Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие спроса и предложения

Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изме­няющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбаланси­рованное состояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спросом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восстанов­ление рыночного равновесия с помощью ценовой и количественной' под­стройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что рынок - то саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавли­вать утраченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.

В неоклассической экономической теории существует два подхода к ис­следованию рыночного равновесия - по Вальрасу (по объему) и по Маршаллу (по цене).

 

Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления в экономической тео­рии, рассматривал установление равновесия между спросом и предложени­ем, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки. Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объеме товара QE и цене РЕ. При повышении цены до Р1, объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производите­ли начнут снижать цены. Под давлением избыточного предложения цена на товар снизится. В ответ величина спроса на данный товар начнет возрас­тать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не «нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса. Напротив, если цена окажется ниже равновесной, допустим, на уровне Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что характеризу­ет рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторо­ну повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство QD(P)= QS(P). Формула показывает, что в модели Вальраса объемы спроса и пред­ложения являются функцией цены. Итак, в подходе Вальраса акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избы­точного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.

Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Вы­дающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Если цена спроса РD1 превышает цену предложения PS1, то та­кая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 до QE, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на уровне РE. Напротив, если цена спроса РD2 окажется ниже цены предло­жения PS2, то производители начнут сокращать предложение товара, а по­требители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения: РD(Q) = РS(Q). Формула показывает, что в модели Маршалла цена является функ­цией объемов спроса и предложения. Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавлива­ется автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложе­ния, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краево­го равновесия, возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении. Эта модель отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если экономи­ческое благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - как свободное, или неэкономическое благо (например, чи­стый воздух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. а).

 


Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, производ­ство которых технологически возможно, но экономически нецелесообраз­но), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения. Так проис­ходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену спроса при их положительном значении (рис б). Допустим, что это золотые унитазы, инкрустированные изумрудами. Конечно, можно представить, что найдется эксцентричный миллиардер, заказавший себе такой товар, но предположение о серийном производстве подобных изделий является слишком смелым. Ситуация с «непроизводимыми» благами может возник­нуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого-либо това­ра, еще не знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.

Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Может ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний? Все зависит от характера функций спроса и предложения конкретного товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обрат­но пропорционален цене, а предложение - прямо пропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия. Однако существуют ис­ключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия.

Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т. е. о способности рынка самостоятельно вернуться в поло­жение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В дан­ном вопросе нам поможет разобраться паутинообразная модель рынка.

Паутинообразная модель (см. рисунок ниже) считается динамической и показывает взаимо­действие спроса и предложения при переходе от одного временного пе­риода к другому. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.

 

 

Рис. Паутинообразная модель рынка

(модель с затухающими ценовыми колебаниями;

с усиливающимися колебаниями цены;

с равномерными колебаниями цены)

 

В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предло­жения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равно­мерные колебания цены.

Рассмотрим подробнее как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену то­вара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руково­дят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на пред­положении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т. е. объем выпуска текущего периода производители планируют в преды­дущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). Производители в текущем периоде T0 предлагают товар в объеме Q0 по цене Р0, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблю­дается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превы­сив равновесный уровень РЕ, устанавливается на уровне Р1. Именно эта вы­сокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в сле­дующем периоде до уровня Q1. Однако в следующем периоде T1 объем спро­са, ориентирующегося на цену Р1 окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Р2. Однако раз­ница между РЕ и Р2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Р1. Соответственно в период T2, объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения преды­дущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме QE при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.

Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой, т. е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о край­ней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неус­тойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.

Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания, т. е. цена колеблется в оп­ределенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэто­му соотношение между спросом и предложением выражается либо как из­быток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе цено­вого коридора), либо как дефицит товара (при движении цены от равновес­ной к нижней границе ценового коридора).

Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых, ис­точником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанав­ливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутинообразной не учитывается важное обстоятельство: экономические агенты учатся на своих ошибках. Поэтому при переходе к следующему периоду они корректируют свои ценовые ожидания. Тогда рынок функционирует более устойчиво.

Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие и фактор времени.

 

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спро­са (рисунок ниже). Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продав­цам. Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количе­ство проданного товара, или произведению PxQ. На рис. а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. б снижение цены в 3 раза сопро­вождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена. То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном сниже­нии цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены.


Рис. Эластичность спроса

 

Коэффициент элас­тичности спроса в зависимости от цены (Epd) представляет собой отно­шение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

 

Epd=∆Q/Q: ∆P/P

 

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. а), мы гово­рим о единичной эластичности спроса (ED= 1). Когда снижение цены вы­зывает меньший рост спроса (рис. б), спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (рис. в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической тео­рии принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не при­нимая во внимание знак «минус».

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие тоъаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предме­том первой необходимости, ожидания потребителя и т. д. Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодопол­няемые товары), например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, карандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрест­ной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товар у:

Epd=∆Qi/Qi: ∆Py/Py

 

При изменении цены на товар-субститут перекрестный коэффициент эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фото­пленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара перекрестный коэффициент эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной элас­тичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных това­ров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе при­водит к сокращению спроса на другие товары, а следовательно, и к сниже­нию их цен. Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежеспособ­ный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы гово­рим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хо­рошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

 

EpI=∆Q/Q: ∆I/I

 

 

где EpI - коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, Q - величина спроса, а I - доход покупателей.

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом пря­мая, т. е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некоторых слу­чаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров низкого качества, с низкими потребительскими свой­ствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доходы-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля. На рисунке ниже показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс от­кладывается уровень дохода (I), а на оси ординат - расходы на потребле­ние данного блага (С).

I

 

Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластич­ность предложения — это показатель относительного изменения предлага­емого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

 

EpS=∆Q/Q: ∆P/P

 

На рисунке ниже показаны три линии предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от струк­туры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производствен­ных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива ка­питала из одной отрасли в другую и т. д.

 

 

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Исходя из этого, наше понимание рыночного равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения с учетом элемен­та времени (рис. ниже).

 

 

 

Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложе­ние этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равно­весия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. а). Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой элас­тичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2, увеличивает цену рав­новесия до Р2. В условиях краткосрочного равновесия (рис. б) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение не­сколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклонной, посколь­ку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Q3 а цена равновесия Р3 становится ниже. Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Вы­сокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия еще более снизилась. Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспособиться к изменившимся ценам в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цена, спрос и предложение | Государственное вмешательство в рыночное ценообразование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.