КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Периоды развития и особенности античной культуры. Культура и искусство древних обществ
Культура и искусство древних обществ Лекция 3 3.1. Особенности архаических культур: зарождение и развитие 3.1. Особенности архаических культур: зарождение и развитие Культура периода появления разумного человека, деятельность которого, в отличие от животных, была основана на социальном опыте и создавала мир культуры, - это культура первобытного общества, - самый длительный период человеческой истории, формирования фундамента современного общества. Начало древнейшей истории человека отдалено от нас 3 млн. лет и имеет общепринятую историческую классификацию по периодам: каменный, бронзовый, железный века (так называемая «система трех веков»). Все противоречия антропогенеза выразились в кризисе стадных отношений и распаде стадной иерархии, в развитии матрифокальной структуры (протоформы материнской общины) и становлении первобытной модели мира, в которой закреплены бинарные оппозиции (мужское – женское, добро – зло и т.п.). Самый длительный период истории человечества и его культуры — каменный век (40 - 4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа: палеолит (40 - 12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12 - 8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10 - 4 тыс. лет до н. э.). В палеолите появляется первый представитель рода Homo (Homo habilis – человек умелый), создавший первые орудия. Эта эпоха называется четвертичным или ледниковым периодом или плейстоценом. В период тысячелетних похолоданий происходило физическое развитие Homo. В раннем палеолите известны два различных типа человека, кроме упомянутого Homo habilis, сочетавшего признаки обезьяны и человека, уникальный тип - Homo erectus (человек прямоходящий), известны питекантроп с Явы и его современник синантроп из Китая, использовавший огонь, знавший коллективную охоту, изготавливавший совершенные рубила. На смену первым людям указанного типа приходят люди сапиентного типа (sapiens – разумный). Живший около 350-150 тыс. лет назад этот тип вытесняется неандертальцем, которого связывало кровное родство, совместное проживание группами, умелое пользование огнем. Неандертальцы жили в Европе от 150 тыс. до 40 тыс. лет назад. В эпоху позднего палеолита (40 – 60 тыс. лет назад) человек типа sapiens еще ведет непроизводительный образ жизни (охота и собирательство), но обладает более совершенными орудиями из камня, кости, дерева, создает первичную общественную ячейку – общину, обладает высоким уровнем абстрактного мышления, языка. Строение его скелета не отличается от современного человека. Центром каждой большой семьи является женщина – мать, пользовавшаяся уважением всего сообщества. Культура древнейшего периода носила синкретический характер, то есть в ней не выделялись и не различались изобразительное искусство, театр, музыка, танец. Сотни тысяч лет назад наш далекий предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие растительным орнаментом, различными символами и узорами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам. Во второй половине XIX в., когда были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара, начинается систематическое научное изучение первобытного искусства. Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Черные, коричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, яркими и влажными, будто их только что нанесли на камень. Поражала точность силуэтов, передающих упругость и объем сильных и могучих тел. Пещера Альтамира получила всемирную известность. Затем были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3 - 1 тыс. лет до н.э.). Не часто встречаются и изображения человека (композиция в пещере Ласко (Франция). В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Первобытная скульптура относится к начальному этапу развития искусства. Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого камня, известняка, реже из мамонтовой кости. Многочисленные женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Западной Европы до Байкала, — носили культовый характер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) — это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту. В эпоху неолита появилась керамическая пластика, запечатлевшая жанровые сцены из жизни женщины, а также абстрактных идолов с нанесенными и на них геометрическими узорами. На Украине, недалеко от Киева, в Триполье, найдена керамическая посуда, не имеющая аналогов в мировом искусстве. Предназначенная для хранения жидкости, она изготавливалась без помощи гончарного круга. Сосуды красивой формы из красной глины украшали различными орнаментами, в которых преобладали мотивы круга и спирали. Линии узора располагались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда. Но эти абстрактные изобразительные формы полны глубокого смысла. Волнистые узоры символизируют течение реки, бегущая спираль — непрерывное движение солнца и времени, ромбы — символ женского божества, посылающего на землю «небесную влагу», крест — солнечный диск, зигзагообразная линия — змея — покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или злаковый колос. На стенках сосудов можно различить фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз и быков, собак и птиц. В росписях керамики Триполья использовалась черная и белая краски, в целом же она производила впечатление трехцветной. Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простейших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей убитого мамонта, покрытых шкурами. Поселения охотников со временем превратились в деревни земледельцев. Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень в эпоху неолита вырастают первые города. Земледельцы изобрели новые орудия для рубки леса - шлифованные и просверленные каменные топоры, для приготовления пищи, хранения запасов, для культовых целей (глиняная посуда, украшения, фигурки), для производства ткани (пряслица, веретено, ткацкий станок). Переход к земледелию, названный неолитической революцией, по подсчетам специалистов, продолжался 3 тыс. лет. С появлением земледелия относительно единый процесс развития человечества резко изменился и стал неравномерным. В десятом тысячелетии до н.э. закончилась суровая ледниковая эпоха и начался голоцен (геологическая современность). В мезолите на Ближнем Востоке были выращены первые зерновые колоски, а спустя 3 – 4 тыс. лет земледелие появляется в Центральной Европе. В результате в тех частях земного шара, где были благоприятные условия (Ближний Восток, Египет), развитие человеческого общества ушло далеко вперед и сохраняло свои преимущества на протяжении тысячелетий; на других территориях развивались более примитивные общественные структуры. И в наше время на Земле живут сообщества, сохраняющие черты культуры периода мезолита. Период энеолита (энеус – медь, литос – камень) знаменует завершение каменного века, хотя решающие изменения в результате происходят благодаря дереву (деревянное рало) и металлу. Возникает прибавочный продукт земледельца, который меняется на результаты труда высвободившихся от земледелия общинников, укрепляются позиции мужчины в обществе, который обеспечивал основные средства к существованию. Матриархат распадается и его заменяет патриархальный род во главе со старейшиной. В скотоводческих племенах мужчина обеспечивает свое ведущее положение как воин. Мобильный образ жизни сформировал культ кочевника-воина. С начала третьего тысячелетия до н.э. в Междуречье и Египте, как уже отмечалось, возникают первые государственные образования с богатыми городами, привилегированными господствующими слоями, царями (фараонами), знатью, чиновниками, регулярным войском, рабами. Исторический процесс впервые фиксировался письменным способом. В Восточном Средиземноморье достигла расцвета культура бронзы (1800 – 750 годы до н.э.). В середине указанного тысячелетия возникла высокоразвитая культура на территории нынешней Индии с центрами Хараппа и Мохенджо-Даро. В это же время египтяне строили пирамиды Хеопса, Хефрена, а около 2100 года до н.э. шумерский правитель Ур-Намму издает самый древний в мире свод законов. В бронзовом веке основано Древневавилонское государство, Египет вступает в период апогея своей мощи (период Нового царства), около 1700 года до н.э. в результате природной катастрофы (существуют иные версии) уничтожены дворцы и города Крита, на юге Греции развивалась Микенская культура. В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека. Первые сооружения архитектуры — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литос» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. В конце эпохи неолита, в III—II тысячелетиях до н. э., уже существовали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте памяти предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии и Франции, Испании и Греции, Азии, Африке и на Кавказе. В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы. На тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции. Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляют 2х3 м, их высота достигает двух метров. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например, в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т. Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд. Самый известный кромлех — Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведенный на рубеже каменного и бронзового веков, в 1900-1600 гг. до н. э. Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры. Культура древних обществ (до V в. н.э.) может быть представлена достижениями многих народов. Древние восточные славяне, сибирские, африканские, австралийские, североамериканские, европейские и другие народы внесли уникальный вклад в становление земной цивилизации, начальные стадии и целые эпохи мировой истории. Студентам предстоит самостоятельно изучить темы: культура Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Месопотамии, Мезоамерики.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте периодизацию древнейшей истории человечества по основным материалам для изготовления орудий труда. 2. Раскройте содержание понятия «синкретичность» применительно к первобытной культуре. 3. Каковы сюжеты живописи и графики периода мезолита и неолита? 4. С какого времени началось систематическое научное изучение первобытного искусства? 5. Первобытная скульптура представлена каменными или костяными фигурками женщин: какое они получили название, объясните его. 6. С каким понятием связан переход от присвающего хозяйства к производящему? 7. Дайте характеристику основных архитектурных сооружений первобытной эпохи. 8. Назовите крупнейшие центры первобытной культуры на территории Европы и нашей страны. Подготовьте сообщение об одной из стоянок на выбор: Афонтова гора, Усть-Кова, Малая Сыя, Белый Июс, Тагенар, Чадобец, Мальта. 9. Составьте рассказ о самом известном в мире кромлехе, воспользовавшись дополнительной литературой.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |