Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современной культуры

Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)

Лекция 15

 

Характерной чертой всей постин­дустриальной культуры второй половины XX века стал постмодер­низм. Настоящее как модерновое соотносилось в Новое время с прошлой культурой. Постмодернизм стал утверждать новое понимание (или толкование) бытия, человека, его души и совести, боже­ственного, многих других признаков культуры общества и культурности человека - вне связи с прошлым историческим развитием.

Постмодернизм сегодня определяется как характеристика современной культуры, связанная с фундаментальными сдвигами в формах мышления и направлении исследовательских интересов. Такие проблемы, как интимная жизнь человека, безумие, критическое отношение к Просвещению и рациональности, отказ от онтологии и обращение к чувственности, ко всей психике человека, описание действительности «в на­туральности», без каких-либо интерпретаций и замалчивания, стали центральными в постмодернистском осмыслении природы, человека и общества, культурности людей. Произошло размывание граней между дозволенным и недозволенным, эстетическим и неэстетическим, моральным и аморальным, искусством и неискусством.

Постмодернистские позиции в мировоззрении людей, в искусстве, во всей духовной культуре приводят, с одной стороны, к переосмыслению всей современной культуры общества, к утверждению критического отношения к действительности как основной доминанты. А с другой - постмодернизм размывает границы культуры и культурности.

Подобная ситуация может стать опасной для дальнейшего существования планетарной цивилизации. Общество не может долго существовать в условиях интеллектуальной и чувственной разобщенности, культура при вседозволенности суждений и оценок, поступков и дейст­вий рано или поздно погибнет. Уже сегодня постмодернистский подход к культуре многими не поддерживается, так как он не согласуется с преемственностью, гуманизмом и миротворчеством, с неотложностью решения глобальных и других проблем, поддержанием в обществе порядка, с нравственной и правовой регуляцией жизни людей.

В искусстве постмодернизм проявляется в деконструкции форм и стилей творчества художников, скульпторов, музыкантов прошлого. Широко применяется произвольная трактовка сюжетов, обезображива­ние или примитивизация произведений, на неестественные элементы разъединяется целое - портрет, пейзаж, скульптура и т.п. На картине С.Дали «Венера Милосская с ящиками» богиня любви предстает перед зрителями с непонятными чуждыми сюжету ящиками в области лба, гру­ди, живота. Современные компьютерные «трактовки» произведений В.Сурикова, В.Перова и других отечественных художников представля­ют персонажей картин на роликовых коньках, в спортивной современ­ной атрибутике, с государственной символикой царской России, совет­ского времени или настоящей России. Вольное обращение с классическими образцами искусства прошлых эпох - особенность пост­модернизма. Еще одна особенность - не ограниченная ничем свобода творчества. Искусство и его признаки, критерии приобретают ярко выраженную субъективную, индивидуально-личностную трактовку. Еди­ное, традиционное, типичное, общепринятое в искусстве постмодернизм отвергает.

Дух индивидуального выражения в искусстве и индивидуаль­ного потребления становится в нем главным и единственным.

Особенностью функционирования современного искусства в мировом сообществе является более тесное его взаимодействие с народным художественным творчеством. Эпос, прикладное народное художествен­ное творчество, магия и гадания, народная музыка и другие формы по­лучили теоретическое осмысление в работах специалистов, само профес­сиональное творчество часто обращается к «истокам» - фольклору, мифологии, древним верованиям. Данная особенность часто проявляет­ся в трудно объяснимом синтезе научных исследований, творчества современных представителей искусства и мистики, экстрасенсорики, ворожбы, медитации, виртуальности, заговоров, парапсихологии и полтергейста. Она также подчеркивает многообразие современного искусства и всей духовной культуры.

Явлением XX века стала массовая (популярная) культура. Это вид специализированного и коммерциализованного художественного творчества с широким использованием современных записывающих и воспроизводящих технических средств. Массовая культура представляет собой потребление музыкально-художественной, в основном, культуры большими массами людей, прежде всего — молодежью. Движущей силой ее является «спрос-предложение» на рынке художественно-эстетических услуг. Продукция массовой культуры создается, как правило, высококлассными специалистами, хотя не исключены массовые подделки и низкопробные «шедевры». Это высокодоходная сфера художественного творчества. Она способна производить сильное воздействие на потребителей, подчинять их психику массовым влечениям, модным формам и стилям, удерживать в духовном мире важные для заказчиков массовой культуры ценности и устремления.

В ряде случаев массовая культура используется для психологической обработки сознания молодежи, других слоев общества. Но она может и отвлекать потребителей от острых проблем и трагизма жизни, помогать лег­че переносить неудачи, удовлетворять художественно-эстетические потребности.

Массовая культура соотносится с элитарной духовной культурой, которая возникла значительно раньше. Сегодня элитарная культура во многом взаимодействует и интегрируется с корпоративной или узко-профессиональной культурой. В связи с глубоким социальным и имущественным расслоением современного российского общества, элитарная культура получила существенное развитие.

Еще одной чертой и особенностью культуры мирового сообщества является формирование информационной культуры. Важно подчеркнуть, что информационный компонент функционирования планетарного общества, который получил название «информационное об­щество», в основных элементах и признаках уже создан. Культурность проявления информационной жизни современного общества еще пред­стоит утвердить.

Информационная жизнь общества существовала всегда. Но самостоятельный статус и определяющую роль она приобрела с созданием техни­ческих систем получения, обработки, хранения и использования информа­ции. Первую передающую телевизионную трубку создал В.Зворыкин в 1933 г., компьютер был создан в 1947 году, транзистор - в 1948 г. Автоматизация в компьютерных системах утвердилась с конца пятидеся­тых годов. Экспертно-контрольные системы появились в 1976 г. Компьютер­ная техника развивается чрезвычайно быстрыми темпами. Поэтому XXI век называют не только гуманистическим, но и информационным.

Существует и другая точка зрения, согласно которой информационное сообщество возникло на рубеже XIX-XX веков. Индустриализация XVII-XIX веков потребовала новых форм управления и контроля. Такой новой формой стала информация и ее использование. Информационные взаимодействия в индустриальном производстве и самом обществе опре­делили новый механизм материального и духовного производства, новый облик культуры. С применением информации одновременность и единст­во мирового социокультурного процесса дополнились синхронизацией развития локальных культур. Ее использование в телефонной связи и ком­пьютерах, телевидении, аудио и видеотехнологиях расширяет коммуни­кационные сети человечества от межличностных до международных, от традиционных до интернета, от земных до космических.

В информацион­ном обществе мировая культура реализует как свое единство, так и много­образие. Единое информационное пространство позволяет гармонично соотносить общечеловеческое и национально-особенное в культуре.

Главная тенденция современной культуры связана с глубокой деформацией чувства гармонии, с дальнейшим расщеплением целостного сознания. Абсолютизация роли науки погрузила человека в состояние полной неопределенности относительно смысла жизни. Расширение техносферы не привело к гармонизации общества.

Таким образом, культура XIX-XX столетий чрезвычайно многообразна и многолика. Она имеет кризисные процессы и прорывы в буду­щее. Она гуманистична и непримиримо воинственна, традиционна и но­ва. Материальная и духовная культура мирового сообщества представляет собой сегодня результат гигантского созидательно-творческого труда многих поколений, народов и государств. Создана грандиоз­ная «вторая природа», которая сегодня составляет главную среду, содер­жание и способ жизнедеятельности человечества. Несмотря на многие нерешенные проблемы и жизнь людей, характеризующуюся выживанием, она имеет перспективы.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Объясните основное содержание понятий: постмодернизм, постиндустриальная культура, информационное об­щество.

2. Кем была создана передающая телевизионная трубка?

3. Когда был создан первый компьютер?

4.Когда был создан первый транзистор?

5.Охарактеризуйте облик культуры XXI века.

6.В чем заключается главная тенденция современной культуры?

7.Кто, по Вашему мнению, способен решить судьбу современной культуры?

 

Заключение

Кратко обобщая изложенный в пятнадцати лекциях материал в дисциплинарных рамках курса «История мировой культуры», можно сделать выводы, что культура как система – многостороннее явление, поэтому важно продолжить ее изучение на междисциплинарном уровне. Предмет «История мировой культуры», являясь базовым элементом гуманитарного образования в высшей школе, безусловно востребован студентами наряду с престижными сегодня дисциплинами технического, экономического, информационного направлений. Молодому образованному человеку, постигающему динамичный мир современности, участвующему в культуротворческом процессе, не безразличны знания и понимание истории становления и разнообразия форм, видов, типов культуры. Лекционный материал, конечно, не в состоянии отразить многообразие мировой культуры, ее чарующую многоликость, тем более дать исчерпывающий очерк истории мировой художественной культуры. Подобные задачи и не ставились в данном курсе лекций, так как это задачи иной дисциплины. Наследие мировой культуры должно, по-нашему мнению, ориентировать молодое поколение на творческую жизнеутверждающую деятельность во всех сферах жизни, щедро распахнутыми перед молодыми людьми. Культуры народов на пути исторического развития «пережили» взлеты и падения, рождение и смерть, но, как звенья одной нерушимой цепи, являются одновременно связующим элементом прошлого, настоящего, будущего той самой мировой культуры, в которой неистребима потенция к Возрождению. Феникс Культуры должен стать для молодого человека надежной путеводной звездой, лучшим проводником в мире, который не может сохранить себя иначе, как через Культуру.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прообразы тоталитаризма в истории культуры | Вопросы для подготовки к зачету
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.