Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Советской России

Советская литература второй половины XX в. и культура постсоветского периода

Русское зарубежье

Культура Советской России

Русская культура советского периода

Лекция 13

 

 

Октябрьская революция 1917 г. оказалась великим переломом в судь­бе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивав­шаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в пери­од серебряного века высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена, и ее движение пошло резко вниз. Перелом был совершен сознательно, строился по заранее составленному плану и не представлял собой стихийной катастрофы.

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразуме­валось создание невиданного в истории - пролетарского - типа куль­туры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, рас­пространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монумен­тальных художественных произведений, воспевающих трудовые подви­ги простых людей и т. д. Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Российской дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще меньше, поскольку капитализм в России, если считать по фор­мальным критериям, существовал всего 57 лет (1861-1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся многими столетиями, а возраст второй перевалил за 150 лет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени.

Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в одночасье решили расправиться с той и другой как с ненужным наследием прошлого. В пылающий костер революции поле­тели не только иконы и хоругви, но и томики стихов Пушкина. Лозунг первых лет советской истории «Сбросим Пушкина с корабля современности!» воплощался с жестокой последовательностью и при полной под­держке властей. Собственно говоря, он, великий перелом, ими и был инициирован. Происходившая в ту эпоху культурная революция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорга­ническую модернизацию.

За создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государ­ственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за куль­турой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В.Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функциониро­вавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации - Всероссийский учительский союз, Союз деятелей худо­жественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры — «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т. п.

Уже в 1917 г. перешли в «собственность и распоряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С.Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И.Даля, И.В.Цветаева.

Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось политическим преследованием: шахтинское дело, процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физическое уничтожение русской интеллигенции.

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфа­ки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подго­товке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы; здесь использовался «лабораторно-бригадный метод», при котором один ученик отчитывался за всю группу). В результате уже в 1933 г. по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию вместе взятых.

Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуата­ции их труда», как провозглашалось на VIII съезде РКП(б). Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей. Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, дол­жен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновремен­но национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защи­ту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраива­лись музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с 1918 по 1923 г. было создано около 250 новых музеев. Началась рестав­рация некоторых памятников. В 1918-1919 гг. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924 г. - 2271. Дек­ретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. была национализирована фото­графическая и кинематографическая промышленность. Работу кинофаб­рик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г. - в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкаль­ные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были соз­даны новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные кол­лективы.

Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских домах и церквях устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие культовые соору­жения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч хра­мов и монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. В городах уничтожались сотни старых памятни­ков, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров, пере­именовывались улицы и площади.

Образование стало государственным, что повлекло за собой ряд последствий. Во-первых, администрация школы и вуза, лишившись академических свобод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату, который назначал и сменял кадры преподавателей, определял кво­ты на прием студентов. Во-вторых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, резко расширялись масштабы и объем народного образования, к бесплатному государственному образованию получали доступ практически все слои населения. В результате уже в 1921 г. количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены - не требовался даже документ об окончании средней школы.

В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 г. вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывавший все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И.Калинин, В.И.Ленин, А.В.Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1917-1920 гг. грамотой овладели около 7 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи 1939 г., численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялась до 90%. Количество уча­щихся в общеобразовательной школе превысило 30 млн. человек по срав­нению с 7,9 млн. в 1914 г., а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследо­вательских учреждениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 г. почти в 10 раз.

Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели передовыми достижениями науки того времени, а в ФЗУ (фабрично-заводских училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и граничил с функциональной неграмотностью (уме­нием читать, но неспособностью разбираться в прочитанном). Советское правительство поступило так, как, наверное, поступило бы на его месте любое другое поставленное в крайние условия руководство: из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и ученых, необходи­мость восстановления разрушенного войной народного хозяйства, а за­тем широкое строительство тысяч новых предприятий требовали быст­рейшей подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими противниками, требовался мощный оборонный потен­циал. В подобной ситуации все ресурсы были брошены на подъем техни­ческих наук и оборонной промышленности, где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы.

С тех пор соотношение бюджетных средств, выделяемых государством на развитие науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и естественного знания, в 30-е годы такая политика при­несла свои плоды. На основе научных изысканий академика С. В. Лебеде­ва (1874-1934) в СССР впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А.Ф.Иоффе (1880- 1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В 30-х годах совет­ская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета.

Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскрепощения и свободы поиска, царившей все 20-е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, теории. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеологии, нежели приказывать, за­прещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И.Ленин впервые про­явил принудительные методы по отношению к нелояльным философам, ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей, составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого разного идеологического толка, на универси­тетских кафедрах можно было встретить оголтелого марксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке — спорящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся говорить о том, какой идейной позиции он придерживается.

Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стала деятельность трех великих поэтов - В.Маяковского, А.Блока и С.Есенина.

Хотя вся публиковавшаяся в советские годы художественная, научная и публицистическая литература может называться официальной, да­леко не все советские писатели, даже оставшиеся в стране, выражали внутреннее согласие с идейными установками большевистской партии, которые прямолинейно проводились частью чиновников от культуры, занимавших министерские посты и ответственные должности в отделе пропаганды и науки ЦК КПСС. Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечелове­ческим и общегуманным соображениям именовались внутренней эмиграцией.

Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода - А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, A.M.Горький, Д.А.Фурманов, М.М.Зощенко, К.А.Федин, М.А.Шолохов, Л.Н.Толстой, Вяч.Вс.Иванов, Л.М.Леонов, А.П.Платонов, М.А.Булгаков, Ф.В.Глад­ков, Б.Л.Пастернак, К.Г.Паустовский, В.П.Катаев, К.М.Симонов, И.Г.Эренбург, А.Т.Твардовский, А.А.Фадеев, Д.А.Гранин, А.И.Солженицын, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Р.И.Рождественский, Г.Я.Бакланов, Ю.В.Бондарев, А.А.Ананьев, В.П.Астафьев, Ф.А.Абра­мов, В.И.Белов, В.Г.Распутин и др. - не найдется практически ни одно­го, кто не побывал бы во «внутренней эмиграции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзоповым языком, других, желающих во всем быть искренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или довольно часто до алкоголизма. Послед­нее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности.

Творчество А.П.Платонова (1890-1951) («Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море») искусствоведы ставят в один ряд с величайшими фантасмагористами XX столетия. Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя ге­ниальный русский писатель М.А.Булгаков (1891-1940) («Бе­лая гвардия» (1927), «Дни Турбиных» (1926), «Бег» (1928), «Мастер и Маргарита»).

В живописи серебряный век продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Рас­цвет русского абстрактного искусства пришелся на период первой миро­вой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасаю­щая разруха гражданской войны не остудили творческий жар русской интеллигенции.

После 1915 г. Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 г. именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кончаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок «Супремус» (Малевич, Розанова, Попова). В Москве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открываются художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной культуры (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).

Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В.Кандинскому (1866 - 1944). В 1910 г. он создал первое абстрактное произведение — хаотичное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих, и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве». С этого момента в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее назва­ние абстрактного. В 1911 г. вместе с Францем Марком Кандинский соз­дает знаменитое объединение «Синий всадник». Художники организуют выставки, налаживают издание альманаха. Период с 1909 по 1914 г. был самым интенсивным, Кандинский написал около 200 картин.

В 1921 г. он становится одним из органи­заторов и вице-президентом РАХН. В 1921 г. Кандинский уезжает из Москвы и возвращается в Германию, где становится профессором Бау­хауза в Веймаре. Этот период был самым продуктивным в его творчестве. Художник достигает всемирного признания, его персональные выставки проходят во многих странах Европы и США.

Другим творцом современного искусства стал К.С.Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus -высший, последний), или искусства геометрической абстракции. В 1915 г. Малевич выставил в Петрограде 39 «беспредметных» произве­дений и среди них — «Черный квадрат». Одной из центральных фигур русского авангарда был В.Е.Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, тече­ния, которое до 1921 году официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства. Сущность конструк­тивизма составляла идея практичного, утилитарного использования аб­страктного искусства. Татлин и конструктивисты прославились одним из самых грандиозных сооружений начала XX в. - памятником III Коммунистическому интернационалу (1919-1920). Спиральная башня высотой 400 м включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшие­ся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радио­станции, которая должна была распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня Татлина», превосходившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, органи­зации, готовившей человечество к мировой революции.

Конструктивизм оказался чрезвычайно плодовитым не столько в фундаментальной, сколько в прикладной сфере искусства. От него бе­рут начало два культурных начинания XX в. — дизайн и производствен­ное искусство, которое считается ветвью или направлением дизайна. Производственное искусство — направление в российском дизайне 1920-х годов, сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связа­но с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О.М.Брик, А.М.Ган, А.М.Родченко, В.Ф.Степанова и др.) выдвинули социально-утопический идеал преобразующего старый быт «художника-инженера», который, отвергнув традиционные станковые виды творчества, создает новые, строго функционально обусловленные бытовые вещи, реформиру­ет визуальную рекламу, орнаментику тканей и полиграфию, конструирует выставочные пространства как зримые прообразы будущего.

Одной из ключевых фигур в искусстве XX в. являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н.Филонов (1881 - 1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда — так называемого аналитического искусства.

Панорама русской живописи XX в. будет неполной без освещения та­кой колоссальной фигуры, как М.Шагал, один из крупнейших представителей сюрреализма. Франция стала его второй родиной, здесь он создал большое число гравюр, литографий, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. Шагал оказал колоссальное влияние на все мировое искусство.

В первые годы Советской власти живопись раскололась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был пред­ставлен талантливой плеядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Дру­гой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически ангажированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма. В конечном итоге он и победил, вот почему произведения 30-х годов посвящены прославлению либо счастливой деревни после коллективизации (С.В.Герасимов, «Колхозный праздник», 1937) и доблести и силы армии (С.А.Чуйков, «На границе», 1938), либо руководителей партии, среди которых ведущее место зани­мает Сталин.

В 1939 г. был репрессирован гениальный режиссер, актер, педагог и реформатор театра В.Э.Мейерхольд (1874-1940). Он хотел сделать театр политическим и агитационным действом, в котором зрители долж­ны были участвовать наравне с актерами. На раннем этапе он разработал символическую концепцию «условного театра», а после 1917 г., возгла­вив движение за переоценку эстетических ценностей, создал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеоб­разное применение принципы конструктивизма.

В 30-х годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрям­ляя улицы и прокладывая новые проспекты, строители разрушили мно­жество древних храмов и монастырей. В 1934 г., согласно плану реконст­рукции Москвы, был уничтожен главный памятник России - храм Хри­ста Спасителя, возведенный на народные деньги и посвященный Отечественной войне 1812 г. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX в.: П.К.Клодт, А.В.Логановский, Н.А.Рамазанов, Ф.П.Толстой, В.В.Верещагин, К.Е.Маковский, В.И.Суриков и др. Отечественные градостроите­ли добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятни­ков мировой культуры.

Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М.Горький (1868-1936). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художествен­ной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оце­ненная современниками (Е.И.Замятин, А.М.Ремизов, В.Ф.Ходасевич, В.Б.Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие куль­турные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие Дома ученых и Дома искусств. В 1934 г. он возглавил Союз пи­сателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г. Горький написал роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», являющуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет. Несомненно, Горький являлся одной из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий и советской литературы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте пролетарский тип культуры.

2. В чем заключался практический смысл культурной революции?

3. Как отразились процессы национализации на судьбе культурного наследия «старой» России?

4. Каковы последствия огосударствливания образования?

5. Каким сферам культуры были отданы приоритеты?

6. Чем характеризуется состояние внутренней эмиграции, эскапизма?

7. Почему, на ваш взгляд, советская действительность породила творчество, «искажавшее социалистическую действительность»?

8. Какие произведения А.П.Платонова Вы знаете? Составьте отзыв на одно из прочитанных Вами произведений А.П. Платонова?

9. Какие произведения М.А.Булгакова Вам известны? Составьте отзыв на одно из известных вам произведений этого автора.

10. Объясните общий смысл понятий: «абстракционизм», «супрематизм», «конструктивизм», «аналитическое искусство», «авангардизм», «социалистический реализм».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русская культура рубежа XIX-XX вв | Русское зарубежье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.