![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стилевые особенности культуры Нового времени
Европейская культура XVII века Лекция 6 Европейская культура XVII века являет собой многоплановый целостный этап в истории западноевропейского искусства. О наивысших художественных достижениях этой эпохи в Испании, Франции, Италии, Голландии, Фландрии мы уже говорили в прошлой лекции. В связи с тем, что именно в XVII веке складывается художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка – стиль, обратимся к рассмотрению сложившихся в XVII веке стилевых систем. Стилевые особенности барокко также были кратко охарактеризованы, поэтому речь пойдет о классицизме и реалистическом направлении в искусстве. Франция XVII века – историческая арена развития классицизма, стиля, решающего изобразительными средствами задачу прославления могущества абсолютного монарха. Классицизм занял главенствующие позиции во Франции в эпоху Людовика XIV, ставшую апогеем абсолютизма. Вместо драматических эффектов барочного зодчества классицизм выдвигает принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с разумной ясностью. Хотя XVII век представляет первый этап классицизма, когда особенности этого стиля не достигли наиболее строгого и чистого выражения, общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасады — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма часто обращаются к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры и прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы. Дух классицизма не благоприятствовал выражению религиозно-мистических идей, и поэтому культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм оставил такие замечательные памятники художественного синтеза, как скульптура и декоративно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле. В изобразительном искусстве классицизма одной из основных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художественное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип разумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения. В противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности: так героям французского художника Пуссена свойственны волевая собранность и спокойное самообладание, ясность и уравновешенность композиции. Фигуры в его живописных работах отличаются строгостью и классической законченностью. В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль. Признавая красоту реального бытия, красоту природы, художники классицизма отдавали предпочтение изображению природы, которая служит не только активным фоном в сюжетных композициях, но часто составляет определяющую основу в общем строе картины. В живописи классицизма (Пуссен и Клод Лоррен) пейзаж не только сложился как жанр, но и пережил определенный расцвет. Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве (монументально-декоративная живопись), а в парадном портрете репрезентативные качества барокко больше соответствовали требованиям абсолютизма. Росписями прославился Шарль Лебрен, придворным мастером парадного портрета был Риго. Наряду с барокко и классицизмом в живописи XVII века складывается принципиально новая, внестилевая форма отражения действительности. Ее появление — одна из важнейших вех в истории мирового искусства. Суть ее в том, что художественный образ возникает не в рамках стиля, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Речь идет о непосредственной связи образов с реальной действительностью. Художественное обобщение здесь достигается путем отбора наиболее типических образов, явлений действительности и раскрытия их существенных особенностей. Уже само разнообразие реального мира служит причиной того, что и различные творческие направления, и отдельные мастера, представляющие эту новую художественную систему, отличаются исключительным разнообразием идей и образного языка. Среди гениальных художников, раскрывавших в своих произведениях существенные стороны эпохи, мы назовем Веласкеса и Рембрандта, а среди бытоописателей бюргерства и крестьянства — Франса Хальса (портрет) и Якоба ван Рейсдаля (пейзаж). Новый внестилевой реалистический метод способствовал невиданному расширению возможностей изобразительного искусства. Возникли новые жанры: бытовой жанр, натюрморт; сложился в самых развитых формах пейзаж, решающие сдвиги произошли в жанрах, имевших вековые традиции (библейские и мифологические композиции, историческая картина, портрет). Это внестилевое искусство XVII века в научной литературе обозначается нередко термином «реализм». При различной степени распространенности новая художественная система развивалась почти во всех странах Западной Европы. Так, в Италии это Караваджо и его последователи, во Фландрии одновременно с Рубенсом и его кругом - Брауэр; во Франции - Луи Ленен, в Испании - Веласкес. Наиболее полное и последовательное выражение эти реалистические тенденции нашли в голландском искусстве, где республиканско-буржуазный строй, отсутствие абсолютизма и засилья церковной идеологии дали особенно благоприятные условия для развития прогрессивных художественных направлений. Творчество великих голландских художников опережает социально-историческое развитие общества, выходя за его рамки и вступая с ним в конфликт. Но нельзя не признать, что безусловные завоевания реалистического (внестилевого) направления сопровождались утерей стилистической целостности, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый ансамбль. Живопись окончательно дифференцируется от архитектуры и скульптуры, усиливается процесс станковизации, т. е. создания станковой живописи, не связанной с окружающими произведениями искусства. Намечаются признаки усилившегося расщепления пластических искусств. Реализм требовал широких обобщений, типического в реальных образах. Вот почему выдающиеся мастера обращаются к библейским и мифологическим сюжетам, позволяющим довести обобщения до уровня мифа при глубокой жизненной и правдивой трактовке образов (Караваджо, Рембрандт). Определенная степень единства, отличающего искусство XVII века различных европейских стран, объясняется не только общностью исторического развития, но и культурным обменом. Италия и, в частности, Рим, остается Меккой художников и превращается в международный художественный центр. Утверждение протестантизма означало своеобразную духовную революцию в Европе XVII века. Она сформировала новые религиозно-идейные основы перехода общества от феодализма к капитализму, к созданию культуры нового типа - техногенной, главными элементами которой стали научно-технический прогресс и частное предпринимательство. Была достигнута экономическая, политическая и духовная свобода личности, осмыслена ее самоценность. Упрочился статус светского знания. Реформация переросла в Просвещение. Один из первых ученых-эмпириков XVII в. английский философ и государственный деятель Ф. Бэкон разрабатывал методы эмпирического познания, он обосновал опытное знание как исходное и необходимое. Его оппонент Р. Декарт из Франции отстаивал приоритетность рационализма в познании и науке. Их работы не столько противоречили друг другу, сколько друг друга дополняли. Наука, особенно механика и математика, активно развивались. Многие знания использовались на практике. Науки и разум рассматривались в качестве основы и главного средства развития материальной и духовной культуры. Утверждению светского образа жизни как новой культуры способствовали литература, поэзия, театр, музыкальное искусство. Повсюду возникали клубы, собрания, ассамблеи, ложи и другие формы общественной организации; сферы, где граждане в соответствии со своим социальным положением и интересами могли проводить время, решать какие-либо вопросы и утверждать себя. Критиковалось невежество и заблуждения рассудка. В художественной культуре возникает классицизм и барокко как два основных стиля. Сложились также другие стили: ампир, рококо, сентиментализм, реализм. Рельефно проявляется критицизм, особенно по отношению к суевериям, бескультурности, религиозным мифам и религиозной морали. Вклад в утверждение и развитие идей Просвещения, их воплощение на практике внесли философы Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза, П.Гольбах, К.Гельвеции, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, И.Кант, И.Фихте, просветители и мыслители Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, А.Баумгартен, Т.Джефферсон, математики и философы Г.Лейбниц, Д'Аламбер, представители искусства Г.Лессинг, Ф.Шиллер, П.Рубенс, И.Бах, Ж.Мольер, Э.Фальконе, В.Моцарт, в поэзии Ж.Лафонтен, И.Гете и многие другие. Активным участником эпохи Просвещения стала Россия. XVI-XVII века вошли в историю европейской культуры как Контрреформация. Папство использовало инквизицию, монашеские ордена, помощь феодалов, активную проповедническую деятельность католических священников. Были созданы новые учебники и учебные заведения для подготовки духовенства. Для восстановления авторитета католической церкви использовались и лояльные к папе и церкви монархи и правительства. Войны этих веков во Франции, Испании, Германии, Чехии, Польше имели религиозно-политический характер. Протестантизм был оттеснен, но отстоял свои позиции и остался непобежденным. Но и католическая церковь укрепила позиции, сохранила свое влияние на многие народы Европы, не добившись, однако, главной цели - восстановления единства западной христианской церкви. Духовная культура Европы имела теперь три важных основания развития: католичество, протестантизм и светское знание, главное содержание которого формировала наука. К XVIII веку из-за экономических, политических и духовных противоречий наблюдается кризис гуманистических идей. Прошедшие первые буржуазно-демократические революции, в Нидерландах и Англии, не решили проблемы равенства, братства и свободы. Новое имущественное расслоение общества на основе частной собственности и наемного труда сохранило социально-классовое и сословное деление. Тем не менее, новый тип культуры был в основном сформирован. Поэтому не случайно XVII-XIX века названы Новым временем, существенной частью которого стало Просвещение.
Вопросы для самоконтроля 1. Объясните общий смысл понятий классицизм, реализм, Просвещение, Новое время, протестантизм. 2. Каковы основные идеи, темы произведений изобразительного искусства, архитектуры классического стиля? 3. Почему классицизм называют стилем французской монархии? 4. Как Вы понимаете укоренившийся в живописи XVII века принцип внестилевой формы отражения действительности? 5. Какие новые жанры возникают в искусстве XVII века? 6. Что такое станковая живопись? 7. Какие три самостоятельных направления христианства утверждаются в XVII веке? 8. Чем объясняется кризис гуманистических идей, проявившийся в XVII веке? 9. Почему период XVII-XIX веков в Европе именуется Новым временем?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |