Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационная теорияДэвида МакКлелланда

Давид Лилиенталь

(А. Маслоу, ДПЧП, с. 229)

«Вопрос зла нельзя замалчивать …»[, с.229]

«Мой взгляд на эту проблему, изложенный в общем виде, таков: агрессия, враждебность, неуживчивость, конфликтность, жестокость, садизм без сомнения присущи человеку…» [, с.230].

«Я считаю, что начатки агрессивного поведения можно обнаружить у каждого человека, либо в действительности, либо в потенции» [, с.230].

 

http://partnerstvo.ru/lib/to/node/59:

 

В своей книге «Сделано в Японии» А. Морита, президент фирмы «Сони», описывает случай, который произошел с ним в 1975 г. во время его пребывания в Советском Союзе. На одной из встреч в Госкомитете по науке и технике его попросили высказать мнение о продемонстрированном тут же транзисторном телевизоре советского производства, который предполагалось продавать в Европе. А. Морита, уточнив, может ли он высказать свое личное мнение, и получив разрешение, сказал: «В Советском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств. У вас великие музыканты, балет — великое художественное наследие, а ваши исполнители славятся во всем мире. Это счастье, что ваша страна обладает и техникой, и искусством. Но почему же этого не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусство, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если говорить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вкусах потребителей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно будет продать».

 

 

Её ещё называют теорией приобретаемых потребностей (потребность во власти, в успехе, в причастности к выработке и принятию решений.

 

Основное внимание он уделил высшим, вторичным потребностям, но, конечно, он не отрицал первичные.

1. Потребность во власти – впервые введена в систему побудителей деятельности.

2. Потребность в успехе.

3. Потребность налаживать хорошие отношения с окружающими (мотивация аффилиации).

Люди с потребностью во власти доминантны, активны, энергичны, не боятся конфронтации, стремятся к отстаиванию своих позиций. Но потребность во власти ещё не есть способность властвования. Если потребность и способность сочетаются, то это тип эффективного руководителя, если нет – то это тип карьериста, т.е. «я в деле», а не «дело во мне».

 

Потребность во власти ¹ способность властвования.

Потребность в успехе – основное богатство страны, ее национальное достояние [МК].

Позже Дж. Аткинсон внес дополнение в эти представления. Он показал, что потребность в успехе должна рассматриваться в комплексе с еще одной, тоже базовой потребностью – с потребностью избежать неудачи (неуспеха).

Затем они совместно разработали теорию «субъективно предпочитаемого риска». Именно сочетание этих двух потребностей и определяет приемлемый уровень риска и способы поведения людей.

 

Мотивация (мотив) достижения успеха и мотив избегания неудачи

 

Это 2 разные устойчивые личностные черты.

Мотив достижения успеха (Ach – от англ. achievement – достижение) – потребность добиваться успехов в различных видах деятельности.

Исследования мотивации достижения начались в 50-х гг. американским ученым Д.С. МакКлелландом с помощью апперцептивного тематического теста (с помощью картинок) и были продолжены другими учеными – Д. Аткинсоном, Х. Хекхаузеном и др. [Немов, Психология, Т. 1, с. 411]

МК считал, что черта мотивации достижений зависит от условий воспитания и среды. При правильном воспитании и хорошей среде и выражается этот мотив.

Он складывается между 3-мя и 13-ю годами и формируется как под воздействием родителей, особенно матери, так и под влиянием среды (школа, родственники, детский сад).

Мотив достижения складывается, если успех поощряется похвалой, наградой и хорошим отношением родителей и воспитателей. И даже если осуждение неудачи и санкции протекают или делаются в обстановке дружелюбия и уважения. На формирование высокой потребности в достижении успеха влияет степень эмоциональной включенности родителей в дела ребенка и окружающая обстановка.

Наиболее благоприятна ситуация сочетания ненавязчивого давления родителей и высокой насыщенности среды побуждающими факторами.

Т.е. формируется установка: я хороший (молодец, умный, настойчивый, находчивый и т. д.), я все смогу.

Люди, мотивированные на успех, ставят такие цели, достижение которых однозначно может быть расценено как успех. Они всегда и во всем стремятся добиваться успеха, ищут такой деятельности, активно в нее включаются. Они обычно ожидают успеха, уверены в нем. Рассчитывают получить одобрение, работа вызывает у них положительные эмоции. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания.

Выбирают обычно профессии, соответствующие их знаниям, навыкам, опыту.

Настойчивы, выбирают задачи средней или слегка повышенной сложности.

В случае неудачи они не отказываются от постоянной цели, а проявляют упорство, снова пробуют – как бульдоги. Железная хватка, бульдожья – у них.

После неудачи они добиваются еще лучших результатов.

Они хотят иметь мгновенную и надёжную «обратную связь».

Эта потребность коррелирует, согласно исследованиям, с потребностью добиться высокого статуса и богатства.

МакКлелланд утверждал, что потребности в достижении можно «научиться». Потребности в достижении (Ach) являются приобретёнными и зависят от культуры общества и способности к научению.

Люди с высоким уровнем Ach не хотят работать в коллективах и брать на себя ответственность за их деятельность.

Они предпочитают средний уровень трудностей задач и разумный риск.

Женщины и мужчины по-разному воспринимают (понимают) успех:

Женщинам чаще всего важнее чувство выполненного долга, профессиональный рост, интересная работа и близкие межличностные отношения.

Мужчины же придают большое значение заработку, индивидуальному успеху, лидерству, мотивации.

Мужчины более склонны к конкуренции, чем женщины.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Все их мысли и действия подчинены цели избежать неудачи.

Такой человек не уверен в себе, не верит в возможность успеха, боится критики.

С работой связаны отрицательные эмоции, не испытывает удовольствия от работы, тяготится ею.

В результате он оказывается не победителем, а побеждённым, в целом – неудачником.

Профессии выбирают или слишком легкие, или слишком сложные. Они необъективно оценивают себя, имеют заниженную самооценку. Даже успех свой объясняют случайным стечением обстоятельств. Лучших результатов добиваются после успеха.

Есть люди, у которых наблюдается выученная беспомощность – состояние, возникающее после серии неудач (или даются не решаемые задачи, или в деятельность вводятся неустранимые помехи).

Возникает депрессия или невротическая тревога, возможны психосоматические расстройства.

Возможна генерализация выученной беспомощности – будучи выработанной в одной ситуации, она распространяется и на многие другие.

Но если человеку сказать, что с этой задачей никто не смог бы справиться, или что это единичный случай, что именно эта задача такая, а с другими он справится, то развитие и генерализация выученной беспомощности может не произойти.

Тест «Определение степени мотивации личности к успеху»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время?

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

1. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

2. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

3. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

4. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

5. Я более доброжелателен, чем другие.

6. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как я знаю, что, выполняя его, я добился бы успеха.

7. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

8. Усердие – это не основная моя мечта.

9. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

10. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

11. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.

12. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

13. Препятствия делают мои решения более твердыми.

14. Во мне легко пробудить честолюбие.

15. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

16. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

17. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

18. Нужно полагаться только на самого себя.

19. В жизни мало вещей боллее важных, чем деньги.

20. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю.

21. Я менее честолюбив, чем многие другие.

22. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

23. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

24. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

25. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

26. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другие.

27. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

28. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

29. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

30. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

31. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

32. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

33. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

34. Когда я работаю вместе с другими, я достигаю больших результатов, чем другие.

35. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

36. Я завидую людям, которые не очень загружены работой.

37. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

38. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я предпринимаю меры вплоть до крайних.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Содержательные теории мотивации. Они содержат перечень потребностей индивида, сфокусированы на внутренних факторах активности индивида и позволяют управлять поведением индивида на основании | Двухфакторная теория трудовой мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.