Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Петровские преобразования и их результаты в области культуры

Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)

Лекция 11

 

XVII век – время перехода европейской культуры в новое качество, приобретения ею черт «рацио», выработки новых идеалов и ценностных ориентаций. Русская культура переживает переходный период, характеризующийся не цельным процессом ренессанса или реформации, а лишь элементами ренессансного и реформационного характера. Это - время для России страшного напряжения и беспокойства, закончившееся появлением первых самозванцев и воцарением династии Романовых, упованием на Святую Русь и принятием раскола православной церкви, открытием Славяно-греко-латинской академии и знаменитыми стрелецкими бунтами. Время Смуты создавало уникальную ситуацию, усилившую элементы рационализма в культуре всех слоев общества. Но кризис средневековой системы ценностей имел сутью своей – «обмирщение культуры». Этот процесс «обмирщения» и становится доминантой культурного развития в XVII веке.

Культура в общем и целом становится самостоятельной и отделяется от религиозного фона, что в конечном счете способствует переосмыслению картины мира и системы ценностей. В системе этих ценностей новой приметой народной культуры XVII века является персонификация жизни, то есть индивидуальная судьба на фоне исторических событий.

Изменились приоритеты книжного знания: «хронографы» занимали место летописей; появляются переводы непривычной для читателя литературы, которая освещала вопросы медицины, биологии, математики, географии, астрономии. Процесс рационализации сознания оказался в явном противоречии с традиционным мышлением.

Яростные споры вокруг религиозных догм довели до жесткого культурного противостояния, культурного конфликта. В результате победа официальной церкви над раскольниками обернулась поражением. Нравственное и духовное раздвоение русского общества способствовало формированию новых качеств личности – личности сумевшей сохранить и скорректировать нравственный идеал труда, долга человека перед самим собой, общиной, правдой, культурой.

Рубеж XVII-XVIII вв. является началом нового этапа в истории России. Содержанием его было разложение феодального способа производства и вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культуре, в конечном счете определив ее особенности. Главное содержание культурного процесса составляло формирование и развитие русской национальной культуры XVIII в. - время кардинального перелома, перехода от «древней» России к новой.

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накапливавшимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру.

Для нового времени характерны также такие процессы, как ускорение темпов и усложнение общественного развития в целом. В результате в культуре намечается процесс дифференциации, появление новых отраслей культуры (наука, светская живопись, садово-парковая культура и пр.) Кроме того, изменяется иерархия отраслей культуры.

Особенностью новой культуры являлось также ускорение темпов развития по сравнению с предшествующим временем, смены стилей (барокко, рококо, классицизм).

Наконец, отличительной чертой новой русской культуры выступает появление авторства, хотя в значительной своей части культура еще продолжает оставаться анонимной.

Под влиянием рационалистических идей значительно меняются также представления о творческом процессе, который начинает восприниматься как закономерное явление, подвластное логике, в котором можно представить себе конечный результат. Проектирование (в широком смысле слова) становится составной частью творчества.

Обоснование идеологии абсолютизма нашло отражение в законодательных актах того времени, а также в трудах сторонников Петра. Первоначально концепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о богоданной природе государства, царской власти. Однако по мере расширения контактов с Западной Европой в Россию проникают раннепросветительские идеи, которые разрабатывались Т.Гоббсом, Г.Гроцием, С.Пуфендорфом. Их идеи о человеческой природе государства порождали представление о том, что государство есть средство преобразования общества, инструмент, с помощью которого можно обеспечить общее благо. Эти теории, а также идеи рационалистов с их верой в безграничные возможности человеческого разума в начале XVIII в. стали в России элементами общественного сознания.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Прокопович. Идеалом абсолютного монарха для Прокоповича выступал Петр I.

В 1714 г. создается первая государственная библиотека, которая впоследствии послужила основой библиотеки Академии наук. В 1719 г. открывается первый русский музей Кунсткамера - тем самым было положено начало сбору естественнонаучных и исторических коллекций, экспонаты которых в дальнейшем вошли в состав Эрмитажа, Военно-морского музея.

Символом эпохи стали ассамблеи, которые были введены по царскому указу в конце 1718 г. Это была новая форма общения людей. На них собирались высшие круги дворянского общества. Здесь в непринужденной обстановке танцевали, играли в шахматы, шашки, вели беседы, приучались к «людности» и «политесу». Правила хорошего тона и новую мораль пропагандировала также популярная в Петровское время книга «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению». Популярной также была переведенная с немецкого языка книга «Приклады, како пишутся комплименты разные», в которой содержались образцы писем разного типа и содержания. Подобная литература, пропагандировавшая новую мораль, новые формы отношений между людьми, способствовала становлению нового быта.

Создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык, в качестве образца для которого выступает московский диалект.

К концу царствования Петра почти во всех крупных городах образуется по две школы — духовная и светская. В первых обучаются дети духовенства, во вторых — дети приказных и солдат. В дворянских семьях преобладает домашнее обучение. Образование в России приобретает сословный характер. Высшая школа все более становится привилегией дворянства.

Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, коммерческих, профессиональных школ. Общеобразовательное знание давалось лишь в той мере, в какой оно было необходимо для технической, профессиональной выучки. Однако важно, что с этого времени школа в России существует как государственное учреждение.

В начале XVIII в. интерес к науке был вызван чисто практическими потребностями государства, которое нуждалось в освоении новых территорий, в добыче полезных ископаемых, в дальнейшем развитии промышленности. В стране возникают первые научно-технические лаборатории. Появляется целый ряд технически изобретений и новшеств (А.Н.Нартов, В.П.Татищев, Я.В.Брюс).

Для освоения и исследования новых территорий и природных богатств было организовано несколько крупных экспедиций. Результаты многочисленных экспедиций имели огромное практическое значение, способствуя развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли. Кроме того, собранный во время экспедиций огромный материал по этнографии, минералогии, ботанике, лингвистике существенно расширил знания о собственной стране, что в свою очередь обогащало чувство патриотизма и национальной гордости русских людей.

Закономерным итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения было открытие Академии наук в Петербурге. Это было новым этапом утверждения науки — оформлением ее как социального института. Официальное открытие состоялось в 1725 г. В состав академии входили «три класса наук»: математический, физический и гуманитарный. Ведущую роль играли два первых класса. Особенностью петербургской Академии было то, что она объединяла три учреждения, которые в Западной Европе действовали самостоятельно, — университет, т. е. «собрание ученых людей, обязанных обучать молодых людей наукам», гимназию, которая готовила учеников для прохождения курса в университете, собственно Академию, т. е. «собрание ученых и искусных людей». Таким образом, в Академии были объединены научно-исследовательские и педагогические функции, что диктовалось необходимостью решения двуединой задачи - подготовки собственных научных кадров и развития науки.

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но не их трудами была создана русская наука. Крестьяне М.В.Ломоносов и М.Е.Головин, солдатские дети И.И.Лепехин, С.П.Крашенинников и В.Ф.Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы АД.Нартов, гидротехник и строитель калмык М.И.Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И.И.Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И.П.Кулибин - вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

Преобразования в жизни России на рубеже веков вызвали значительные изменения в архитектуре и градостроительстве. Начинается градостроительство со строгой планировкой улиц, площадей, административных зданий, дворцов, которая как бы воссоздает регламентированность и иерархичность жизненного уклада абсолютистского государства.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица - Санкт-Петербург, задуманная как образец новой культуры. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города. Это был первый русский город, который строился по определенным правилам — прямые улицы, соблюдение требование высоты зданий. По существу здесь была заложена новая эстетическая концепция — строгая архитектурная дисциплина, отсутствие русской живописности. Характерной особенностыо Петербурга стало строительство по образцовым проектам. Этим достигалась общность архитектурного решения массовой застройки. В 1714 г. были разработаны проекты «образцовых» домов для «именитых», для «зажиточных», для «подлых». Были приглашены иностранные архитекторы. Из их числа наибольшее воздействие на развитие русской архитектуры оказали Ж.-Б.Леблон (им был разработан первый проект планировки Петербурга в 1716 г.) и Д.Трезини (им был построен Петропавловский собор и Петровские ворота в Петропавловской крепости, спроектировано здание Двенадцати коллегий, разработаны проекты «образцовых» домов). В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были основанные в первой половине века города-крепости и города-заводы. Особое значение имел опыт строительства Таганрога, Воронежа, Азова, перепланировки таких городов, как Оренбург, Тверь и мн. др.

Однако в Москве не удалось реализовать идею регулярного города. Вместе с тем здесь появляются новые постройки, складываются своеобразные приемы в архитектуре. Характерным памятником московского зодчества начала XVIII в. является храм Архангела Гавриила (Меншикова башня), построенный И.П.Зарудным. Церковь является ярким примером соединения традиционных архитектурных форм (традиционная схема церковного зодчества восьмерик на четверике) с новыми элементами (ордерные элементы и шпиль).

Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавшим в России, был Ф.Б.Растрелли, сын итальянского скульптора К.Ф.Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV. Архитектурно-строительный опыт он приобрел в России и занял в архитектурном мире России наивысшее положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740 - 1750 гг. Наиболее известные его творения — это ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и С.Г.Строганова в Петербурге, Зимний дворец в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем, работавшим в России, был А.Ринальди. В своих ранних постройках он находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать, что Ринальди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец, построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге, относимый к уникальным явлениям в архитектуре России, дворец в Гатчине, ставший загородной резиденцией графа Г.Г.Орлова. А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко - пятиглавие куполов и высокую многоярусную колокольню.

Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был архитектор А.Ф.Кокоринов. К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге. Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого здания соответствовали всевозрастающему престижу русского искусства.

Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы, по праву считается В.И.Баженов. Начальные познания в зодчестве он получил в архитектурной школе Д.В.Ухтомского и в гимназии Московского университета. Дипломант Французской академии художеств, профессор Римской национальной академии искусств, член Флорентийской и Болонской академий художеств - поистине мировое признание его таланта.

К наиболее значимым строениям этого периода стоит отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве, неподалеку от Кремля, что определило компактную и в высшей степени оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма. Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением творчества В.И.Баженова предстает проект строительства Михайловского замка в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со значительными изменениями дворец был достроен архитектором В.Ф.Бренном.

Еще один выдающийся русский архитектор - М.Ф.Казаков. Творческим кредо Казакова был классицизм в его строгом проявлении. Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле, сооруженное им в 1776-1787 гг. Следующим крупным общественным зданием, возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой улице. Это здание является прекрасным образцом классицизма, соответствующим престижу русской науки своим строгим и репрезентативным видом.

Первая четверть XVIII в. отмечена появлением новых тенденций в живописи. Значительным явлением стала портретная живопись, в основе формирования которой лежал повышенный интерес к личности человека. Портретный жанр становится ведущим в изобразительном искусстве.

Наиболее интересным явлением в искусстве Петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин, который ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых Петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с веком его триумфы, а под конец - трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения. Используя общеевропейский опыт, художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Кисти его принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны. Пожалуй, самыми сильными произведениями Никитина являются портрет государственного канцлера Г.И.Головина, «Портрет напольного гетмана», портрет С.Г.Строганова и картина «Петр I на смертном ложе». Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника - он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск.

Наряду с портретом в первых десятилетиях XVIII в. получают свое развитие и другие жанры — историческая композиция, батальная живопись. Большое распространение получает гравюра, которая существовала в форме книжной иллюстрации и самостоятельных станковых произведений. В гравюрах преобладали батальные сюжеты, городские пейзажи, портреты. Крупнейшими мастерами гравюры начала века были братья Алексей и Иван Зубовы.

Живопись последних десятилетий XVIII в. отличается значительным разнообразием и полнотой. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII в. связаны с искусством портрета. Творчество Ф.С.Рокотова составляет одну из самых обаятельных страниц русской культуры.

Современником Рокотова был Д.Г.Левицкий. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов, и светская красавица Урсула Мнишек, и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци. Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в «Видении Мурзы» Г.Р.Державина.

В.Л.Боровиковский как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII в. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Большое внимание художник уделяет миниатюрным портретам.

На протяжении всего XVIII в. русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи - портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

В XVIII в. в России происходило небывалое развитие ваяния. Появляется новая, западноевропейского типа скульптура. Скульптура не имела столь богатых традиций в Древней Руси, как живопись и архитектура. В начале XVIII в. постепенно начинают осваиваться все жанры станковой и монументальной скульптуры. Самой крупной фигурой этого времени в области скульптуры был К.Растрелли. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма. Наиболее полно овладевает принципами зрелого классицизма Иван Мартос. Особенно заметный след он оставил в разработке темы классического надгробия и городского монумента. Он был известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным произведением.

Ф.Шубин становится непревзойденным мастером скульптурного портрета, выполняет множество заказных портретов. Это были бюсты А.М.Голицина, 3.П.Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. В поздних работах художника заметна и другая тенденция — усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г.А.Потемкина, Е.М.Чулкова, М.В.Ломоносова и др. Ф.Шубин показал своих современников в неповторимости индивидуальных черт их характера и склада души.

Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.МФальконе. Созданная им в России всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера, став символом, олицетворявшим не только великие деяния Петра, но и преобразованной им России.

XVIII в. стал временем, благоприятствующим развитию русской художественной культуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

В XVIII в. в российской культуре складывается новая система ценностей. В предшествующий период в этой системе религиозные ориентации доминировали над мирскими и политическими. В первой четверти века происходит инверсия этих начал русской культуры, православие ставится на службу государственным интересам. На смену религиозной традиционалистской ментальности (с принципом «служения государю») пришли новые светские принципы, главный из которых — «служение Отечеству» — как принцип национально-культурной идентификации. В эпоху Петра произошел разрыв государства со своим прошлым. Это привело к тому, что оно было вынуждено постоянно ориентировать свою политику на европейские институты и ценности, которые под влиянием традиционной этнической культуры коренным образом трансформировались. Сущностностные новации европейской цивилизации, ее ценностная система оказались не востребованы Россией. Предметом ее европеизации были в основном социально престижные формы культуры (например, художественной) и новейшие технологии промышленного производства.

Реформы раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации». Основные черты первого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Господствующими принципами здесь были коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала традиции народной культуры, культивировала обряды, обеспечивавшие непрерывность и жизненность традиций. Второй уклад — западного типа. Его представляла профессиональная интеллигенция и предприниматели-промышленники. Между «почвой» и «цивилизацией» пролегла непреодолимая пропасть. Практически в рамках развития одной страны сосуществовали две культуры, два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший ее развитие в XVIII-XIX вв.

Становление русской национальной культуры сопровождалось интенсивным ростом национального самосознания, осваивались идейно-образная система и язык художественной культуры нового времени и утверждались самобытные черты национального искусства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику процесса «обмирщения культуры».

2. Объясните смысл культурного конфликта, расколовшего российское общество.

3. Какие новые отрасли культуры развиваются в период петровских реформ? Какие рождаются новые стили в XVIII веке?

4. Какие прообразы абсолютизма Вы могли бы обнаружить в культуре?

5. Когда открылся первый русский музей – Кунсткамера?

6. Охарактеризуйте особенности светского образования. Когда в России был образован первый университет?

7. В чем состоит значение российских академических экспедиций?

8. Дайте подробную характеристику новаций в архитектуре и градостроительстве столицы и провинциальных российских городов.

9. Есть ли в Вашем городе архитектурные сооружения, датируемые XVIII веком?

10. Назовите великих архитекторов России XVIII века, охарактеризуйте кратко их выдающиеся творения.

11. Охарактеризуйте живописные жанры и их ведущих зачинателей.

12. Что такое ваяние? Что Вы знаете о русских скульпторах XVIII века?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русское деревянное зодчество | Русская культура рубежа XIX-XX вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.