Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды развития и особенности античной культуры. Культура и искусство древних обществ

Культура и искусство древних обществ

Лекция 3

3.1. Особенности архаических культур: зарождение и развитие

3.1. Особенности архаических культур: зарождение и развитие

Культура периода появления разумного человека, деятельность которого, в отличие от животных, была основана на социальном опыте и создавала мир культуры, - это культура первобытного общества, - самый длительный период человеческой истории, формирования фундамента современного общества.

Начало древнейшей истории человека отдалено от нас 3 млн. лет и имеет общепринятую историческую классификацию по периодам: каменный, бронзовый, железный века (так называемая «система трех веков»).

Все противоречия антропогенеза выразились в кризисе стадных отношений и распаде стадной иерархии, в развитии матрифокальной структуры (протоформы материнской общины) и становлении первобытной модели мира, в которой закреплены бинарные оппозиции (мужское – женское, добро – зло и т.п.).

Самый длительный период истории человечества и его культу­ры — каменный век (40 - 4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа: палеолит (40 - 12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12 - 8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10 - 4 тыс. лет до н. э.).

В палеолите появляется первый представитель рода Homo (Homo habilis – человек умелый), создавший первые орудия. Эта эпоха называется четвертичным или ледниковым периодом или плейстоценом. В период тысячелетних похолоданий происходило физическое развитие Homo. В раннем палеолите известны два различных типа человека, кроме упомянутого Homo habilis, сочетавшего признаки обезьяны и человека, уникальный тип - Homo erectus (человек прямоходящий), известны питекантроп с Явы и его современник синантроп из Китая, использовавший огонь, знавший коллективную охоту, изготавливавший совершенные рубила.

На смену первым людям указанного типа приходят люди сапиентного типа (sapiens – разумный). Живший около 350-150 тыс. лет назад этот тип вытесняется неандертальцем, которого связывало кровное родство, совместное проживание группами, умелое пользование огнем. Неандертальцы жили в Европе от 150 тыс. до 40 тыс. лет назад.

В эпоху позднего палеолита (40 – 60 тыс. лет назад) человек типа sapiens еще ведет непроизводительный образ жизни (охота и собирательство), но обладает более совершенными орудиями из камня, кости, дерева, создает первичную общественную ячейку – общину, обладает высоким уровнем абстрактного мышления, языка. Строение его скелета не отличается от современного человека. Центром каждой большой семьи является женщина – мать, пользовавшаяся уважением всего сообщества.

Культура древнейшего периода носила синкретический характер, то есть в ней не выделялись и не различались изобразительное искусство, театр, музыка, танец.

Сотни тысяч лет назад наш далекий предок впервые на­чал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие растительным орнаментом, различными символами и узо­рами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.

Во второй половине XIX в., когда были обнаруже­ны наскальные росписи во многих точках земного шара, начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ де­ревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некото­рые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Черные, ко­ричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, яркими и влажными, будто их только что нанесли на камень. По­ражала точность силуэтов, передающих упругость и объем сильных и могучих тел.

Пещера Альтамира получила всемирную известность. Затем были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пе­щера).

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оло­вом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности брон­зу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в раз­ное время (3 - 1 тыс. лет до н.э.).

Не часто встречаются и изобра­жения человека (композиция в пещере Ласко (Франция).

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охо­ты, военные эпизоды, культовые церемонии.

Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фи­гуры животных и человека невелики по размеру.

Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражаю­щиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии.

Первобытная скульптура относится к начально­му этапу развития искусства. Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого камня, известняка, реже из мамонтовой кос­ти. Многочисленные женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Запад­ной Европы до Байкала, — носили культовый харак­тер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) — это обобщен­ный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный ха­рактер изображения, они воспринимаются как под­линное творение искусства, настоящий гимн женщи­не. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему камен­ному веку, то есть к палеолиту.

В эпоху неолита появилась керамическая плас­тика, запечатлевшая жанровые сцены из жизни женщины, а также абстрактных идолов с нанесенными и на них геометрическими узорами. На Украине, недалеко от Киева, в Триполье, найдена керамиче­ская посуда, не имеющая аналогов в мировом искусстве. Предназначенная для хранения жидкости, она изготавливалась без помощи гончарного круга.

Сосуды красивой формы из красной глины укра­шали различными орнаментами, в которых преобла­дали мотивы круга и спирали. Линии узора распола­гались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда. Но эти абст­рактные изобразительные формы полны глубокого смысла. Волнистые узоры символизируют течение реки, бегущая спираль — непрерывное движение солнца и времени, ромбы — символ женского божест­ва, посылающего на землю «небесную влагу», крест — солнечный диск, зигзагообразная линия — змея — покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или зла­ковый колос. На стенках сосудов можно различить фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз и быков, собак и птиц. В росписях керамики Триполья использовалась черная и белая краски, в целом же она производила впечатление трехцветной.

Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простей­ших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей уби­того мамонта, покрытых шкурами.

Поселения охотников со временем превратились в деревни земледельцев. Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень в эпоху неолита вырастают первые города. Земледельцы изобрели новые орудия для рубки леса - шлифованные и просверленные каменные топоры, для приготовления пищи, хранения запасов, для культовых целей (глиняная посуда, украшения, фигурки), для производства ткани (пряслица, веретено, ткацкий станок).

Переход к земледелию, названный неолитической революцией, по подсчетам специалистов, продолжался 3 тыс. лет.

С появлением земледелия относительно единый процесс развития человечества резко изменился и стал неравномерным. В десятом тысячелетии до н.э. закончилась суровая ледниковая эпоха и начался голоцен (геологическая современность). В мезолите на Ближнем Востоке были выращены первые зерновые колоски, а спустя 3 – 4 тыс. лет земледелие появляется в Центральной Европе. В результате в тех частях земного шара, где были благоприятные условия (Ближний Восток, Египет), развитие человеческого общества ушло далеко вперед и сохраняло свои преимущества на протяжении тысячелетий; на других территориях развивались более примитивные общественные структуры. И в наше время на Земле живут сообщества, сохраняющие черты культуры периода мезолита.

Период энеолита (энеус – медь, литос – камень) знаменует завершение каменного века, хотя решающие изменения в результате происходят благодаря дереву (деревянное рало) и металлу. Возникает прибавочный продукт земледельца, который меняется на результаты труда высвободившихся от земледелия общинников, укрепляются позиции мужчины в обществе, который обеспечивал основные средства к существованию. Матриархат распадается и его заменяет патриархальный род во главе со старейшиной.

В скотоводческих племенах мужчина обеспечивает свое ведущее положение как воин. Мобильный образ жизни сформировал культ кочевника-воина.

С начала третьего тысячелетия до н.э. в Междуречье и Египте, как уже отмечалось, возникают первые государственные образования с богатыми городами, привилегированными господствующими слоями, царями (фараонами), знатью, чиновниками, регулярным войском, рабами. Исторический процесс впервые фиксировался письменным способом.

В Восточном Средиземноморье достигла расцвета культура бронзы (1800 – 750 годы до н.э.). В середине указанного тысячелетия возникла высокоразвитая культура на территории нынешней Индии с центрами Хараппа и Мохенджо-Даро. В это же время египтяне строили пирамиды Хеопса, Хефрена, а около 2100 года до н.э. шумерский правитель Ур-Намму издает самый древний в мире свод законов.

В бронзовом веке основано Древневавилонское государство, Египет вступает в период апогея своей мощи (период Нового царства), около 1700 года до н.э. в результате природной катастрофы (существуют иные версии) уничтожены дворцы и города Крита, на юге Греции развивалась Микенская культура.

В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обу­словлено религиозными представлениями и верованиями первобыт­ного человека.

Первые сооружения архитектуры — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литос» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработан­ные большие каменные глыбы, расположенные в определенном по­рядке. В конце эпохи неолита, в III—II тысячелетиях до н. э., уже существовали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи.

Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались верти­кально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонталь­но клали другую. Менгиры использовались для совершения ри­туальных обрядов на месте памяти предков. Не случайно, по-ви­димому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии и Франции, Испании и Греции, Азии, Африке и на Кавказе.

В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы. На тихоокеан­ском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические ста­туи в несколько метров высотой. Самые большие мен­гиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохра­нились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.

Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. Они представляют собой четыре верти­кальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов служило местом пребывания души умер­шего предка. Для «общения» ее с окружающим ми­ром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия.

Средние размеры дольменов в плане составляют 2х3 м, их высота достигает двух метров. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например, в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.

Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диа­метре. По кругу они перекрыты каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.

Самый известный кромлех — Стоунхендж (Солсбери, Велико­британия), возведенный на рубеже каменного и бронзового веков, в 1900-1600 гг. до н. э.

Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.

Культура древних обществ (до V в. н.э.) может быть представлена достижениями многих народов. Древние восточные славяне, сибирские, африканские, австралийские, североамериканские, европей­ские и другие народы внесли уникальный вклад в становление земной цивилизации, начальные стадии и целые эпохи мировой истории.

Студентам предстоит самостоятельно изучить темы: культура Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Месопота­мии, Мезоамерики.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте периодизацию древнейшей истории человечества по основным материалам для изготовления орудий труда.

2. Раскройте содержание понятия «синкретичность» применительно к первобытной культуре.

3. Каковы сюжеты живописи и графики периода мезолита и неолита?

4. С какого времени началось систематическое научное изучение первобытного искусства?

5. Первобытная скульптура представлена каменными или костяными фигурками женщин: какое они получили название, объясните его.

6. С каким понятием связан переход от присвающего хозяйства к производящему?

7. Дайте характеристику основных архитектурных сооружений первобытной эпохи.

8. Назовите крупнейшие центры первобытной культуры на территории Европы и нашей страны. Подготовьте сообщение об одной из стоянок на выбор: Афонтова гора, Усть-Кова, Малая Сыя, Белый Июс, Тагенар, Чадобец, Мальта.

9. Составьте рассказ о самом известном в мире кромлехе, воспользовавшись дополнительной литературой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современный миф | Периоды развития и особенности античной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.