КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура Советской России
Советская литература второй половины XX в. и культура постсоветского периода Русское зарубежье Культура Советской России Русская культура советского периода Лекция 13
Октябрьская революция 1917 г. оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период серебряного века высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена, и ее движение пошло резко вниз. Перелом был совершен сознательно, строился по заранее составленному плану и не представлял собой стихийной катастрофы. С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории - пролетарского - типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т. д. Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Российской дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще меньше, поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям, существовал всего 57 лет (1861-1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся многими столетиями, а возраст второй перевалил за 150 лет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени. Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в одночасье решили расправиться с той и другой как с ненужным наследием прошлого. В пылающий костер революции полетели не только иконы и хоругви, но и томики стихов Пушкина. Лозунг первых лет советской истории «Сбросим Пушкина с корабля современности!» воплощался с жестокой последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он, великий перелом, ими и был инициирован. Происходившая в ту эпоху культурная революция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую модернизацию. За создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В.Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации - Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры — «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т. п. Уже в 1917 г. перешли в «собственность и распоряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С.Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И.Даля, И.В.Цветаева. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось политическим преследованием: шахтинское дело, процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физическое уничтожение русской интеллигенции. Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы; здесь использовался «лабораторно-бригадный метод», при котором один ученик отчитывался за всю группу). В результате уже в 1933 г. по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию вместе взятых. Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как провозглашалось на VIII съезде РКП(б). Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей. Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с 1918 по 1923 г. было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918-1919 гг. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924 г. - 2271. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. была национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г. - в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы. Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских домах и церквях устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. В городах уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров, переименовывались улицы и площади. Образование стало государственным, что повлекло за собой ряд последствий. Во-первых, администрация школы и вуза, лишившись академических свобод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату, который назначал и сменял кадры преподавателей, определял квоты на прием студентов. Во-вторых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, резко расширялись масштабы и объем народного образования, к бесплатному государственному образованию получали доступ практически все слои населения. В результате уже в 1921 г. количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены - не требовался даже документ об окончании средней школы. В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 г. вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывавший все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И.Калинин, В.И.Ленин, А.В.Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1917-1920 гг. грамотой овладели около 7 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи 1939 г., численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялась до 90%. Количество учащихся в общеобразовательной школе превысило 30 млн. человек по сравнению с 7,9 млн. в 1914 г., а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских учреждениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 г. почти в 10 раз. Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели передовыми достижениями науки того времени, а в ФЗУ (фабрично-заводских училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и граничил с функциональной неграмотностью (умением читать, но неспособностью разбираться в прочитанном). Советское правительство поступило так, как, наверное, поступило бы на его месте любое другое поставленное в крайние условия руководство: из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства, а затем широкое строительство тысяч новых предприятий требовали быстрейшей подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В подобной ситуации все ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности, где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы. С тех пор соотношение бюджетных средств, выделяемых государством на развитие науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и естественного знания, в 30-е годы такая политика принесла свои плоды. На основе научных изысканий академика С. В. Лебедева (1874-1934) в СССР впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А.Ф.Иоффе (1880- 1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В 30-х годах советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскрепощения и свободы поиска, царившей все 20-е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, теории. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеологии, нежели приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И.Ленин впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным философам, ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей, составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого разного идеологического толка, на университетских кафедрах можно было встретить оголтелого марксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке — спорящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся говорить о том, какой идейной позиции он придерживается. Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стала деятельность трех великих поэтов - В.Маяковского, А.Блока и С.Есенина. Хотя вся публиковавшаяся в советские годы художественная, научная и публицистическая литература может называться официальной, далеко не все советские писатели, даже оставшиеся в стране, выражали внутреннее согласие с идейными установками большевистской партии, которые прямолинейно проводились частью чиновников от культуры, занимавших министерские посты и ответственные должности в отделе пропаганды и науки ЦК КПСС. Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именовались внутренней эмиграцией. Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода - А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, A.M.Горький, Д.А.Фурманов, М.М.Зощенко, К.А.Федин, М.А.Шолохов, Л.Н.Толстой, Вяч.Вс.Иванов, Л.М.Леонов, А.П.Платонов, М.А.Булгаков, Ф.В.Гладков, Б.Л.Пастернак, К.Г.Паустовский, В.П.Катаев, К.М.Симонов, И.Г.Эренбург, А.Т.Твардовский, А.А.Фадеев, Д.А.Гранин, А.И.Солженицын, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Р.И.Рождественский, Г.Я.Бакланов, Ю.В.Бондарев, А.А.Ананьев, В.П.Астафьев, Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.Г.Распутин и др. - не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмиграции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзоповым языком, других, желающих во всем быть искренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или довольно часто до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности. Творчество А.П.Платонова (1890-1951) («Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море») искусствоведы ставят в один ряд с величайшими фантасмагористами XX столетия. Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный русский писатель М.А.Булгаков (1891-1940) («Белая гвардия» (1927), «Дни Турбиных» (1926), «Бег» (1928), «Мастер и Маргарита»). В живописи серебряный век продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха гражданской войны не остудили творческий жар русской интеллигенции. После 1915 г. Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 г. именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кончаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок «Супремус» (Малевич, Розанова, Попова). В Москве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открываются художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной культуры (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас). Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В.Кандинскому (1866 - 1944). В 1910 г. он создал первое абстрактное произведение — хаотичное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих, и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве». С этого момента в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название абстрактного. В 1911 г. вместе с Францем Марком Кандинский создает знаменитое объединение «Синий всадник». Художники организуют выставки, налаживают издание альманаха. Период с 1909 по 1914 г. был самым интенсивным, Кандинский написал около 200 картин. В 1921 г. он становится одним из организаторов и вице-президентом РАХН. В 1921 г. Кандинский уезжает из Москвы и возвращается в Германию, где становится профессором Баухауза в Веймаре. Этот период был самым продуктивным в его творчестве. Художник достигает всемирного признания, его персональные выставки проходят во многих странах Европы и США. Другим творцом современного искусства стал К.С.Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus -высший, последний), или искусства геометрической абстракции. В 1915 г. Малевич выставил в Петрограде 39 «беспредметных» произведений и среди них — «Черный квадрат». Одной из центральных фигур русского авангарда был В.Е.Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства. Сущность конструктивизма составляла идея практичного, утилитарного использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились одним из самых грандиозных сооружений начала XX в. - памятником III Коммунистическому интернационалу (1919-1920). Спиральная башня высотой 400 м включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая должна была распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня Татлина», превосходившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструктивизм оказался чрезвычайно плодовитым не столько в фундаментальной, сколько в прикладной сфере искусства. От него берут начало два культурных начинания XX в. — дизайн и производственное искусство, которое считается ветвью или направлением дизайна. Производственное искусство — направление в российском дизайне 1920-х годов, сложившееся в русле конструктивизма. Было тесно связано с теорией и практикой ЛЕФа. Его приверженцы (О.М.Брик, А.М.Ган, А.М.Родченко, В.Ф.Степанова и др.) выдвинули социально-утопический идеал преобразующего старый быт «художника-инженера», который, отвергнув традиционные станковые виды творчества, создает новые, строго функционально обусловленные бытовые вещи, реформирует визуальную рекламу, орнаментику тканей и полиграфию, конструирует выставочные пространства как зримые прообразы будущего. Одной из ключевых фигур в искусстве XX в. являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н.Филонов (1881 - 1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда — так называемого аналитического искусства. Панорама русской живописи XX в. будет неполной без освещения такой колоссальной фигуры, как М.Шагал, один из крупнейших представителей сюрреализма. Франция стала его второй родиной, здесь он создал большое число гравюр, литографий, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. Шагал оказал колоссальное влияние на все мировое искусство. В первые годы Советской власти живопись раскололась на два враждебных лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен талантливой плеядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который можно назвать «правым», являл собой сообщество политически ангажированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма. В конечном итоге он и победил, вот почему произведения 30-х годов посвящены прославлению либо счастливой деревни после коллективизации (С.В.Герасимов, «Колхозный праздник», 1937) и доблести и силы армии (С.А.Чуйков, «На границе», 1938), либо руководителей партии, среди которых ведущее место занимает Сталин. В 1939 г. был репрессирован гениальный режиссер, актер, педагог и реформатор театра В.Э.Мейерхольд (1874-1940). Он хотел сделать театр политическим и агитационным действом, в котором зрители должны были участвовать наравне с актерами. На раннем этапе он разработал символическую концепцию «условного театра», а после 1917 г., возглавив движение за переоценку эстетических ценностей, создал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. В 30-х годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая новые проспекты, строители разрушили множество древних храмов и монастырей. В 1934 г., согласно плану реконструкции Москвы, был уничтожен главный памятник России - храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и посвященный Отечественной войне 1812 г. Грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX в.: П.К.Клодт, А.В.Логановский, Н.А.Рамазанов, Ф.П.Толстой, В.В.Верещагин, К.Е.Маковский, В.И.Суриков и др. Отечественные градостроители добились того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры. Родоначальником социалистического реализма явился крупнейший писатель М.Горький (1868-1936). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И.Замятин, А.М.Ремизов, В.Ф.Ходасевич, В.Б.Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие Дома ученых и Дома искусств. В 1934 г. он возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г. Горький написал роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», являющуюся энциклопедией жизни русской интеллигенции за 40 лет. Несомненно, Горький являлся одной из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий и советской литературы.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте пролетарский тип культуры. 2. В чем заключался практический смысл культурной революции? 3. Как отразились процессы национализации на судьбе культурного наследия «старой» России? 4. Каковы последствия огосударствливания образования? 5. Каким сферам культуры были отданы приоритеты? 6. Чем характеризуется состояние внутренней эмиграции, эскапизма? 7. Почему, на ваш взгляд, советская действительность породила творчество, «искажавшее социалистическую действительность»? 8. Какие произведения А.П.Платонова Вы знаете? Составьте отзыв на одно из прочитанных Вами произведений А.П. Платонова? 9. Какие произведения М.А.Булгакова Вам известны? Составьте отзыв на одно из известных вам произведений этого автора. 10. Объясните общий смысл понятий: «абстракционизм», «супрематизм», «конструктивизм», «аналитическое искусство», «авангардизм», «социалистический реализм».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |