху.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5 | Структура и состав автоматизированных информационных систем следственно, оперативно-розыскной и экспертной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.