Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Северное Возрождение

 

Под северным Возрождением подразумевают куль­турное своеобразие Англии, Германии, Испании, Нидерландов, Швейца­рии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствова­ло такое обилие памятников античности, как в Италии.

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.

Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера (1483-1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили кре­стьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе). Протестантизм – третье самостоятельное течение в христианстве после католицизма и православия, оформленное как течение еще в 1521 г.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеран­ская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, кото­рый длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников - Грюневальда (между 1470 и 1475-1528), Дю­рера (1471-1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498-1543) - связан золотой век немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.

Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного време­ни, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер. Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Насле­дие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обшир­ности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Ле­онардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графиче­скими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Дюрер оказал огромное влия­ние на развитие немецкого искусства 1-й половины XVI в. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» - Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрожде­ния, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных про­порций человеческой фигуры и правил перспективного построения мо­жет быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренес­санса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют эпохой Дюрера.

Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд (Матис Нитхардт между 1470 и 1475-1528), и Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Ренессанс в Англии. Английский Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI - начало XVII в., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Конец XVI в. - период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще елизаветинской эпохой. Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бро­дячих комедиантов окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 г. в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.

Первые комедии Шекспира, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Однако на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие изменилось. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Па­дал авторитет государства и церкви. В трагедиях «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспира - мыс­лящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают ут­рату жизненных ориентиров, а окружающий мир не способен помочь им обрести себя.

Франко-фламандская живопись. Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. В те времена именем «Нидерланды», которое сегодня является неофициальным названием Голландии, обозначались северо-восточная часть Франции, территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Границы исторических Нидерландов и современных (Голландии) не совпадают. В эпоху Средневеко­вья старые Нидерланды представляли собой крупный интернациональ­ный ареал европейской культуры.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469-1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509, 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы», в которых высмеива­лись суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свобо­домыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Разви­тие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тес­ных связей с Италией. В наибольшей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в живописи.

Ренессанс представлен в Нидерландах двумя поколениями выдающихся художников. Первое поколение относится к раннему периоду Возрождения и представлено такими именами, как Ян Ван Эйк (ок. 1390-1441), Хиеронимус (Иероним) Босх (ок.1460-1516), Питер Брейгель Старший (1525-1569). Второе поколение нидерландцев пред­ставляет искусство XVII в.: Франс Халс (между 1581 и 1585-1666), Пи­тер Пауль Рубенс (1577-1640), Антонис Ван Дейк (1599-1641), Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669), Ян Вермер Делфтский (1632-1675), Якоб Йорданс (1593-1678).

Шеренгу блистательных талантов открывает величайший живописец Ян Ван Эйк. Его считают главным представителем и одним из родоначальников искусства раннего Возрождения в Голландии. Любое из со­хранившихся произведений Ван Эйка — выдающееся явление в мировой живописи. Одним из них является знаменитый Гентский алтарь (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле Св. Иоанна собора Св. Бавона в Генте. С именем Ван Эйка связывается выдающееся новшество в европейском искусстве — распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). Его именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратил­ся в самостоятельный жанр. Всемирно известный «Портрет четы Арнольфани» (1434) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве.

Совершенно иное художественное явление представляет великий нидерландский живописец Босх. Он обладал энциклопедическими познаниями в теологии и науке, литературе и медицине. Каким-то непостижи­мым образом ему удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции. Все творче­ство художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божествен­ных и адских сил. Ранняя картина Босха «Корабль дураков» несет ино­сказательный смысл: по житейскому морю плывет корабль, которым ни­кто не управляет. Все, кто на нем находятся, — монахи, горожане, крестьяне — предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Фи­гуры людей намеренно уплощены, лица напоминают гротескные маски.

Не только Босху, но другим нидерландским живописцам присущ мистический настрой. В отличие от итальянского Возрождения, носив­шего преимущественно оптимистический характер, Северному Возрож­дению в целом свойственен гораздо больший пессимизм. В нем сильнее чувствовались трагизм, религиозная мистика, ирония и скептицизм. Брейгель, выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик, как бы продолжил художественную линию Босха. В его творчестве пере­плетаются фантастика, опирающаяся на библейские сказания и фольк­лор, и реализм, основанный на глубоком изучении народной жизни. В ранних произведениях он сознательно следовал, если не сказать подра­жал, своему великому предшественнику. Его композиции, полные не­уемного вымысла и гротеска, населены множеством фантастических фи­гур и деталей («Битва сундуков и копилок», «Пиршество тощих»). Поистине золотым для нидерландской живописи стал XVII в. Про­фессия художника была одной из самых популярных; картины приобре­тали не только богатые меценаты, но и бюргеры, ремесленники и даже зажиточные крестьяне. В отличие от других стран национальные худо­жественные школы Нидерландов не знали придворного искусства. Не вмешивалась в творчество живописцев и церковь, поэтому они чувст­вовали себя относительно свободными в трактовке религиозных сюжетов. Всего за полвека в Нидерландах появилось много художников, при­чем действительно выдающихся мастеров насчитывались десятки. В историю мировой живописи вошли имена Рубенса, Ван Дейка, Халса, Рем­брандта, Вермера, Йорданса.

Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По таланту и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Ру­бенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культу­ры XVII в. Современники называли его королем художников и художни­ком королей. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубен­са от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном. Художник создал свой мир - мир богов и героев под стать гиперболическим образам Гаргантюа и Пантагрюэля Франсуа Рабле. Известный французский художник XIX в. Э.Делакруа назвал его «Гомером живописи».

Ван Дейк, ученик Рубенса, явился одним из создателей парадного аристократического портрета XVII в. Ван Дейк рано проявил особую одаренность. Ван Дейк создал огромное количество портретов и картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышен­ным спросом у церковных и светских заказчиков. Персонажи его парад­ных портретов отличаются внутренним благородством и аристократиче­ской утонченностью и вместе с тем живой характерностью.

Рембрандт - величайший художник голландского барокко, один из величайших художников всех времен и народов. Творчество Рембрандта очень обширно: он исполнил более 400 картин (не считая многочислен­ных несохранившихся произведений, известных лишь по упоминаниям в описях и аукционных каталогах), а также 287 гравюр и тысячи рисун­ков. Творчество Рембрандта - полная противоположность творчеству Рубенса. В его картинах, написанных на библейские сюжеты, отсутствует помпезность и драматичность. Рембрандт прославился как величайший мастер светотени, которой он с успехом пользовался, раскрывая таинственные стороны и внутренний психологизм человеческой души.

Вермер вошел в историю искусства как непревзойденный мастер бытового жанра. Его работы отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиций («Девушка с пись­мом», «Служанка с кувшином молока», «Кружевница»). Художник тща­тельно воспроизводит мельчайшие детали повседневного быта. Люди и вещи предстают в его картинах в естественном освещении, подчеркивающем их органическое единство. Опередившее время, искусство Вер­мера не было по достоинству оценено в XVII в. Оно получило признание только у потомков в XIX - XX вв.

Йорданс - один из крупнейших художников XVII в. В его творчестве почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Излюбленные сюжеты - «Праздник бобового короля» и «Как поют старики, так пищат малыши» (народ­ная фламандская поговорка). В своих картинах художник изображает шумные пирушки, столь характерные для быта фламандского бюргерст­ва и крестьянства. После 1630 г. Йорданс приобрел славу первого живо­писца Фландрии. Он выполняет грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции).

Художественный уровень, достигнутый голландцами в эпоху Возрождения, они никогда позже уже не смогли повторить. Их живопись XIX и XX вв. нельзя отнести к числу мировых шедевров, которые устанавли­вают художественную моду и служат образцом подражания для других.

Ренессанс во Франции. Начало французского Возрождения относится к середине XV в. Ему предшествовал процесс формирования фран­цузской нации и образования национального государства. На королевском престоле представитель новой династии - Валуа. Походы француз­ских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенден­ции в искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты начиная с Карла V.

Самым крупным творцом раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и Людовика XI Жан Фуке (1420-1481). Его еще называют великим мастером французского Ренессанса. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшие в первую очередь ясное, рацио­нальное видение реального мира и постижение природы вещей через по­знание ее внутренних закономерностей. Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов. Кроме того, он писал пейзажи, портреты, картины на исторические сюжеты. Фуке был единственным художником своего времени, обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности.

В начале XVI в. Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. Центром культурной жизни стано­вится королевский двор, а первыми ценителями и знатоками прекрасно­го — приближенные и королевская свита. При Франциске I, поклоннике великого Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится офици­альной модой. Итальянские маньеристы Россо и Приматиччо, пригла­шенные Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 г. школу Фонтенбло. Этим термином принято называть направле­ние во французской живописи, возникшее в XVI в. в замке Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также к маньеризму. Школа Фонтенбло прославилась созданием величественных де­коративных росписей ансамблей замка.

В XVI в. закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен Дю Белле (ок.1522-1560) в 1549 г. опубликовал программный манифест «Защита и прославление французского языка». Он и поэт Пьер де Ронсар (1524-1585) явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы эпохи Возрождения - «Плеяды», которая видела свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими языками - греческим и латынью. Поэты «Плеяды» ориентировались на античную литературу.

Среди выдающихся представителей французского Возрождения был также французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедиче­ский памятник культуры французского Возрождения. В основу произве­дения легли распространенные в XVI в. народные книги о великанах (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург). Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев гуманистические идеалы своего времени.

Точку в культурном развитии Франции XVI в. поставил великий философ-гуманист Мишель де Монтень (1533-1592). Книга эссе, отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень трактует его в эпикурей­ском духе — принимая все, что отпущено человеку природой.

Французское искусство XVI-XVII вв. опиралось на традиции французского и итальянского Возрождения. Живопись и графика Фуке, скульптуры Гужона, замки времен Франциска I, дворцы Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня - на всем лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного.

Возрождение в Испании. В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась на фоне усиления католической идеологии, выразившемся в небывалом распространении инквизиции.

После 1530 г. маньеризм завоевал практически всю Европу. Испанцы, и в первую очередь великий Эль Греко (1541-1614), восхищались изящ­ными творениями маньеристов. Византийская традиция плоскостной живописи сочеталась у него с контрастностью ярких и темных тонов, присущей венецианской школе. Испанское влияние отразилось в мисти­ческой манере письма. Он идеализировал изображаемых им людей и, удлиняя их тела и лица, подчинял естественные пропорции выразительно­сти образа. Им созданы религиозные, мифологические, жанровые карти­ны, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», 1586-1588; «Вид Толедо», 1610-1614).

XVII век считается в Испании, как и в Нидерландах, золотым веком. Этот термин обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Веласкес и Мурильо. Крупны­ми художественными центрами стали Мадрид и Севилья.

Франсиско де Сурбаран (1598-1664) был одним из тех мастеров, искусство которых выдвинуло испанскую живопись XVII в. на одно из пер­вых мест в Европе. Необыкновенно мощное чувство реальности опреде­лило характерную особенность художественного языка Сурбарана — приверженность натуре при предельно лаконичной, даже суровой монументальности. Его внимание было сосредоточено на двух областях — портрете и легендах, связанных с жизнью святых.

Диего Веласкеса (1599-1660) называют «портретистом испанского двора». Веласкес создавал не только портреты членов королевской се­мьи, но также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Вакх»), исторические полотна («Сдача Бреды»), постоянно обращался к жанровым сценам («Завтрак», «Пряхи»). Произведения позднего Ве­ласкеса, поэтическому миру которых придан несколько таинственный характер, предвосхищают искусство импрессионистов. Один из них, Мане, назвал Веласкеса «живописцем живописцев».

В литературной области получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547-1616), автор всемирно известного романа «Дон Кихот». В своей книге Сервантес пародирует рыцарские романы, наводнившие испанский книжный рынок. Роман Сервантеса повествует о приключениях рыцаря-идеалиста Дон Кихота, который упрямо отстаивает рыцарские ценности в насквозь прагматическом мире. Хотя книга задумывалась автором как развлекательное чте­ние, она стала для мировой литературы образцом серьезной нравствен­ной литературы.

Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега (1562-1635). Как и его младшие современники Тирсо де Молина (ок.1583-1648) и Кальдерон де Ла Барка (1600-1681), драматург своим поистине необъятным творчеством (свыше 2000 произведений, известны 500) способствовал бурному расцвету испанской комедии, которой то­гда считалась любая трехактная пьеса, написанная в стихах. Перу Лопе де Веги принадлежат исторические и социально-политические драмы, комедии о любви (наиболее известны «Учитель танцев» и «Собака на сене»).

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните общий смысл понятий «Северное Возрождение», реформация.

2. С какого символического события начинается период реформации в Германии?

3. Назовите основные работы величайшего мастера гравюры Альбрехта Дюрера.

4. Охарактеризуйте театральную жизнь ренессансной Англии; какие пьесы Шекспира Вы знаете?

5. В каком произведении Эразма Роттердамского свободная мысль гуманизма выходит далеко за пределы узкой тенденции протестантизма?

6. Охарактеризуйте нидерландский Ренессанс, подготовьте доклад о наиболее ярком, на Ваш взгляд, представителе франко-фламандской живописи.

7. Какой характер носит французское Возрождение?

8. Прочитайте сатирический роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», дайте характеристику героев, воплощающих гуманистические идеалы своего времени.

9. Охарактеризуйте Возрождение в Испании.

10. Почему XVII век в Испании считают золотым веком?

11. С какими произведениями основоположника испанской национальной драмы Лопе де Вега Вы знакомы?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ренессанс в Италии | Европейское барокко
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.